 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 06 май 2010, 08:36 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Святое Причащение — это то, о чем трудно говорить. Это то, чем надо жить. Святые Отцы говорили, что вся наша жизнь должна быть как непрекращающаяся Литургия. И это так. Кто хоть раз был на Литургии, хорошо подготовившись ко Причастию, тот это знает. Когда приходишь ранним утром в храм, как-будто попадаешь в другой мир. Вроде только что спал, а тут и весь сон пропадает. Мерцают свечи, свято пахнет ладаном, диакон позвякивает кадилом, пономарь читает торжественные и умилительные слова Псалтири. «Благословенно Царство...», — возглашает иерей, и ты не просто понимаешь, а всем существом чуствуешь что оно действительно благословенно, и оно — кругом. «Не знали где мы были, на небе или на земле», — говорили послы святого князя Владимира о Литургии в Софийском соборе Константинополя. «Благослови душе моя Господа...», — радостно разливаются антифоны и чувствуешь приближение чего-то Великого. Знаешь что все, от мала до велика, собравшиеся тут такую рань, пришли не просто так. А для Чего-то. Для того, чтобы встретить и принять Его. Дерзнуть принять участие в Его Тайной Вечере! И ты уже не один, но чувствуешь себя «единым сердцем и едиными устами» со всеми прихожанами. Чем дальше — тем волнительнее становится. Невозможно переживать Евхаристический Канон без слез. Это как смерть — вот, ты стоишь пред Лицом Господа, ты пришел принять в себя Его. «Отложим всякое попечение житейское...». Священник, как Моисей, с воздетыми руками. Густой фимиам от ладана пронзают солнечные лучи и падают на Престол. Да, именно так. Никаких попечении не остается и близко. Всю жизнь бы так стоять. «Святая Святым...» Все на коленях. «Со страхом Божиим и верою...» Приступаем. Не до конца понимая происходящее, со страхом, смирением («Знаю что грешник, ну Ты уж прими, Господи, не могу без Тебя!»), ватными ногами, шаг за шагом к Тому, к Кому и за километр приступить недостоин. Зажмуриваешься, идешь со сложенными, как у покойника, руками к столику с запивкой. Осторожно, не толкая никого, а если толкая, то ласково, осторожно, приобнимая, и глядишь на всех как на родных после долгой разлуки. Какое-то детское непередаваемое чувство. Господи, свершилось! Мы вместе, мы Едино! Мир, радость... теперь и не страшно умереть. Не страшно, потому что понимаешь, что смерти и нет, что ты — причастник Вечности. И все Святые, и ангелы, и твои усопшие близкие, они здесь, рядом. И полное спокойствие, и ничего не тяготит — мир. Вот почему нам хочется, чтобы вся жизнь была как Литургия.
Необходимо понимать, что описанные чувства на Божественной Литургии могут быть не у всех и не всегда. Но, очевидно, довольно часто христианин переживает Святое Причастие примерно так. Так и должно быть, по-хорошему. Наше «практическое задание» на всю жизнь — хранить эти чувства. А это возможно лишь при великой любви к Богу, смирению, вере и благоговению перед Святым Причастием. Здесь нам есть чему поучиться у Святых Отцов. А также у своих духовников (или просто у священников, кому исповедуемся). Дело в том, что у каждого человека свои духовные особенности, и каждому надо искать свой личный «духовный режим», приносящий наибольшие духовные плоды. Так, мы знаем, что весь смысл Божественной Литургии — это Святое Причащение. Поэтому, если мы приходим на нее и не причащаемся, то это не правильно, от этого можно получить духовный вред. Вот как об этом пишет Святитель Иоанн Златоуст: "Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок! Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре - никто не подходит причаститься. Говорю это не для того, чтобы вы причащались просто так и как случится, но чтобы вы делали себя достойными. О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: "Те, которые пребываете в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил". Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Итак, что ты стоишь? Если ты в чине кающихся, тогда ты не можешь причаститься, ведь тот, кто не причащается, среди кающихся находится. Для чего взывает диакон: "Изыдите те, которые не можете молиться Богу", а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им? Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Или они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: "Друзья, как вы стоите здесь, в Церкви, не имея брачной одежды?" Разве Он не спросил: "Почему ты сел за трапезу?" Но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не "почему ты возлег?", а "как ты вошел?" (См. Мф.22,2-14)… Когда ты услышишь: "Помолимся все сообща", когда ты увидишь, что открываются врата алтаря, тогда считай, что открывается небо и снисходят ангелы. И как не должен быть здесь ни один некрещеный, так не должен быть и ни один (хотя и крещеный, но) нечистый и скверный. Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы? Но ты говоришь: "Я недостоин". Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения. Разве ты не видел, как рабы господ своих сначала моют трапезную, убирают дом и затем уже предлагают блюда? Это делается у нас посредством молитв, посредством возгласа диакона: мы моем, как губкой, церковь, чтобы Тайны были предложены в чистой церкви и не нашлось в ней никакого пятна, никакого порока. Нечистые глаза недостойны видеть этого зрелища, оскверненные уши недостойны слышать эти песнопения. Ибо так повелевает закон: если даже животное хотело приблизиться к Синайской горе, то должно было быть побито камнями. Так они были недостойны находиться даже у подножия горы, хотя впоследствии и приблизились и видели место, где был Бог. Следовало приближаться и видеть после. А когда присутствовал Бог, надо было удалиться... Хотел бы сказать вам еще больше и страшнее, но, чтобы не перегружать ваш ум, достаточно и этого. Ибо те, которые не вразумляются этим, не смогут вразумиться и большим. Итак, дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия на Литургии, и Причащения. Скажи мне, пожалуйста, если бы некий царь повелел: "Тот, кто совершит такое-то зло, пусть не приближается к моей трапезе", то ради этой чести разве вы не захотели бы приложить все возможные силы ваши, чтобы предохранить себя от зла? Когда же священник приглашает нас подойти причаститься, тогда Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение" (Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с.29-32).
Следовательно, человеку, возможно, стоит по благословению духовника ходить на Литургию лишь только тогда, когда он причащается, и делать это почаще (раз в две-три недели). Или в прочие воскресения приходить только на Литургию Оглашенных (выходить из храма после возгласа «Оглашенные, изыдите...»), как рекомендовал опять же Святитель Иоанн и советуют некоторые духовники. Также всем нам важно помнить про другие богослужения — воскресные Всенощные, акафисты, будничные службы, на которых можно от сердца помолиться, не смущаясь тем, что когда священник выходит со Св.Чашей и диакон зовет: «Со страхом Божиим и верою приступите!», — мы, наоборот, отодвигаемся подальше в сторонку от Своего Творца. Но, опять же, это дело сугубо индивидуальное, требующее решения вместе с духовником. Общее же — что мы должны, по слову св.прп.Серафима Саровского, «торговать духовно» так, чтобы приносить наибольшую «духовную прибыль». То есть, искать оптимальный лично для Вас «духовный режим», ведущий к углублению и развитию духовной жизни.
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Ксения
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 06 май 2010, 08:55 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18 Сообщения: 25551
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Следовательно, человеку, возможно, стоит по благословению духовника ходить на Литургию лишь только тогда, когда он причащается, и делать это почаще (раз в две-три недели). Или в прочие воскресения приходить только на Литургию Оглашенных Честно говоря, я впервые слышу такую рекомендацию. Из знакомых мне прихожан так никто не поступает. У меня получается как раз наоборот  : я прихожу с дочкой приблизительно к Литургии верных - всю службу ребенок не выдерживает, и батюшка сказал, приходите к середине. Да и как пропустить самую важную часть Литургии? Символ Веры, Иже Херувимы?... Насчет еженедельного причащения: далеко не у всех есть возможность готовиться каждую неделю, читать последование, поститься. А если не посещать в обязательном порядке воскресные Литургии, а ходить раз в три недели, можно со временем расслабиться и начать ходить раз в месяц, потом раз в два месяца, а потом еще реже. По крайней мере у меня так и получится. Очень боюсь отпасть каким-то образом от Церкви (вернуть меня обратно будет некому) и поэтому постоянно себя пинками принуждаю к чему-либо: читать полностью молитвенное правило, ходить в храм, готовиться к исповеди, читать Псалтырь... буквально ко всему приходится принуждать из-под палки мою ленивую душу. А если хоть однажды скажу себе: "не пойду-ка я сегодя на Литургию, посплю, а лучше пойду в следующий раз причащаться", - тут меня лукавый точно поймает.
_________________ О, Россия! С нелегкой судьбою страна... У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, прожить не смогу... (Ю. Друнина)
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 06 май 2010, 09:05 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я у духовника спрошу....
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 07 май 2010, 20:57 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Следовательно, человеку, возможно, стоит по благословению духовника ходить на Литургию лишь только тогда, когда он причащается, и делать это почаще (раз в две-три недели). Или в прочие воскресения приходить только на Литургию Оглашенных (выходить из храма после возгласа «Оглашенные, изыдите...»),
То, что Вы советуете, противоречит Канонам Церкви. Даже простые книги о церковном благочестии говорят: До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.
Правила благочестия http://azbyka.ru/dictionary/15/pravila_ ... -all.shtmlДо конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ttp://www.dnkrus.ru/issue.shtml/obuch/204.htmlТе, кто уходит из храма до окончания литургии, подлежат прещению по Апостольским правилам: Цитата: 9 Апостольское Правило. Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения. http://azbyka.ru/dictionary/10/kanony_p ... -all.shtmlИ те, кто без уважительной причины, вроде отсутствия в городе или болезни, не приходит на литургию, - тоже под каноническим прещением: Цитата: Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора) Правило 80 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 07 май 2010, 21:15 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): То, что Вы советуете, противоречит Канонам Церкви Ивона, помилуйте... кто я такой что бы что-то советовать о Причастии?! Вы спорите с Алексей_СПб писал(а): Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с.29-32
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 07 май 2010, 21:24 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Ивона писал(а): То, что Вы советуете, противоречит Канонам Церкви Ивона, помилуйте... кто я такой что бы что-то советовать о Причастии?! Вы спорите с Алексей_СПб писал(а): Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с.29-32 Нет, Алексей, я спорю не со святителем, который никогда не советовал пропускать Божественную службу. Я призываю Вас постараться понять, что именно Вы прочитали, и не делать из верной проповеди неверных выводов. 
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
Последний раз редактировалось Ивона 07 май 2010, 21:36, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 07 май 2010, 21:28 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Я призываю Вас постараться понять, что именно Вы прочитали и не делать из верной проповеди неверных выводов.  Я слишком туп для таких выводов.... Мне проще... несколько лет назад мне батюшка сказал - каждое воскресение надо быть в храме. Для меня вопрос снят. Мне интересны были как раз комментарии... Это не в коем случае не повлияет на мои посещения служб 
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 07 май 2010, 21:41 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Ивона писал(а): Я призываю Вас постараться понять, что именно Вы прочитали и не делать из верной проповеди неверных выводов.  Я слишком туп для таких выводов.... Мне проще... несколько лет назад мне батюшка сказал - каждое воскресение надо быть в храме. Для меня вопрос снят. Мне интересны были как раз комментарии... Это не в коем случае не повлияет на мои посещения служб  Да какие же мы можем дать комментарии к проповеди такого светильника Церкви? Святитель Иоанн Златоуст призывает всех жить так чисто и трезвенно, чтобы можно было причащаться за каждой литургией. А то, из чего Вы сделали такие неожиданные выводы, - это перлы его красноречия, которыми он обнажает лукавство тех, кто в самооправдании и лености пренебрегает великим даром Божией службы и Святых Таин. И объясняет смысл своей речи: "дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия на Литургии, и Причащения".
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 08 май 2010, 15:24 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Правила правилами, а жизнь жизнью. Всяко бывает. Главное "всяко" не брать за правило  ))) Но и правило не должно превращать радость служения Богу в каторгу. Поэтому, у каждого - своя мера, каждому - свой совет. А то возьмешь не по силам и всё потеряешь. Лучше потихоньку, но до конца.
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 09 май 2010, 13:43 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
АнечкаОл писал(а): Правила правилами, а жизнь жизнью. Всяко бывает. Главное "всяко" не брать за правило  ))) Но и правило не должно превращать радость служения Богу в каторгу. Поэтому, у каждого - своя мера, каждому - свой совет. А то возьмешь не по силам и всё потеряешь. Лучше потихоньку, но до конца. Правила Церкви на то и правила, чтобы нам знать, что спасительно для нас, а что - нет. У каждого своя мера, когда речь идёт о таинствах, о причащении, это конечно. А вот что до того, когда и как часто нам ходить в храм - это установлено для всех и каждого не нами, не нам и менять, слава Богу.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 10:37 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Алексей_СПб писал(а): Следовательно, человеку, возможно, стоит по благословению духовника ходить на Литургию лишь только тогда, когда он причащается, и делать это почаще (раз в две-три недели). Или в прочие воскресения приходить только на Литургию Оглашенных (выходить из храма после возгласа «Оглашенные, изыдите...»),
То, что Вы советуете, противоречит Канонам Церкви. Почему Вы решили, что противоречит? Разве мы приходим в храм как в театр, постоять и поглазеть? Разве не нужно следовать воле Божией ясно изложенной в Евангелии и призыву на литургии - "Со страхом Божиим и верою приступите!"? Верные должны участвовать в Евхаристии. Вот что на самом деле говорят каноны Церкви по этому поводу: Цитата: 8 правило святых апостолов наказывает священнослужителя отказавшегося причаститься за Литургией, а 9 правило подвергает епитимии и мирянина, не участвующего в Причащении. Приведем сам текст этого канона:
«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».
Текст правила достаточно очевиден. По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня». Так же объясняет этот канон Зонара: «настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом причащении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийского и другое трулльского, и еще правило собора антиохийского, предписывающее, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении три воскресных дня, не причастился» (см. Правила св. апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 28-29).
Чтобы изъять всякую возможность понимать этот канон иначе Церковь 2 правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное». Алексей не прав только насчет частоты Причащения. Причащаться нужно каждое воскресенье как минимум.
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 10:39 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Eлена Ч. писал(а): Алексей не прав только насчет частоты Причащения. Причащаться нужно каждое воскресенье как минимум. Я постами так и делаю... а вот в НЕ посты, просто не получается... силы духа не хватает готовиться и посты держать... Мы же не в монастыре, в конце концов... Вас именно так батюшка благословил? КАЖДОЕ воскресение?
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Ксения
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 10:41 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18 Сообщения: 25551
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Eлена Ч. писал(а): Причащаться нужно каждое воскресенье как минимум. Что, ВСЕМ мирянам? Это кто вам такое сказал?
_________________ О, Россия! С нелегкой судьбою страна... У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, прожить не смогу... (Ю. Друнина)
|
|
|
|
 |
Ксения
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 10:47 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18 Сообщения: 25551
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Есть одно железное правило:
«Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным – поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий пост» («Из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина»). (свт. Димитрий Ростовский)
«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться тела и крови Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год».
(св. Филарет Дроздов)
_________________ О, Россия! С нелегкой судьбою страна... У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, прожить не смогу... (Ю. Друнина)
|
|
|
|
 |
Ксения
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 10:51 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18 Сообщения: 25551
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Насколько мне известно, причащаться каждую неделю или чаще благословляют (помимо монашествующих) людей, серьезно больных; или людей, давно воцерковленных, духовно опытных. Что касается остальных мирян: как уже говорилось выше, мало кто из нас, многогрешных, может ДОСТОЙНО готовиться к принятию Христовых Таин каждую неделю.
_________________ О, Россия! С нелегкой судьбою страна... У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, прожить не смогу... (Ю. Друнина)
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 12:47 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ксения писал(а): Eлена Ч. писал(а): Причащаться нужно каждое воскресенье как минимум. Что, ВСЕМ мирянам? Это кто вам такое сказал? Духовный отец. Раз в неделю - это минимум, по возможности можно причащаться чаще.
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 12:48 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Выложу статью, в которой все объясняется как нельзя лучше: "Обычно в нашем сознании подготовка к причащению святых Христовых Таин обязательно соединяетcя с чтением правила ко святому Причащению. Это, конечно, правильно. Правило существует именно для того, чтобы молитвенно подготовить человека к Причастию. Но отец Александр говорит о том, что "в идеале вся жизнь христианина есть и должна быть приготовлением к Причастию - точно так же, как она есть и должна быть духовным плодом Причастия". Эта же мысль, но немного иначе, в свое время была очень ярко высказана св. Иоанном Кронштадтским в его книге "Моя жизнь во Христе". Он пишет, что если человек не готов причащаться каждый день, то он в принципе к Причастию не может быть готов никогда. В принципе, вся жизнь христианина такова, что он должен быть каждый день готов к причащению святых Христовых Таин. Это говорит как раз не о том, что он должен каждый день вычитывать правила ко святому Причащению. Речь идет о внутреннем духовном состоянии человека, о том, насколько человек, действительно, начинает задумываться о Причащении святых Христовых Таин, как о самом главном в своей жизни. И думает он об этом, не начиная, скажем, с пятницы или с субботнего вечера: "Что-то я давно не причащался… не пора ли мне причаститься… Вот скоро будет праздник Введения, а не причаститься ли мне в это день?" В таком случае человек начинает распределять для себя, что и когда он должен выполнить. Он должен пойти на всенощное бдение, ведь это необходимое условие для причащения святых Христовых Тайн, правда же? Присутствие на вечернем богослужении никто не отменял, это вменяется нам в духовную обязанность. Затем необходимо прочитать три канона и правило ко Святому Причащению. Это является такой внешней формой подготовки … А о. Александр говорит о том, что приготовление состоит прежде всего в осознании самого Причащения. Понимаете, о чем я говорю? Эта мысль такая простая, но очень важная. У нас сознание как бы разрывается. Мы не осознаем само Причащение как то, что дает нам силу для жизни, без чего человек оскудевает. Когда человек вот так "этапно" готовится к Причащению, такое ощущение, что он готовится чуть ли не к сдаче экзамена: мы настраиваем себя так, как будто сдаем академическим минимум для того, чтобы приступить к Чаше. Это совершенно неправильно - отождествлять встречу с Господом со сдачей экзаменов. Осознание Причащения - это осознание внутренней необходимости человека, осознание того, без Причастия его жизнь сильно оскудевает, что Причастие - это истинная Пища и Питие. Вот в этом прежде всего заключается подготовка ко святому Причащению. Отец Александр дает очень интересный совет. Он говорит, что эти подготовительные молитвы человек может читать в любой момент, не обязательно в виде общего правило пред самим Причащением. Скажем, причастился человек, и в то же день он может сказать, - Господи, я хочу и дальше причащаться…Сподоби меня, Господи причащаться и завтра, и послезавтра... Он может сразу начать читать молитвы к причащению, чтобы Господь сподобил его и дальше причащаться. И благодарственные молитвы можно читать через несколько дней после Причастия, потому что благодарение и осознание того, что ты соединился со Христом, не может закончиться только вычитыванием благодарственных молитв. Это такая чудная мысль, что если человек готовится причаститься, и если он по-настоящему благодарен, он каждый день может читать эти молитвы, или какую-то одну молитву. Например, в понедельник сказать: "Господи, я вчера причастился, благодарю Тебя, Христе Боже наш, яко не отринул мя грешнаго, но общника быти Святых Твоих Таин сподобил еси". Прошло еще какое-то время, но человек живет этим причащением и поэтому не может не благодарить… В таком случае сама подготовка становится не какими-то отрывочными эпизодами, - вычитал… сдал экзамен… приступил… - а каждодневным совершенно естественным благодарением или просьбой. В данном случае не важно, как часто причащается человек, главное, что он для себя внутренне осознает Причащение, как истинную Пищу и Питие. Вот в этом состоит очень глубокая мысль, которую о. Александр Шмеман хотел до нас донести. Не знаю, насколько для вас это очевидно. А теперь ваши вопросы. О. Николай. Святитель Феофан Затворник пишет, что суть всей жизни христианской, всех молитв, в осознании присутствия Бога в нашей жизни, в желании общения с Ним, память о Нем. Но если просто вычитывать каноны в конце недели, такое впечатление, что человек живет неделю, две недели, не думая причащаться, а потом вдруг вспомнит о Боге, хватает молитвослов и читает молитвы о покаянии… Нормальнее состояние, когда человек может каждый день это испытывать, переживать их, может быть даже не в такой форме, ведь дело же не в том, что надо именно эти слова произнести. Если человек ощущает свою греховность, просит у Бога прощения чуть ли не каждый день - это нормальное состояние. Совершил плохой поступок или мысли нехорошие - и тут же кается… Если человек всю неделю в таком состоянии находится, в ощущении присутствия Божия, своей греховности и раскаяния, просит у Бога прощения, не обязательно словами покаянного канона, может быть и не обязательно ему в конце недели канон читать, достаточно просто двух-трех молитв… - В нашем приходе почти все работают, на буднях бывает очень мало людей, в основном приходят в субботу-воскресенье… Всю неделю отработал, один день отдал Богу. Если человек еще будет урезать свое правило, то, думаю, через некоторое время он вообще не будет об нем вспоминать. Не будет внутренней дисциплины, чтобы человек понимал - что он делает! К чему он прикасается! О.Н. Я же не сказал, что не нужно готовиться. Я сказал, что если человек в течение всей недели следит за своим внутренним миром, если он сразу кается, если и на работе совершит плохой поступок… дома опять помолится, покается, если он вообще живет в таком покаянном состоянии, тогда особенно выделять подготовку и не надо... А если ты в течение пяти дней не вспоминаешь о Боге, а в субботу вспомнил вдруг… Странна сама постановка вопроса: человек работает-работает, а потом Богу некую дань отдает. Ведь мы должны понимать, что это ветхозаветное представление о религиозных обязанностях. Не зря в прошлое воскресенье мы говорили, что отец Александр не считал христианство религией. Словосочетание - "религиозные обязанности" все отношения с Богом ставят в формальное и заведомо законное отношение. Я напомню мысль, которая была высказана в прошлый раз о том, что жертва Христом была принесена, и религиозные, грубо говоря, формальные, законнические отношения между человеком и Богом перестали существовать. Они исполнены. Об этом все время пишет апостол Павел, что закон отступил, празднует Евангелие. И разговор о подготовке ко святому Причащению должен вестись как раз исходя из того, что никаким законом наши отношения с Богом невозможно определить. Что такое правило? Это сборник определенных молитв, достаточно искусственно подобранных. Наше утреннее и вечернее правило довольно недавнего происхождения по сравнению с историей христианства. В 17 веке при Петре Могила этот сборник молитв попал к нам из Украины. И вот я слышал, как отец Максим Козлов задавал вопрос: почему, собственно говоря, я в течение 25-40 лет должен читать одно и то же утром и вечером? Что нет другого способа общения с Богом? Нет других слов для выражения своей любви к Богу, своего покаяния, своих чувств? Вот нет в Греции утренних и вечерних молитв. Что они читают? Они читают, псалтирь, каноны… Конечно, существует понятие - дисциплина. Но дисциплина помогает нам бороться с нашей падшестью, с каким-то нашим животным, земным внутренним состоянием, которое нас постоянно уводит в сторону. Но это же рабское состояние, когда надо все время подстегивать кнутом. Чтобы идти к Богу, нас не должны подстегивать ни Церковь, ни священник, только мы сами себя и никто другой. На какой бы тяжелой работе ни работал человек, он именно в этих условиях проявляет себя как христианин. Он проявляет себя христианином не на субботнем вечернем богослужении и воскресном утреннем, а в течение как раз этой тяжелой работы, когда он должен выполнять свои многочисленные обязанности и при этом хранить свой внутренний мир, потому что он знает, что в воскресенье он будет причащаться. Это то же самое, как хранить память смертную. Хранение памяти смертной и хранение желания причащаться очень близки друг другу по своему внутреннему духу. Просто нам проще помнить о жизни, чем о своей собственной смерти, но по сути это одно и то же. Надо иметь благодарение не только в перечислении молитв, но надо постоянно хранить себя, потому что я буду причащаться, или хранить себя, потому что я недавно причастился. Вот мы прочитали молитвы по святом Причащении, вроде Бога поблагодарили. Но так ли это? Выслушали молитвы, подошли к кресту, а дальше что? Получили свое и все? Но хранить-то этот дар мы обязаны. Это напряженное и серьезное духовное делание. А завтра мы пойдем на работу. А сегодня вечером мы встретимся с какими-то людьми, которые нам пошлет Господь, которые сделают нам что-то неприятное… да и самих нас может кто-то на что-то искусить. И это и есть, собственно говоря, постоянная подготовка к причащению святых Христовых Таин. Молитвы здесь занимают только вспомогательное значение. Поэтому о. Александр и говорит, что эти молитвы можно читать каждый день, каждый день повторят эти слова: несмь достоин, Господи, да под кров мой внидши… Я недостоин, но все равно приди ко мне. Это ежедневная наша просьба быть со Христом. И поэтому я не думаю, что какая-то формальная дисциплина поможет человеку быть с Богом больше, чем сам человек, если он понимает, и чувствует, что Причащение Святых Христовых Таин - это истинная Пища и истинное Питие. Если этого понимания нет, то все остальное является просто формальностью. Получается, что просто причаститься - это благочестиво. Конечно, молитвы и правила нужны и хороши, но только, когда они на своем месте. Когда они выходят из своего места, они становятся препятствием к Причащению, становятся формальностью, тем, чем быть не должны. - Но если человек напряженно работает, он не всегда может думать о Боге… О.А. Равно как и читая правило, человек не всегда может думать о Боге. Он может думать совершенно о других вещах. Когда человек напрягает свою духовную внутреннюю жизнь ежедневно, он ежедневно старается сам по себе хранить память о Боге. Я понимаю, что думать о смерти ежедневно очень тяжело. Думать ежедневно о Причащении святых Христовых Таин гораздо проще, если человек этого желает. О своем "желанном" человек будет помнить всегда. Вот если он захотел совершить какую-то покупку, то он о ней неделю будет думать во время утренней и вечерней молитвы… И почему нужно обязательно брать молитвослов или псалтирь для того, чтобы с чем-то в себе справиться? Если человек напряжено работает, как он может взять Псалтирь? Можно без всякого молитвослова обратиться к Богу истинно, глубоко и серьезно. - Тогда какой смысл чтения Псалтири? О.А. Свобода… Хочешь - молись… Люди свободно берут на себя по своему собственному желанию молиться по Псалтири… истинно замечательно хорошо молиться… В этом нет никакого принуждения… нет такого, что если читаешь - хорошо, ты лучше, чем другие…не читаешь - плохо. Если человек любит читать Псалтирь, читая его, он получает духовную пользу. Да, можно принудить себя читать три канона с акафистом. Но я их читаю в течение тридцати лет и больше я на них смотреть не могу… Они ничего не прибавляют к моему отношению с Богом. Я читаю пустой, мертвый, совершенно выхолощенный текст. Ради чего я это делаю? Неважно, сколько я прочел. Мне важно подготовиться к причащению святых Христовых Таин. Как я это делаю, каким образом я себя готовлю - вот в чем дело. А вычитать положенное и обезьяна может. А.Л. Дворкин. Еще цитату из о.Александра Шмемана можно? Он говорил, что опасность жесткого правила в том, что, причитав его, человек считает, что он достойно приготовился и теперь достоин Причащения. Он исполнил свои обязанности, и теперь его право - подойти и причаститься. И о. А говорил, что в тот момент, когда он считает, что он достоин, ему как раз и не нужно подходить. О.А. Ну, это не только о. Александр так считает, это как бы очевидно. Но действительно, способ подготовки к причастию через правило очень сам по себе опасен. Каждый из нас испытывал это чувство облегчения по исполнении правила: "Уф… вот я вычитал…" А если не вычитал, то какое-то чувство неуютное… что-то не то… уж лучше добубню его до конца. Это же фарисейство чистой воды… Зачем это? Готовиться к Причащению надо, и об этом как раз эта замечательная статья. Просить о причащении надо, и не один раз в неделю, а каждый день просить от сердца и используя те же молитвы ко святому Причащению. Благодарить Бога надо, и не один раз, а от причащения до причащения. Благодарить истинно, глубоко и словами и делами и всем состоянием. И каяться, если этого не случилось. Вот такой способ подготовки ко святому Причащению. Все остальное, нам привычное - это когда человек причащается от раза к разу думая о Причастии не как об истинной Пище, а как о чем-то совсем другом. Никакое правило, никакой закон, не может ни подвинуть человека к Богу, ни отодвинуть от Него. - А если не вычитать правило, в другом храме тебя просто не причастят… О.А. Да, не причастят, именно потому, что само правило к Причащению вдруг стало критерием твоей подготовленности. Если вычитал - ты готов, если не вычитал - не готов. Еще спрашивают, ела ли ты масло в пятницу или среду. Спрашивать можно только - готовился человек или не готовился… А как он готовился, это дело его совести, его уровня и его меры. Но невозможно же всех под одну гребенку…У каждого своя мера подготовленности. Правило нам дано для того, чтобы оно было для нас костыликом, опорой, ступенькой. Оно не абсолютно. На первых порах жизни христианина, когда человек только готовится к вступлению в Церковь, оно, действительно, является дисциплинирующим фактором и ориентирует человека, который вообще не знает, что такое Церковь. В этом смысле правило - младенческое молоко, без него - никак. Как начать день? Какие молитвы я буду читать? - а вот они уже готовенькие, пожалуйста, помолись... Как-то человек свой ритм духовный благодаря этому правилу выстраивает. Но не может человек, начав с этого, всю свою жизнь этим же удовлетворяться. Человек меняется, а слова, с которыми он с Богом общается, остаются теми же самыми… Я думаю, что нам надо выйти из таких понятий - готов - не готов. Это совершенно никакого отношения к причастию не имеет . Если человек начинает мыслить в категориях готов- не готов, то это просто в храм вообще ходить не надо. Эта мысль - самая опасное, что может быть, когда такая мысль приходит в голову. Но я хочу напомнить о том, с чего я начал: человек должен быть готов причащаться ежедневно. Жизнь христианина должна быть таковой, что препятствий со стороны человека к причащению не должно быть никаких. Потому что препятствий со стороне Бога - нет, Он всем говорит: придите и ядите... Препятствия могут быт только со стороны человека. А препятствовать нам может только грех. Именно осознанный и нераскаянный грех является препятствием человека к причащению: Нелюбовь, ссора, разрушение мира, обида, оскорбление, непрощение…Вот только это и более ничего. Если человек причащается не для того, чтобы разделить свою жизнь с Богом, а для того, чтобы что-то от Бога получить, то тогда он читай правила, не читай, они приступает в ложном духовном состоянии … И то это еще не значит, что он причащается в осуждение, потому что Бог милостив, и человека неразумного, неподготовленного Он милует и постепенно даем ему созреть. Вспомните о себе, как мы причащались на первых этапах. Не понимая, что такое евхаристия, ну нельзя же сказать, что это было в суд или осуждение… нет, конечно. Даже неразумнее причащение не может быть отвержением человек от Бога. Единственно только - горделивое и хамское состояние, и больше ничего. И то, только когда человек явно имеет за это ответственность, потому что осознает. А.Л. Дворкин. В качестве исторической справки: В ранней Церкви христиане причащались 4 раза в неделю, некоторые даже чаще. Очевидно что в то время исповеди, как таковой, как мы это сейчас понимаем не было. И в то же время понятно, что такие мелкие грехи у людей были, но это не являлось препятствием к причащению. Прав. Иоанн Кронштадтский: Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе. Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием и, если возможно, могий вместити - продолжительную молитву - да вместит. Но не вси вмещают словесе сего; если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах. Прав. Алексий Мечев: "Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться , потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся , то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике'." Прот. Валентин Амфитеатров: "Нужно каждый день быть готовым к причащению, как к смерти... Кто часто приобщается - это мои друзья. Древние христиане каждый день причащались." http://trinity-church.ru/life/beseda/comm.html
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 12:54 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Eлена Ч. писал(а): Алексей не прав только насчет частоты Причащения. Причащаться нужно каждое воскресенье как минимум. Я постами так и делаю... а вот в НЕ посты, просто не получается... силы духа не хватает готовиться и посты держать... Мы же не в монастыре, в конце концов... Вас именно так батюшка благословил? КАЖДОЕ воскресение? Батюшка благословил каждый день причащаться, по возможности, конечно.
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 12:59 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ксения писал(а): Есть одно железное правило:
«Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным – поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий пост» («Из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина»). (свт. Димитрий Ростовский) Вы меня простите, но это правило для теплохладных, для тех, кто не слишком любит Христа. Для любящего Христа - причащаться не чаще 4 раз в год - это наказание, епитимия, если хотите. Вы говорите о практике синодального периода, которая никак не может быть идеалом или образцом для подражания. Ксения писал(а): «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться тела и крови Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год». (св. Филарет Дроздов) Древние христиане потому и были святыми, что причащались каждый день. Неужели Вы надеетесь достичь святости без помощи Божией, подаваемой в самом великом Таинстве на земле? Неужели Вы думаете спастись своими силами, своими усилиями, по сути - без Бога?
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:01 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:12 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Eлена Ч. писал(а): Батюшка благословил каждый день причащаться, по возможности, конечно. А, Вы, видимо, в монастыре обитаете... простите, не знал...
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:16 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17818
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Тема о частоте причащения поднимается регулярно на разных площадках, и, как правило, оказывается очень горячей. Поэтому очень прошу участников не использовать категорические утверждения ;)
Есть разные случаи, разные практики. И прот. Иоанн Сергеев спасся, причащаясь каждый день, и экс-блудница Мария спаслась, несмотря на промежуток в 46, кажется, лет между двумя причащениями.
На самом деле для спасения как часто причащающимся, так и редко нужно примерно одно и тоже: трезвение, внимательная жизнь, смиренномудрие. Нельзя причащаться как бы между делом; нельзя в промежутках между причащением забывать о Христе. Даже если я причащаюсь раз в год, я весь год должен готовиться к причащению, и весь год быть в благодарности за Дары.
Как нельзя тому, кто ежедневно причащается, празднословить, осуждать, злопамятствовать - также нельзя этим заниматься за месяц до причащения тому, кто причащается четыре раза в год.
Ну и так далее.
И ещё раз прошу - помните, что обидеть легче, чем убедить оппонента в своей правоте. Стоит ли оно того, тем более в такой деликатной теме?
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:21 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Drozd писал(а): И ещё раз прошу - помните, что обидеть легче, чем убедить оппонента в своей правоте. Стоит ли оно того, тем более в такой деликатной теме? Разве кто-то обиделся? Выложила информацию к размышлению, а решать все равно каждому человеку, посоветовавшись с духовником.
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:22 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Eлена Ч. писал(а): Батюшка благословил каждый день причащаться, по возможности, конечно. А, Вы, видимо, в монастыре обитаете... простите, не знал... А Вы считаете невозможным построить свою жизнь так, чтобы причащаться чаще? И отпуска есть в конце концов и новогодние каникулы, не пить же и гулять в это время.
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:24 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Drozd писал(а): Тема о частоте причащения поднимается регулярно на разных площадках, и, как правило, оказывается очень горячей. Поэтому очень прошу участников не использовать категорические утверждения  Есть разные случаи, разные практики. И прот. Иоанн Сергеев спасся, причащаясь каждый день, и экс-блудница Мария спаслась, несмотря на промежуток в 46, кажется, лет между двумя причащениями. На самом деле для спасения как часто причащающимся, так и редко нужно примерно одно и тоже: трезвение, внимательная жизнь, смиренномудрие. Нельзя причащаться как бы между делом; нельзя в промежутках между причащением забывать о Христе. Даже если я причащаюсь раз в год, я весь год должен готовиться к причащению, и весь год быть в благодарности за Дары. Как нельзя тому, кто ежедневно причащается, празднословить, осуждать, злопамятствовать - также нельзя этим заниматься за месяц до причащения тому, кто причащается четыре раза в год. Ну и так далее. И ещё раз прошу - помните, что обидеть легче, чем убедить оппонента в своей правоте. Стоит ли оно того, тем более в такой деликатной теме? На самом деле все просто. Если человек говорит, что не надо причащаться часто, то тогда действительно не надо - ему и только ему.
|
|
|
|
 |
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:26 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Eлена Ч. писал(а): А Вы считаете невозможным построить свою жизнь так, чтобы причащаться чаще? И отпуска есть в конце концов и новогодние каникулы, не пить же и гулять в это время. Отпуск - раз в год. Новый год тоже. Отнюдь не раз в неделю.
_________________ Чувствую настоятельную потребность вступить в Добровольный оркестр хемулей...
|
|
|
|
 |
Eлена Ч.
|
Заголовок сообщения: Re: Приичастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:29 |
|
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 13:27 Сообщения: 92
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вика (сестра Розанны) писал(а): Eлена Ч. писал(а): А Вы считаете невозможным построить свою жизнь так, чтобы причащаться чаще? И отпуска есть в конце концов и новогодние каникулы, не пить же и гулять в это время. Отпуск - раз в год. Новый год тоже. Отнюдь не раз в неделю. Но причащаться раз в неделю ничто не препятствует. Потом есть ранние литургии. Если человек действительно хочет, то Господь все устраивает в его жизни. Но нужно действительно хотеть, стремиться, а не говорить, что это невозможно. Все возможно верующему.
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:31 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17818
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
2Ксения Про правило "4 раза в год" - свт. Димитрий сильно преувеличивает, говоря, что Церковь его узаконила, соборных постановлений об этом нет. Действительно, была такая многовековая традиция - но про неё можно смело сказать "была". В настоящее время есть несколько традиций - и частоты причащения, и правила. Какие-то более старые, какие-то более недавние - или такие давние, что про них на какое-то время накрепко забыли ;)
2Елена Ч.Вы зря называете "4 раза в год" правилом для теплохладных. Оно просуществовало много веков - и Церковь в это время не осталась без святых. Так же очень сомневаюсь в том, что Ксения хочет спастись без помощи Бога. Будет очень хорошо, если мы избежим таких сильных эмоционально, но слабых фактически выражений.
|
|
|
|
 |
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:32 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Женщине невозможно причащаться еженедельно. Или этот вопрос тоже снимается?
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Причастие. Еще один взгляд.... обсудим? Добавлено: 20 май 2010, 13:34 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17818
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Eлена Ч. писал(а): На самом деле все просто. Если человек говорит, что не надо причащаться часто, то тогда действительно не надо - ему и только ему. Или так:
На самом деле все просто. Если человек говорит, что надо причащаться часто, то тогда действительно надо - ему и только ему.Конечно, можно мечтать о том, что бы в храме все причащались на каждой литургии, это здорово - знаю по опыту. Но в наших реалиях это почти невозможно.
|
|
|
|
 |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |