Об общении в Сети:
- Вы сами были модератором на кураевском форуме, сейчас входите в руководство православного форума «Слово» и видели, сколько поступает негатива. На приходе ведь, в живом общении, люди так не ругаются. Речь идет о том, что все эти комментаторы и форумчане - православные люди, которые ходят в церковь. И куда девается вся эта православность, когда человек садится за компьютер? Ведь люди в таинствах участвуют, все имеют духовников...
- Давайте так говорить: сегодня компьютер для многих уже заменил мирское общение. При личном контакте мы придерживаемся каких-то нравственных установок и критериев. А в Интернете проявляются все недостатки, которые в живом общении человек вынужден скрывать. А когда идет заочное общение, тогда все равно. Для человека это психологическая черта: могу делать ненаказуемо все, что хочу. Даже если он православный верующий, все равно в нем присутствует доля агрессивности, которая должна где-то проявиться. И она проявляется именно здесь, в сети.
Кстати, вот почему нельзя исповедовать по Интернету. Католики поставили между исповедующимся и священником перегородку, чтобы те не видели друг друга. Якобы благодаря этому, человеку не будет стыдно говорить о своих грехах. В конце концов перегородка привела к появлению индульгенций.
Мы же утверждаем, что нужен контакт глаза в глаза. На исповеди это получается, а в Интернете нет. И человек все самое худшее без стеснения выбрасывает: весь свой негатив, все свои стыдания. Его сущность проявляется здесь абсолютно четко.
- Может, наоборот такие негативные высказывания очень искренни. Потому что в церкви человек бы постеснялся перед знакомыми прихожанами, священником проявить себя подобным недостойным образом. Может, и есть у человека это зло, он бы его и высказал, но мешают внешние факторы, чувство этикета. А в веб-пространстве он выплеснул негатив, а потом гляди, через какое-то время поймет и покается...
- Давайте честно, положа руку на сердце, скажем: сейчас, особенно в городских приходах, священник играет и еще одну роль - роль психолога. «Оно» приходит такое все, как струнка. Только тронь его... А потом постоял человек, свечку поставил, водички попил, подошел к исповеди, выговорился. Смотрю - все, жить будет. А как только зашел, притронься пальцем - лопнет, забрызжет, орать будет! То есть, священник все равно играет роль психолога. Особенно в храмах мегаполисов, в больших соборах.
Я нечасто бываю в Москве, Киеве, Донецке. Вот в Луганске недавно был, заехал на один приход, долго был на службе, стоял в сторонке, наблюдал, как исповедуют священнослужители. Много приходит молодых людей, около 30 лет, как раз продуктивный возраст. И они напряжены. После исповеди человек будто бы расслабляется, облегчив душу. Выходит, что для человека священник - это еще и психолог. Может быть, сам об этом совершенно не зная и не задумываясь об этом. И это правильно. Это хорошее сочетание.
http://orthodoxy.org.ua/ru/2009/09/02/26166.html