Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 28 мар 2010, 14:29 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 08:39
Сообщения: 389

Возраст: 47
Откуда: ХИМКИ
Вероисповедание: Православный, МП
Преп. Нил Мироточивый Афонский (16 в.) писал(а):
Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, совершенную молитву, то есть:

ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫ РАДИ, ПОМИЛУЙ МЯ!

Последующие, оставив слова "Богородицы ради", начали употреблять такую молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя". Дальнейшие выбросили "Слове Божий", - стали говорить: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Следующие за ними покинули "Сыне Божий", и стали говорить: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Теперешние, современные отцы оставили Христа, ухватившись за "хриса" (т.е. золото по-гречески) и говорят: "Господи Иисусе, помилуй мя". Будущие оставят слово "Господи", станут говорить: "Иисусе, помилуй мя". Потом оставят слово "Иисусе" - станут говорить лишь: "Помилуй мя", и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить, и не будут сознавать того, Кто имеет их помиловать...

_________________
Понимай сердцем


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 28 мар 2010, 14:51 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14 фев 2010, 20:01
Сообщения: 2601

Вероисповедание: Православный, МП
Ничего себе!
Вспомнилось, что на Рождественских открытках сейчас повсюду пишут просто "С Рождеством" - кому Рождество непонятно, не указывается. Я нашла только пару открыток с "Рождеством Христовым"..


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 28 мар 2010, 22:28 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23
Сообщения: 370

Возраст: 36
Откуда: СПб
Вероисповедание: Православный, МП
насколько я знаю, до сих пор в основном используется форма "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И употребляется наравне с кратким вариантом "Господи, помилуй" - это не менее древняя форма, сохранившаяся в богослужении. "Полный" вариант молитвы я, честно говоря, вижу впервые в Вашем сообщении :-) Возможно, это какая-то специфически афонская молитва (Афон - земля Богородицы, отсюда "Богородицы ради"). Древнее христианское исповедание (записанное в Посланиях ап. Павла) звучало "Господь Иисус Христос". Всё остальное - плод развившейся богословской мысли, как, кстати, и сама молитва Иисусова - плод развившейся аскетической практики :-)

_________________
Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон)
Omnia mea mecum porto
Наталья.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2010, 08:17 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 08:39
Сообщения: 389

Возраст: 47
Откуда: ХИМКИ
Вероисповедание: Православный, МП
Я собственно потому и написал этот пост что тоже увидел впервые этот вариант. И ещё меня удивило то, что об этом никто ни где не пишет и в той же википедии ни слова. Что касается развития богословской мысли, то думаю более душеполезно следовать за развитием, чем скатываться к начальным или совсем урезанным формам молитвы.

_________________
Понимай сердцем


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2010, 09:39 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23
Сообщения: 370

Возраст: 36
Откуда: СПб
Вероисповедание: Православный, МП
я не думаю, что энциклопедия должна цитировать всё, что кто-либо из отцов сказал о Иисусовой молитве. Тем более это настолько редкое мнение, тем более, простите конечно, богословие тут престранное. Я бы не стала популяризовывать подобные мысли.

ВИТ писал(а):
Что касается развития богословской мысли, то думаю более душеполезно следовать за развитием, чем скатываться к начальным или совсем урезанным формам молитвы.


это, интересно, почему? и что Вы имеете в виду под "следовать за развитием богословской мысли"? и почему Вы считаете, что человек, употребляя первоначальную форму молитвы, куда-то "скатывается"? И ( в данном случае) чем Вас не устраивает "совсем урезанный" вариант Иисусовой молитвы (на самом деле я сомневаюсь, что кто-то молитву специально резал), встречающийся в аскетической практике и употребляемый в богослужении? :)

_________________
Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон)
Omnia mea mecum porto
Наталья.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2010, 10:17 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 41
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Иисусова молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" по сути своей очень близка к молитве мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). Мы обращаемся к Самому Иисусу Христу, называя Его по Имени и исповедуя Сыном Божиим. Самая краткая форма молитвы Иисусовой, при которой не теряется суть, такова: "Господи, помилуй!" (что мы и слышим много раз на каждом Богослужении).

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2010, 14:34 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 08:39
Сообщения: 389

Возраст: 47
Откуда: ХИМКИ
Вероисповедание: Православный, МП
Ваше мнение о том, что приведенный мною вариант молитвы является специфическим и нигде кроме Афона не использовался, по сути только Ваша теория и не более того. Мы точно не знаем насколько была распространена эта практика. Очень может быть что она была повсеместной и была утеряна со временем.

Косатик писал(а):
это, интересно, почему?

Этим вопросом Вы меня шокировали. Вы как бы и не меня сейчас спрашиваете, а тех святых что кропотливым духовным трудом создавали душеспасительные молитвенные формулы и духовные практики. Как бы говорите этим святым, зачем мол Вы так старались, нам мол этого не надо. Нам бы чего попроще и покороче, то что проканает. (выражение "проканает" является слэнговым и обозначает то что не соответствует смыслу канонов но соответствует их букве) Я конечно утрирую, но вопрос по моему странный.

Косатик писал(а):
и что Вы имеете в виду под "следовать за развитием богословской мысли"?

Есть духовный опыт, который был получен долгой практикой. И плоды этого опыта более совершенны (душеспасительны) чем первоначальные духовные практики. Вы же солите еду, пресную ведь не едите. А почему же тогда духовную пищу предпочитаете в пресном виде? Про испорченную пищу я вообще не говорю.

Косатик писал(а):
и почему Вы считаете, что человек, употребляя первоначальную форму молитвы, куда-то "скатывается"?

Потому что происходит деградация из поколения в поколение. Яркий пример того постоянное сокращение церковной службы. Об этой проблеме уже по моему не говорил только ленивый. И из столетия в столетие всё только хуже и хуже, это настоящая беда.

Косатик писал(а):
И ( в данном случае) чем Вас не устраивает "совсем урезанный" вариант Иисусовой молитвы (на самом деле я сомневаюсь, что кто-то молитву специально резал), встречающийся в аскетической практике и употребляемый в богослужении? :)

О том что молитва "Господи помилуй" является урезанным вариантом Иисусовой молитвы, я впервые узнал будучи в армии из жития святого, имя которого уже не помню. Там говорилось что правильно надо молиться "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного" (написано было ес-но по церковнославянски). И этот святой точно также сетовал на то что верующие теряют столь драгоценный дар как правильная Иисусова молитва. Когда я это всё читал, то рядом со мной сидел мой друг и сослуживетц Владимир Шевко и он точно так же как и Вы сейчас, стал смеяться над всем этим. Но через мгновение его глаза стали серьёзными, и я бы сказал что он на мгновение побледнел. Володя вдруг стал извиняться за свои насмешки, стал объяснять что полностью разделяет всё то что там написано об Иисусовой молитве.

_________________
Понимай сердцем


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2010, 17:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23
Сообщения: 370

Возраст: 36
Откуда: СПб
Вероисповедание: Православный, МП
Что Вы вообще пытаетесь доказать? Что практика сокращения Студийского устава - признак деградации Церкви? А почему нельзя служить по Иерусалимскому уставу, или по уставу Великой Церкви? Или Вы считаете, что чем больше, чем длиннее молитва, тем она благочестивее? Почему короткая молитва - признак деградации? Многообразие творений святых Отцов столь велико, что каждый может выбрать то, что ему ближе и понятнее. Кому-то будет ближе "расширенный" вариант, а кому-то достаточно простого "Господи, помилуй". Один - "бездуховнее" другого? Откуда такой ригоризм? Молитву "Господи, помилуй", как и "Слава в вышних Богу" Церковь употребляет с первых веков существования, это пресная пища, по-Вашему?

Проясню свою позицию: ни одна молитва не может быть хуже или лучше другой. Короткая молитва не может быть хуже длинной молитвы. Молитва ценна не словами и не их количеством, а Тем, к Кому мы с этими словами обращаемся.

_________________
Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон)
Omnia mea mecum porto
Наталья.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2010, 13:42 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 08:39
Сообщения: 389

Возраст: 47
Откуда: ХИМКИ
Вероисповедание: Православный, МП
Митрополит Антоний Сурожский очень хорошо написал об Иисусовой молитве. Мне трудно себе представить что бы он смог написать что то подобное про сокращённый вариант этой молитвы: "Господи помилуй".

митрополит Антоний Сурожский писал(а):
Эта молитва глубоко коренится в духе Евангелия, и не напрасно великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно член Церкви Христовой.

Все Евангельское благовестие, и более того – вся реальность Евангелия заключается в имени, в личности Иисуса. Если вы возьмете первую часть молитвы, вы увидите, как она выражает нашу веру в Господа: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. В самом сердце молитвы мы находим имя Иисусово; это имя, перед Которым преклонится всякое колено (Ис. 45: 23), и когда мы произносим его, мы утверждаем историческое событие Воплощения. Мы утверждаем, что Бог, Слово Божие, собезначальное Отцу, стало человеком и что в Его личности полнота Божества обитала среди нас телесно (Кол. 2: 9).

Для того, чтобы в галилеянине, в пророке израильском увидеть воплотившееся Слово Божие, Бога, ставшего человеком, мы должны быть водимы Духом, ибо и Воплощение Христа и то, что Он есть Господь, открывается нам только Духом Божиим. Мы называем Его Христом и тем самым утверждаем, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Говоря, что Иисус есть Христос, мы признаем, что вся история Ветхого Завета – наша, что мы принимаем ее как истину Божию. Мы называем Его Сыном Божиим, ибо знаем, что Мессия, Которого ждали иудеи, человек, которого Вартимей называл Сыном Давидовым, есть воплотившийся Сын Божий. В этих словах заключено вкратце все, что мы знаем, все, во что мы верим об Иисусе Христе на основании Ветхого и Нового Завета и многовекового опыта Церкви. В этих нескольких словах мы произносим полное и совершенное исповедание нашей веры.

Но недостаточно исповедовать так свою веру, недостаточно верить. Бесы также веруют и трепещут (Иак. 2: 19). Веры недостаточно, чтобы осуществилось спасение, она должна привести к правильному отношению с Богом; итак, исповедав во всей полноте, точно и ясно, нашу веру во Христа как Господа и как личность, веру в Его историчность и Божественность, мы ставим себя перед Ним лицом к лицу в правильном сознании: Помилуй меня, грешного!

Это слово – помилуй – употребляется во всех христианских Церквах, а в Православии это ответ народа на прошения, произносимые священником. Греческое слово, которое мы находим в Евангелии и ранних литургиях – elehson, “элеисон”, neiai oiai ?a ei?iy, ?oi elaion, “элеон”, обозначающее оливково дерево и его масло. Если мы просмотрим весь Ветхий и Новый Завет, отыскивая все места, связанные с этим основным понятием, мы встретим его в целом ряде разнообразных притчей и событий, позволяющих полностью понять значение слова. Образ оливкового дерева мы находим в книге Бытия. После потопа Ной посылал птиц, чтобы выяснить, есть ли суша, и одна из их, голубь – и не случайно именно голубь – вернулась с маленькой оливковой веточкой. Эта веточка была для Ноя и всех находившихся с ним в ковчеге вестью, что гнев Божий престал и что Бог дает человеку возможность начать все заново. Все, кто находится в ковчеге, могут снова поселиться на твердой земле, попытаться жить по-новому и никогда больше, если только сумеют, не подвергаться гневу Божию.

В новозаветной причте о милосердном самарянине оливковое масло возливается для того, чтобы облегчить боль и исцелить раны. В помазании царей и священников в Ветхом Завете опять же на голову их возливается масло в знак благодати Божией, которая нисходит и изливается на них (Пс. 132: 2), давая им новую силу совершать то, что вне человеческих способностей. Царь должен стоять на пороге между волей людей и волей Божией, он призван вести свой народ к исполнению Божией воли; священник также стоит на этом пороге, чтобы провозглашать волю Божию и даже больше: чтобы действовать за Бога, возвещать повеления Божии и осуществлять Божии решения.

Масло говорит прежде всего о прекращении гнева Божия, о мире, который Бог предлагает людям, согрешившим против Него; оно говорит, далее, об исцелении нас Богом для того, ?тобы мы могли жить и стать тем, чем призваны быть; и так как Он знает, что мы не способны своей собственной силой исполнить ни Его волю, ни законы нашей тварной природы, Он обильно изливает на нас Свою благодать (Рим. 5: 20). Он дает нам силу на то, чего иначе мы не могли бы делать.

Слова “милость” и “помилуй” по-славянски – того же корня, что и слова, выражающие нежность, умиление; и когда мы произносим эти слова – elehson, have mercy on us, помилуй, мы просим Бога не только избавить нас от Его гнева, – мы просим о любви.

Если мы вернемся к словам Иисусовой молитвы – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, то увидим, что первые слова точно и полно выражают евангельскую веру во Христа, историческое воплощение Слова Божия; а конец молитвы выражает все многогранное богатство взаимоотношений любви, существующих между Богом и Его тварью.


Также дело обстоит и с церковной службой которая по своей сути тоже является библейским повествованием. И её сокращение также нежелательно.

_________________
Понимай сердцем


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
 Сообщение Добавлено: 12 мар 2011, 22:47 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 фев 2010, 14:45
Сообщения: 433

Возраст: 45
Откуда: Череповец
Вероисповедание: Православный, МП


замечательная молитва!
о Иисусовой молитве говориться в "Письмах о духовной жизни" Феофана Затворника:
Цитата:
Буду писать вам теперь о способах, как возжечь постоянный огонек или теплоту в сердце. Припомните, как возбуждается теплота в физическом мире: трут дерево об дерево, и получают теплоту и даже огонь; держат вещь на солнце, и она согревается, а если сосредоточить побольше лучей, то и загорается. Способ к зарождению духовной теплоты похож на это. Трение - труды подвижничества; держание на солнце - умная молитва к Богу.
Трудами подвижничества может загораться огнь и в сердце, но не скоро, если они оставляются одни: путь этот многопрепятствен. Потому-то изстари ревнители спасения, опытные в духовной жизни, не отступая от этих трудов, по Божию внушению, открыли и предали к употреблению всех другой способ для согретия сердца, и притом простейший и легчайший на вид, но не менее трудный к исполнению, только скорее приводящий к цели: это целесообразное совершение умной молитвы к Господу Спасителю. Оно состоит в следующем: стань умом и вниманием в сердце, и возставив убеждение, что Господь близ и внимает, взывай к Нему умиленно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную»


очень подробно о Иисусовой молитве говорит Святитель Игнатий (Брянчанинов) в "Слове о молитве Иисусовой"
Цитата:
...Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела - установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной...
...В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова...
...Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа...
...Эта молитва есть духовный меч, дарованный от Бога, на заклание врага наших душ...

_________________
Простите меня, люди добрые
Дай Вам Бог здоровья


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: