 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 30 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Женя
|
Заголовок сообщения: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 29 мар 2005, 09:45 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00 Сообщения: 1357
Возраст: 43
Вероисповедание: Православный, МП
|
В электронном виде. Толкьо отдельный канон, а не совмещенный с другими канонами. Помогите, пожалуйста.
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 09:52 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 09:53 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
КАНОН ПОКАЯННЫЙ
КО ГОСПОДУ НАШЕМУ
ИИСУСУ ХРИСТУ
Глас 6-й.
• Во время молитвословия подчёркнутые слова в этой публикации не читаются.
В церковно-славянском языке нет звука "ё", а только "е".
Припев читается после каждого стиха, но если следующий куплет начинается со "Славы" или "И ныне", то он откладывается. (Смотрите по образцу Песнь 1).
Если написано "Слава:", то нужно читать: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".
Если написано "И ныне:", то нужно читать: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Если написано "Слава и ныне:", то читается: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Песнь 1
Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.
Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.
И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.
Песнь 3
Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.
Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.
Слава: Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.
И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.
Седален, глас 6-й
Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.
Слава и ныне:
Богородичен
Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.
Песнь 4
Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.
Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.
Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.
Слава: О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.
И ныне: Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.
Песнь 5
Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?
Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геене предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?
Слава: Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?
И ныне: Дивная и скорая помошнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте.
Песнь 6
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Житие на земле блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.
Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.
Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.
И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.
Кондак
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.
Икос
Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.
Песнь 7
Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увещи вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.
Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильние и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.
Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.
И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.
Песнь 8
Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)
Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.
И ныне: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Песнь 9
Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящие, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.
Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.
Слава: Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.
И ныне: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.
Молитва
Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Женя
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 11:01 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00 Сообщения: 1357
Возраст: 43
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Женя
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 12:30 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00 Сообщения: 1357
Возраст: 43
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Припев читается после каждого стиха, но если следующий куплет начинается со "Славы" или "И ныне", то он откладывается. Ну вот, опять  А у меня в молитвослове написано, что припев читается перед стихом.
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 12:36 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
У меня в молитвослове точно как в тексте: после; к тому же нет ни каких пояснений.
"но если следующий куплет начинается со "Славы" или "И ныне", то он откладывается. " А где такой куплет?
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Павел (****)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 13:14 |
|
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 17:00 Сообщения: 961
|
Катя, у Вас в тексте ирмосы никак не выделены (первый стих каждой песни). Если их считать обычными стихами, то припев будет после. Но обычно ирмосы выделяются мелким шрифтом и припев перед стихом. Это очень четко можно проследить в Великом Покаянном каноне Андрея Критского. Там припев меняется в зависимости от следующего стиха. Кроме обычного "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" встречаются стихи посвященные Марии Египетской или Андрею Критскому.
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 13:36 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
после.....
это вы что-то путаете
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ КАНОН?
Канон состоит из девяти песен, а каждая песня - из ирмоса (зачина) и нескольких тропарей. Ирмос (зачин) касается какого-то события ветхозаветной истории (до Рождества Христова), а тропари говорят о событии или лице, которому посвящен сам канон, причем между ирмосом и тропарями имеется глубинная связь, ветхозаветное событие воспринимается как прообраз празднуемого.
КАК ЧИТАЕТСЯ КАНОН?
Читается канон следующим образом. Слова «Песнь I» и т.д. не читаются, а в каждой песне вначале прочитывается ирмос, а затем последовательно - тропари, причем перед каждым и тропарем читается так называемый припев - молитвенное прославление празднуемого события «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»или молитвенное обращение «Пресвятая Богародице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».
Как правило, припев указывается перед первым тропарем первой песни канона.
Перед последним тропарем обычно читается не припев, «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» (обозначаемое «Слава, и ныне:» или иногда «Богородичен»); в некоторых случаях «Слава:» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу») читается перед предпоследним тропарем, а «И ныне:» («И ныне и присно и во веков. Аминь») - перед последним, а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас». Впрочем, в обычном молитвослове все это в каждом конкретном случае указывается достаточно ясно.
После третьей песни читается так называемый седален, перед которым принято читать «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Если седален составной (состоит из двух или трех тропарей), то «Слава, и ныне:» или раздельно «Слава:» и «и ныне:» читаются в указанных в тексте местах.
После шестой песни читается кондак или кондак вместе с так называемым икосом (от греч. дом), посвященные теме празднуемого события; перед кондаком и икосом принято трижды прочитать «Господи, помилуй». Сами кондак и икос читаются последовательно. Слова «седален», «кондак» и «икос» при молитвенном прочтении канона не читаются.
Не следует удивляться, что в тексте канона за песней 1 сразу идет песня 3. Это не ошибка, а следствие древней церковной традиции, по которой вторая песня опускается (то есть исключается) во всех канонах, кроме тех, которые прочитываются Великим постом.
После самого канона в тексте молитвослова обычно следует молитва, произнесение которой следует предварять молитвенным прочтением припева («Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне», «Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас»). Само слово «Молитва...» при этом не читается.
В богослужебной практике каноны употребляются на утрени, полунощнице, повечерии и на молебнах.
http://slavyanic.narod.ru/molitvy/kanon/
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:01 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
давайте разберём:
Цитата: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше. Это стих? Стих. Цитата: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Это припев? Припев.
Вот он и идет после стиха.
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:07 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
Но тогда получается, что и ирмос - стих, и тропарь - стих.
Если все считать стихами, тогда конечно. Но так можно и запутаться.
И вообще, ирмос и тропарь ведь не равнозначны...
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:12 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мариша писал(а): Но тогда получается, что и ирмос - стих, и тропарь - стих.  Если все считать стихами, тогда конечно. Но так можно и запутаться. И вообще, ирмос и тропарь ведь не равнозначны...
Наверное не равнозначны  . Но, Мариша, по тексту ведь так? Или нет? Текст то правильный. Там же написано, что в качестве примера Песнь 1. После Ирмоса же идёт Господи помилуй?
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:26 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
В принципе, да.
Но, мне так кажется, чтобы потом не было непоняток что и где читается, а что опускается и почему, то лучше сразу выделить, что песня начинается с ирмоса, за которым следует несколько тропарей и вот перед ними идут припевы, перед предпоследним Слава:, перед последним И ныне:.
А то еще будут вопросы, типа, почему первый стих по содержанию отличается, да почему его еще и шрифтом выделяют и т.д., и т.п.
В общем, мысль моя такая, что выучить легко, а переучиваться, ох, как трудно.
|
|
|
|
 |
Женя
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:30 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00 Сообщения: 1357
Возраст: 43
Вероисповедание: Православный, МП
|
Катя, еще раз посмотри на первую песнь: ну почему тогда "И ныне" указано не после последнего стиха, а перед ним?
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 14:33 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
Тарапунька писал(а): Катя, еще раз посмотри на первую песнь: ну почему тогда "И ныне" указано не после последнего стиха, а перед ним? Это как?  По мне так именно после последнего стиха. 
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 17:22 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: В принципе, да.
Что значит в принципе? В тексте правильно или нет? А то может я не так читаю.
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 17:32 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
Катя писал(а): Цитата: В принципе, да. Что значит в принципе? В тексте правильно или нет? А то может я не так читаю.
Ага.  Читаете правильно. После первого абзаца текста идет припев, перед предпоследним припев заменяется на Славу:, перед последним абзацем - на И ныне:.
Это как посмотреть на стакан с водой. Он наполовину пустой или наполовину полный? 
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 17:42 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
Если там по тексту всё правильно зачем народу тёмному голову морочить?
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 18:02 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
Попытаюсь объяснить.
Правильно звучит так, как я выше написала. Если у каждого будет своя правильная версия вычитывания, то через какое-то время может опять возникнуть вопрос почему одни читают "перед", а другие "после". Хотя и тот, и другой по сути читает правильно. Опять нужно будет копаться и выискивать кто же прав. А если сразу правильно запомнить что за чем следует и как оно называется, то можно будет решать уже вопросы более серьезные.
То есть привести терминологию к одному виду.
Боюсь, что объяснила немного сумбурно. 
|
|
|
|
 |
солинка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 18:08 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03 Сообщения: 18261
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мариша, будешь смеяться, но я никак не пойму правильный ли у меня текст?
Тот что я привела и в моём молитвослове совпадают.
_________________ "...молитвами любящих мя, сохрани!"
|
|
|
|
 |
Мариша
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2005, 18:25 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Сообщения: 4023
Возраст: 50 Откуда: Москва
|
Кать, не не буду.
Получается, что в разных местах официально дается описание правильное, но с разных точек зрения.
Вот и получается путаница.
Надо посмотреть дома, что у меня пишут в молитвослове.
|
|
|
|
 |
Вячеслав Валентинов
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 02 апр 2005, 23:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11 Сообщения: 1533
Возраст: 49 Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
|
Да, гляжу, что-то вы, друзья, запутались. Не удержусь от ответа.
Мариша писал(а): после..... это вы что-то путаете  На самом деле, как отмечает Марина, в обоих цитируемых источниках про припевы написано верно, просто в них расчёт на разные уровни восприятия - новоначального, у которого, по мысли автора, всё равно все подробности (в частности, разница между ирмосом и обычным тропарём канона) в голове не уложатся, и человека, уже навыкшего в молитве. Мне кажется, что действительно лучше с самого начала немного потрудиться, но сразу усвоить, как правильно Конечно же, припев предваряет тропарь. Особенно это очевидно при соединении нескольких канонов. Например, на обычной воскресной утрени обычно читается несколько канонов. Самый распространённый вариант: воскресный канон, крестовоскресный, богородичный и канон празднуемому святому. Каждая песнь канона предваряется ирмосом (об этом напишу чуть ниже). Затем идёт некоторое количество тропарей (в зависимости от уважения в конкретном храме к Уставу это количество очень сильно варьируется, но не об этом сейчас речь). Оставляю в стороне также довольно сложный вопрос о том, что привычные нам припевы также не всегда должны петься на каноне, а на их месте должны быть так называемые библейские песни. Перед каждым тропарём поётся его припев, показывающий нам содержание следующего за ним тропаря. В воскресном каноне это "Слава, Господи, святому Воскресению Твоему", в крестовоскресном - "Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению", в богородичном "Пресвятая Богородице, спаси нас", в каноне святому указывается чин святого (преподобный, святитель, мученик и т.д.) и прошение "моли Бога о нас". Перед предпоследним и последним тропарём канона вместо обычного припева читается соответственно "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" и "и ныне и присно и во веки веков. Аминь". На восьмой песни канона (но только на утрени!) "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" заменяется на "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа". К сожалению, дикие сокращения канона в современной богослужебной практике приводят к тому, что тропарей в каноне становится слишком мало, и по этой причине зачастую два последних припева ("слава:" и "и ныне:") объединяются вместе и поются не перед последними двумя тропарями, а после последнего. Мой земляк Алексей, помнится, тут высказывал мнение, что сия практика идёт от печально известных "обновленцев" 20-х годов. Впрочем, эти подробности тоже не так важны для домашнего чтения канонов. Обратите внимание, что очень часто (хотя далеко не всегда) на "славу" читается тропарь, адресованный Святой Троице, называемый "троичен", а ещё чаще на "и ныне" - тропарь Пресвятой Богородице ("богородичен"). Причём это не только в каноне, но и в стихирах и других частях Богослужения. Цитата: Ирмос (зачин) касается какого-то события ветхозаветной истории (до Рождества Христова), а тропари говорят о событии или лице, которому посвящен сам канон, причем между ирмосом и тропарями имеется глубинная связь, ветхозаветное событие воспринимается как прообраз празднуемого. К сожалению, этот вопрос этой немного идеализируется в "популярных" изданиях. На самом деле связь очевидна только в древних канонах, написанных преподобными песнотворцами, а в более поздних она либо вообще отсутствует, либо проводится чисто механически (по родству словосочетаний в ирмосе и остальных тропарях). Завершается каждая песнь Цитата: на утрени ещё одним ирмосом катавасией (которая в современной практике зачастую опускается, за исключением катавасий перед малыми ектениями "паки и паки"). Катавасии раньше пели, собравшись в середине храма, оба лика (клироса), левый и правый, а потом снова возвращались на свои места. Зачастую это вызывало некоторую сумятицу, откуда слово "катавасия" в русском языке получило ещё одно значение - "неразбериха"  . На втором знаменном съезде мы пели катавасии именно таким образом. Некоторую ловкость при возвращении на прежние позиции действительно нужно было иметь  . Цитата: КАК ЧИТАЕТСЯ КАНОН? Чтобы лучше понять это, нужно иметь в виду, что в древности каноны не читались, а пелись (как сейчас целиком поётся у нас пасхальный канон, а у греков поются практически все каноны). С этим во многом связаны особенности строения канона. Цитата: Слова «Песнь I» и т.д. не читаются  Цитата: а в каждой песне вначале прочитывается ирмос Не совсем так. Значит, объясню, что такое "ирмос". Ирмос, собственно говоря, не относится к самому канону. Он выполнял в древности служебное значение - задавал образец для мелодии всех следующих тропарей. При переводе канонов с греческого на другие языки поневоле, для того чтобы сохранить дословный смысл переводимого, приходилось жертвовать стихотворной формой и строгим ритмом греческого оригинала. Поэтому переведенные на славянский язык ирмосы остались в тексте, но перестали играть свою первоначальную роль. Существует практика читать каноны (за исключением канонов на утрени и повечерии) вообще без ирмосов. Не хочу здесь навязывать своё мнение (подтверждаемое только авторитетом знакомых мне людей), но я келейно каноны читаю именно так. Примером такого чтения (правда, в оригинале - пения) может послужить малый молебный канон (параклисис) Пресвятой Богородице (есть во всех более-менее подробных молитвословах и канонниках) в исполнении братского хора афонского монастыря Симонопетра. Все тропари канона поются без ирмосов. Цитата: перед кондаком и икосом принято трижды прочитать «Господи, помилуй». а также "слава: и ныне:". Эта конструкция заменяет при чтении канонов без священника малую ектению, которая находилась бы как раз в этом месте. Например, в практике старообрядцев-безпоповцев это общеупотребительная замена. На месте же великой ектении у них читается 40 раз "Господи помилуй" и "слава: и ныне:, на месте "яко Твое есть Царство..." по "Отче наш" - Исусова молитва "Господи Исусе Сыне Божии помилуй нас. Аминь". И так далее. Цитата: В богослужебной практике каноны употребляются на утрени, полунощнице, повечерии и на молебнах.
Также остатки канона в виде ирмосов (иногда лишь нескольких из них) и припевов "покой, Господи, душу усопшпаго раба Твоего" можно заметить на панихиде и в некоторых других Богослужебных последованиях.
На молебнах каноны также, как правило, урезаются до неузнаваемости (несколько ирмосов и припевы).
|
|
|
|
 |
Женя
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 апр 2005, 15:43 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00 Сообщения: 1357
Возраст: 43
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Георгий_O
|
Заголовок сообщения: Re: Добавлено: 26 мар 2011, 21:39 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 22 фев 2010, 14:45 Сообщения: 433
Возраст: 46 Откуда: Череповец
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мариша писал(а): «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» (обозначаемое «Слава, и ныне:» а "Богородичен:" как расшифровывается?
_________________ Простите меня, люди добрые Дай Вам Бог здоровья
|
|
|
|
 |
Елена-М
|
Заголовок сообщения: Re: Добавлено: 04 апр 2011, 22:38 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38 Сообщения: 12425
Возраст: 74 Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
|
Женя писал(а): Цитата: Припев читается после каждого стиха, но если следующий куплет начинается со "Славы" или "И ныне", то он откладывается. Ну вот, опять  А у меня в молитвослове написано, что припев читается перед стихом. Сейчас многие издают то,в чем не понимают.Припев читается после стиха-так во всех канонах.
_________________ "Блюдите, яко опасно ходите"
|
|
|
|
 |
Елена-М
|
Заголовок сообщения: Re: Re: Добавлено: 04 апр 2011, 22:43 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38 Сообщения: 12425
Возраст: 74 Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
|
Георгий_O писал(а): Мариша писал(а): «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» (обозначаемое «Слава, и ныне:» а "Богородичен:" как расшифровывается? Если стих присутствует,то никак и не произносится,дается к сведению,что следующие слова обращены к Богородице.Если стиха нет-дается указание какой из Богородичных читать-но это бывает обычно в праздничных службах в Храме.В обычных молитвенниках-для чтения дома-редкость-упущение издателя.только в каноне Ко Святому Причащению меняется тропарь-но там указано когда какой читать.Бог в помощь!
_________________ "Блюдите, яко опасно ходите"
|
|
|
|
 |
Viv
|
Заголовок сообщения: Re: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 15 апр 2011, 17:33 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 18:55 Сообщения: 1967
Возраст: 30 Откуда: Волжский
Вероисповедание: Православный, МП
|
А вообще когда этот канон читается?
_________________ Игорь Валерьевич вернул себе свой прежний ник Viv 
|
|
|
|
 |
Vesna
|
Заголовок сообщения: Re: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 15 апр 2011, 17:37 |
|
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 19:52 Сообщения: 1213
Вероисповедание: Православный, МП
|
Viv писал(а): А вообще когда этот канон читается? Вообще то перед причастием.Но можно и просто почитать.
_________________ Марина
О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. Преп.Ефрем Сирин
|
|
|
|
 |
Viv
|
Заголовок сообщения: Re: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 15 апр 2011, 17:39 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 18:55 Сообщения: 1967
Возраст: 30 Откуда: Волжский
Вероисповедание: Православный, МП
|
То есть, можно почитать даже просто когда осознаю свои грехи и хочу раскаяться, но нет возможности поисповедоваться и причаститься?
_________________ Игорь Валерьевич вернул себе свой прежний ник Viv 
|
|
|
|
 |
Елена-М
|
Заголовок сообщения: Re: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 15 апр 2011, 17:45 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38 Сообщения: 12425
Возраст: 74 Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
|
Viv писал(а): То есть, можно почитать даже просто когда осознаю свои грехи и хочу раскаяться, но нет возможности поисповедоваться и причаститься? Всегда.когда хочется читается покаянный канон,кроме Светлой(Пасхальной)седмицы(недели) Тогда читается Пасхальный канон.Раскаяние и покаяние веши очень разные.канон ко Святому Причащению читается перед причастием.Читать "просо так"есть смысл чтобы вдуматься и понять суть Таинства.на мой взгляд бессмысленно читать "просто так ,когда захочется" просьбы к Богу-изложенные в каноне ко Святому Причащению.Если хочется каяться-то покаянные каноны-гораздо уместнее.
_________________ "Блюдите, яко опасно ходите"
Последний раз редактировалось Елена-М 15 апр 2011, 17:56, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Viv
|
Заголовок сообщения: Re: Ищу покаянный канон Спасителю Добавлено: 15 апр 2011, 17:50 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 18:55 Сообщения: 1967
Возраст: 30 Откуда: Волжский
Вероисповедание: Православный, МП
|
Елена-М писал(а): Всегда.когда хочется,кроме Светлой(Пасхальной)седмицы(недели) Тогда читается Пасхальный канон. Всё понятно. Елена-М писал(а): Раскаяние и покаяние веши очень разные. Это я знаю, я просто выразился образно.
_________________ Игорь Валерьевич вернул себе свой прежний ник Viv 
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 30 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |