 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:06 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): А если не выйдите, то просто потеряете время.
Поэтому причина для чтения Святых Отцов должна быть вполне конкретной.
Аня, кто Вас этому научил? 
|
|
|
|
 |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Ивона писал(а): Любое спасительное делание можно извратить, сделав крен вправо...
... или влево.
Типа фарисеи были "правые", а саддукеи - "левые" 
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
 |
Larissa
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:10 |
|
Зарегистрирован: 09 мар 2005, 13:44 Сообщения: 6421
Возраст: 49 Откуда: Москва-Подмосковье
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Поэтому причина для чтения Святых Отцов должна быть вполне конкретной.
Я, наверное, брежу.
Да уж причина конкретней некуда - быть к Богу ближе.
|
|
|
|
 |
Larissa
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:14 |
|
Зарегистрирован: 09 мар 2005, 13:44 Сообщения: 6421
Возраст: 49 Откуда: Москва-Подмосковье
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Только не потому что они - Святые, а потому что возник какой-то вопрос и думаешь как его решали другие люди, которые более опытны.
Ну мало ли опытных людей, их, опытных, полно.
Мы их и любим и молимся им именно, потому что они Святые, добрые, хорошие, а не (не ругаюсь матом в пост) опытные.
Мы же любим человека не потому что он опытный, а потому что он ХОРОШИЙ.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:17 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Св. Иоанн Златоуст тоже потерял здоровье, когда монашествовал в пустыне, потом всю жизнь болел
Дерзостно, конечно, так говорить, но душу греет, что вот я тоже пошла по стопам моего любимого святого 
|
|
|
|
 |
Иулиания
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:21 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 23 фев 2006, 20:02 Сообщения: 3013
|
Читаешь и видишь их высоту и свое недостоинство.
|
|
|
|
 |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 21:53 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Иулиания писал(а): Читаешь и видишь их высоту и свое недостоинство.
Вот это точно! Пожалуй, это общее для всех нас - и для сильных, кто делает, и для слабых, кто не делает.
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 мар 2009, 23:04 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Иулиания писал(а): Читаешь и видишь их высоту и свое недостоинство.
Да, да, и это тоже  . И ещё мне это чтение, пусть даже очень коротенькое, просто очень помогает бороться с расслабленностью, с нерадением - это ведь настоящее общение со Святыми, оно поднимает, точно как сказано "с преподобным преподобен будеши" - вот это чтение и есть наш шанс побыть с преподобными... 
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 01:29 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
А кто читал "Нравственное богословие для мирян" 19 века издания (сейчас репринт)?
Вот уж что я читала и поражалась: КАК, оказывается, должны жить миряне. Как монахи, только плюс к этому ещё и с мирскими искушениями бороться.
В общем, как я поняла, уважаемые собеседники, святоотеческая литература реабилитирована? Не ёрничаю, разве только чуть-чуть. Самой сложно разбираться в этом вопросе: не хватает знаний и опыта. А вас любо-дорого послушать. Правда! Спасибо! 
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Re: Духовный кризис веры Добавлено: 27 мар 2009, 01:33 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вячеслав писал(а): Преп. Нил Синайский, "Подвижнические письма" (эта книга существует и под другими названиями). Мозги хорошо прочищает. А в Сети есть? Что-то не нашла... Цитата: Это одно из проявлений уныния. Какая у нас там по свт. Игнатию противоположная унынию добродетель?
А какая?
И что это за книга (по свт. Игнатию)?
|
|
|
|
 |
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 01:38 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17749
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вспомнилось из одной проповеди:
"Многие спрашивают, можно ли читать творения св. Отцов, толкования на Евангелие? Не тольео можно, но и нужно! Какие же мы христиане, если наше чтение ограничивается брюшюрами вроде "Как защититься от колдунов"!!
У одного из самых возвышенных Отцов, преп. Симеона Нового Богослова есть творение " Божественные гимны". Преп. Никита Стифат, ученик преп. Симеона, советовал их читать только подвижникам, очистившимся от страстей. Тем не менее, один из этих "Гимнов" есть в каждом молитвослове. Это 6 молитва из последования ко причащению ("От скверных устен..")
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
 |
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Re: Духовный кризис веры Добавлено: 27 мар 2009, 02:00 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17749
Вероисповедание: Православный, МП
|
Дария писал(а): А в Сети есть? Что-то не нашла... Есть немного. http://xpbc.ru/biblioteka/NilSin/oglavlenie.htmlhttp://www.krotov.info/acts/05/2/nil_sinay.htmА вот и другие его творения, если заинтересуешься: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n ... tents.htmlКак раз оттуда: Цитата: Глава 14. Глаз преданного унынию непрестанно устремлен на двери, и мысль его мечтает о посетителях. Скрипнула дверь – и он вскакивает; послышался голос – и он выглядывает в окно, не отходит от него, пока не оцепенеет сидя. Преданный унынию, читая, часто зевает и скоро склоняется ко сну, потирает лицо, вытягивает руки и, отворотив глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись снова к книге, почитает немного, переворачивая листы, любопытствует видеть концы слов, считает страницы, делает выкладку о числе целых листов, охуждает почерк и украшения; а напоследок, согнув книгу, кладет под голову и засыпает сном не очень глубоким, потому что уже голод возбуждает его душу и заставляет позаботиться о себе.
Монах в унынии ленив к молитве и иногда не выговаривает молитвенных речений. Как больной не выносит тяжелого бремени, так преданный унынию не сделает прилежно Божия дЕла: то телесными силами расстроен, то ослабел в силах душевных. От уныния врачует постоянство, делание всякого дела с великою внимательностию и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разумно и усильно, и дух уныния бежит от тебя. Дария писал(а): А какая? И что это за книга (по свт. Игнатию)? Честно говоря, не помню, надо в памяти освежить. Или трезвение или блаженный плач. О страстях и противоположных им добродетелях часто приводят в брюшюрах типа "В помощь кающимся". Взять из 1 тома творений свт. Игнатия.
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): AnnaOl писал(а): А если не выйдите, то просто потеряете время.
Поэтому причина для чтения Святых Отцов должна быть вполне конкретной.
Аня, кто Вас этому научил?  Ну так Вы свт. Игнатия перечитайте - я цитату дала. Цитата: Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели Ну не благословляется мирянам читать Добротолюбие за чаем. Потому что приведет это не к ревности, а к хладности. Говоря в общем, Святых Отцов нужно и должно читать. Но не просто так, будто бы вместо художественной литературы, а по делу, когда хотя бы вопрос созреет (как в нашем случае, к примеру). Вот прежде, чем привести цитату, по ней желательно прожить сначала. Я когда-то, когда на этом форуме начинала, тоже одними цитатами излагала. А потом скоро это в сторону отложила. Потому что цитаты так просто под свои страсти настроить, что самой не удобно уже как-то становилось. Воспринимаю сегодня цитаты только от тех людей, кто по ним живет. Ну или от самих Отцов и то в контексте их жизни (а не жития). Те, кто сталкивался с написанием житийной литературы знает, что пишется там не более 50% исторических реалий. Остальную правду надо искать у историков. По поводу каждого Отца - отдельно и внимательно. Возьмите сегодня в руки свт.Игнатия. И возьмите Георгия Флоровского, где он описывает ошибки святителя, которые тот допускал от отсутствия систематического богословского образования. И давайте теперь цитировать эти ошибки и отстаивать их, только потому что это Святой написал. Но ошибки ведь не исправились от этого! Прежде, чем цитировать, нужно быть докой во всех этих вопросах!Ну или не воспринимать все так серьезно, как это делаю я.  Цитата: У (Святителя) Игнатия всегда чувствуется противоборство с мистическими влияниями Александровской эпохи, которые были сильны и в его время. Для него это была прелестная и мнимая духовность, не трезвая, отравленная гордыней, слишком торопливая и он не одобрял вовсе чтения инославных мистических книг, в особенности же «Imitation». Есть некая жесткость и в том, как он говорит о светской культуре. «Ученость — светильник ветхого человека». И он приходит почти что к агностицизму. Есть всегда оттенок какого-то разочарования, почти надрыва, в его словах об отречении. Странным образом, в его личном облике нетрудно найти черты все той же Александровской эпохи. Этим, может быть, и объясняется вся резкость его отрицаний, борьба с самим собой.
... (Епископ) Феофан очень не любил, когда говорили о его «затворе». «Из моего уединения сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он всегда подчеркивал, что заперся «для книжных занятий», — «так выходит, что я книжник и больше ничего». Характерно, что еще в Академии в своем прошении о допущении к постригу он упоминал о богословских занятиях: «имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». И с епископской кафедры он сходит впоследствии снова ради уединенной жизни и богословия. Но при этом он не прерывает письменного общения с миром, продолжает свой пастырский и миссионерский подвиг, как писатель. Его личная переписка была тоже очень обширной. Для очень многих он стал заочным духовником. Значения внешнего затвора Феофан не преувеличивал. Напротив, и другим советовал не торопиться с затвором. «Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор...
Последний раз редактировалось АнечкаОл 27 мар 2009, 02:27, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:26 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17749
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Святых Отцов нужно и должно читать. Но не просто так, будто бы вместо художественной литературы, а по делу. Анна, загляните в тему "Что вы читаете?": там и так сплошным потоком упоминается светская литература. Но надо же хоть когда-то отрываться от суеты.
Описаны случаи, когда люди начинают читать, скажем, Иоанна Златоуста и забрасывают светскую литературу как пустую и неинтересную. И если посмотреть исторически, то когда у нас начали читать художественную литературу, не в 18 ли веке? Пусть даже и во 2 половине 17в. Но ведь до этого читали в основном, душеполезную литературу.
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:32 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вячеслав писал(а): AnnaOl писал(а): Святых Отцов нужно и должно читать. Но не просто так, будто бы вместо художественной литературы, а по делу. Анна, загляните в тему "Что вы читаете?": там и так сплошным потоком упоминается светская литература. Но надо же хоть когда-то отрываться от суеты. Описаны случаи, когда люди начинают читать, скажем, Иоанна Златоуста и забрасывают светскую литературу как пустую и неинтересную. И если посмотреть исторически, то когда у нас начали читать художественную литературу, не в 18 ли веке? Пусть даже и во 2 половине 17в. Но ведь до этого читали в основном, душеполезную литературу.
Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского.
Впрочем, и в 19-м веке монашество сплошь было крестьнским. Из 49 монастырей только 2 монаха имели школьное образование. Сословный состав монастырей в начале 19 века: мещане и крестьяне. Из общего числа дворян: 1,9 %. При этом, образование имели все Святые отцы, оставившие след в литургическом наследии.
О худ.лит-ре:
Люди забрасывают литературу, а после десятка лет церковной жизни, укрепившись в вере и создав свое представление о мире, достают их снова и читают по-новому. И это, думаю, хорошо. 
Последний раз редактировалось АнечкаОл 27 мар 2009, 02:44, всего редактировалось 2 раз(а).
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:37 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я за контекст, братия и сестры. Не стоит особо отвлекаться на это лирическое мое отступление от заданной в топе темы.
Было предложено в виде приведенных цитат выжать из человека соки, я против этого. Т.к. если человек "перемолился", то жать из него - плохая идея. Надо на природу, шашлычек, к друзьям. Надо почитать те книги, которые рождают в сердце любовь к Богу. И не обязательно это должны быть Отцы или молитвослов. У нас масса хорошей литературы.
Надо было сразу это написать...
Цитата: А вот еще:
В 70-х годах у Феофана вышло разногласие с о. Иоанном Кронштадтским о молитве Иисусовой и о призывании имени Иисусова. Феофан написал об этом особую книгу, но издана она не была...
Сложилась даже привычка видеть в о. Иоанне Кронштадтском только практического пастыря, благотворителя и молитвенника. И редко кто читает его замечательный дневник: «Моя жизнь во Христе», как богословскую книгу. Конечно, в ней нет богословской системы, но есть богословский опыт и о нем свидетельство. Это дневник созерцателя, а не моралиста. И молитва не лирика, не только устремление души, но именно ее встреча с Богом, веяние Духа, духовная реальность (срв. суждение о. Иоанна о молитве Иисусовой и имени Божием).
Очень интересная книга: http://www.vehi.net/florovsky/puti/
Последний раз редактировалось АнечкаОл 27 мар 2009, 02:49, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:46 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17749
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского. Это при том, что монастыри, традиционно были очагами образованности? Интересно, что первое русское сочетание по математике было написано в Антониевом монастыре в Новгороде. AnnaOl писал(а): Люди забрасывают литературу, а после десятка лет церковной жизни, укрепившись в вере и создав свое представление о мире, достают их снова и читают по-новому. И это, думаю, хорошо.  Кто как. Порой, люди могут всю жизнь ходить в Церковь, а не прочитать ни одной серьёзной книги. От того и во мировоззрению не сильно отличаться от нецерковных людей. AnnaOl писал(а): Надо на природу, шашлычек, к друзьям. Хорошее дело, когда не во время поста!
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 02:54 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Да, центры. Но не богословских наук. Монастырь - это вообще центр. Он и работу давал, и крестьянами владел, и укрывались в них от врагов, и всяко разно другое.
Иваново вот тоже центр области. А ветеринара днем с огнем не сыщешь хорошего (простите за офф). 
|
|
|
|
 |
Светлана28
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 04:15 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 24 фев 2006, 12:57 Сообщения: 8378
Откуда: Московия
|
AnnaOl писал(а): Вячеслав писал(а): AnnaOl писал(а): Святых Отцов нужно и должно читать. Но не просто так, будто бы вместо художественной литературы, а по делу. Анна, загляните в тему "Что вы читаете?": там и так сплошным потоком упоминается светская литература. Но надо же хоть когда-то отрываться от суеты. Описаны случаи, когда люди начинают читать, скажем, Иоанна Златоуста и забрасывают светскую литературу как пустую и неинтересную. И если посмотреть исторически, то когда у нас начали читать художественную литературу, не в 18 ли веке? Пусть даже и во 2 половине 17в. Но ведь до этого читали в основном, душеполезную литературу. Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского.
Угу, конечно  Как раз монастыри и несли образование. И вообще учились читать по Библии. Вспомните житие Сергия Радонежского хотя бы. И просто историю вспомнить. Откуда вы взяли, что наши предки были такие необразованные? Как раз только с европиезацией страны, то есть с петровких времен и началось необразование населения.
Ох, а то, что вы написали про чтение Святых Отцов.. 
|
|
|
|
 |
Врубль
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 09:59 |
|
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 21:38 Сообщения: 1157
Откуда: Москва
|
Ивона писал(а): Иулиания писал(а): Читаешь и видишь их высоту и свое недостоинство. Да, да, и это тоже  . И ещё мне это чтение, пусть даже очень коротенькое, просто очень помогает бороться с расслабленностью, с нерадением - это ведь настоящее общение со Святыми, оно поднимает, точно как сказано "с преподобным преподобен будеши" - вот это чтение и есть наш шанс побыть с преподобными... 
Духом пропитываетесь. Очень полезно после контактных споров  , прочесть пару тройку кафисм
и дух спорный с треском уступит место Духу Божьему ( который в Божьем Слове )
|
|
|
|
 |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 10:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Дария писал(а): Вот уж что я читала и поражалась: КАК, оказывается, должны жить миряне. Как монахи, только плюс к этому ещё и с мирскими искушениями бороться.
Так небось монах писал  . Кто ж еще?
17 лет назад было у меня одно искушение. Я исповедался в монастыре, пришел в наш храм и поведал об этом настоятелю. Он сказал мне предельно строго: "Или ты ходишь в монастырь, или ты ходишь в приходской храм - выбирай". Тогда я соблазнился о настоятеле: вот, подумалось, какая-то ревность неуместная у о.Василия, наверное, он монахов не любит... А вот теперь я полностью понял, что он имел в виду. И очень благодарен ему за эти слова, поскольку монахом я не стал - не мое это.
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
 |
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 10:31 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24574
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Holder писал(а): А вот теперь я полностью понял, что он имел в виду. Я думаю, он имел в виду то, что у человека не может быть двух "лечащих врачей". Тем более, придерживающихся двух разных медицинских школ. Либо ты лечишься так, либо иначе - и это не значит, что из двух докторов один неправ или хуже лечит, это значит что два образа лечения несовместимы.
Дело не в том, что монах не может понять мирянина, это совершенно не так. Порукой тому все те монахи, которые работали с мирянами, которые в этой теме уже перечислены, а еще плюс Тихон Задонский, Феофан Затворник, вот хоть святитель Лука, да мало ли еще других
Дело в том, что человек и вообще-то зачастую не может вполне понять другого человека и разглядеть, чем тот отличается от себя, любимого. Поэтому он дает совет, который подошел бы ему, а не тому, кто спрашивает совета. В этом смысле, неопытный приходской батюшка ничуть не лучше неопытного монаха.
В этом смысле наверно надо искать не монаха или мирянина а батюшку с большим практическим опытом, исповедующего священника. Посмотреть кто ему исповедуется. Посмотреть, каков он сам. Посмотреть, каковы у него ученики.
У монахов в этом смысле только есть большое преимущество - они в теории аскетики существенно лучше подкованы, знают отчего и почему.
То же и с чтением духовной литературы - надо просто научиться отличать общее от частного.
Да, упомянутую книгу писал протоиерей Евгений Попов. Не монах. Протоиерей - старший священник в белом духовенстве.
|
|
|
|
 |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 10:39 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Пожалуй, в основном соглашусь с Вами, Александр.
А об увлечении аскетической литературой и попытками буквально практиковать написанное там в миру, без опытного наставника-монаха - есть некоторые соображения. Соберусь с мыслями - изложу.
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
 |
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 10:44 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24574
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я думаю, должно быть просто здравое отношение к себе. Есть, типа, вещи, которые я не могу и никогда уже не смогу. Без этого можно "подорваться" даже читая Евангелие ("раздай все", каково, а?), не говоря уж об аскетической литературе.
|
|
|
|
 |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:01 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Александр_1970 писал(а): Я думаю, должно быть просто здравое отношение к себе. Есть, типа, вещи, которые я не могу и никогда уже не смогу. Без этого можно "подорваться" даже читая Евангелие ("раздай все", каково, а?), не говоря уж об аскетической литературе.
Типа да.
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:21 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского.
Анна, это неверная информация. Любой человек, проучившийся в педагогическом вузе и изучавший, как обстояло дело с образованием в Древней Руси, может поспорить с Вами. Вот я, например.
Насчёт "никто" - сильно круто. Читали Псалтирь, по ней учились грамоте (вот кстати, хороший учебник жизни для нас, грешных мирян  ), вспомните хотя бы житие св. Сергия Радонежского, которому грамота не давалась.
А уж про образование в монастырях - так это из вузовской программы, официальная информация. И в Европе, и на Руси именно монастыри были центрами образования, именно поэтому образование изначально было религиозным. Тут даже оказательств не требуется - достаточно учебник открыть и почитать.
А огромное изобилие памятников Древнерусской литературы, начиная с XI века? То же "Слово о полку Игореве"? А "Повесть временных лет", написанная монахом Нестором в Киево-Печерской Лавре?
Раз уж даже ПИСАЛИ литературные произведения, то наверняка читать тоже умели, не так ли? 
Последний раз редактировалось Дария 27 мар 2009, 11:49, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:31 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Да, центры. Но не богословских наук.
А при чём тут богословские науки?
Богословие как наука вообще когда начало существовать? 
|
|
|
|
 |
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:34 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Дария писал(а): AnnaOl писал(а): Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского. Анна, это неверная информация. Любой человек, проучившийся в педагогическом вузе и изучавший, как обстояло дело с образованием в Древней Руси, может поспорить с Вами. Вот я, например. Насчёт "никто" - сильно круто. Читали Псалтирь, по ней учились грамоте (вот кстати, хороший учебник жизни для нас, грешных мирян  ), вспомните хотя бы житие св. Сергия Радонежского, которому грамота не давалась. А уж про образование в монастырях - так это из вузовской программы, официальная информация. И в Европе, и на Руси именно монастыри были центрами образования, именно поэтому образование изначально было религиозным. Тут даже оказательств не требуется - достаточно учебник открыть и почитать. А огромное изобилие памятников Древнерусской литературы, начиная с XI века? То же "Слово о полку Игореве"? А "Повесть временных лет", написанная монахом Нестором в Киево-Печерской лавре? Раз уж даже ПИСАЛИ литературные произведения, то наверняка читать тоже умели, не так ли? 
Можно также прибавить новгородские грамоты 
_________________ Чувствую настоятельную потребность вступить в Добровольный оркестр хемулей...
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:46 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Ивона писал(а): AnnaOl писал(а): А если не выйдите, то просто потеряете время.
Поэтому причина для чтения Святых Отцов должна быть вполне конкретной.
Аня, кто Вас этому научил?  Ну так Вы свт. Игнатия перечитайте - я цитату дала. Нет уж, простите, ни святитель Игнатий, и никто из святых отцов такого совета не даёт. Он даже в комментариях не нуждается Цитата: Говоря в общем, Святых Отцов нужно и должно читать. Но не просто так, будто бы вместо художественной литературы, а по делу, когда хотя бы вопрос созреет (как в нашем случае, к примеру). Ага, вот сейчас у меня приступ уныния - и я срочно перечту всю святоотеческую литературу на этот предмет. А через час меня кто-то оскорбит - и я срочно перечту всю святоотеческую литературу на этот предмет. А к вечеру меня скрутит моя болезнь, я впаду в отчаяние - и срочно перечту всю святоотеческую литературу на этот предмет... А завтра всё сначала. А если под искушение не будет времени перечесть, то останусь в обнимку со своими страстями. Цитата: Вот прежде, чем привести цитату, по ней желательно прожить сначала. Я когда-то, когда на этом форуме начинала, тоже одними цитатами излагала. Чтобы по ней пожить, её всё же прежде надо прочитать. И - ну не надо судить всех по себе. Откуда Вы знаете устроение всех, чтобы обо всех так говорить и всем вот так запрещать читать и цитировать СВЯТЫХ? Цитата: Конечно в 18! До 18 никто читать вообще не умел. Ни в монастырях, ни в миру. И учения никакого не было - ни богословского, ни толком мирского-светского. Тут уже на эту темы хорошо сказали, я как историк присоединяюсь. На Руси читали всегда, и читали именно Св. Писание и духовную литературу. Сходите хотя бы в музеи, там увидите, например, подставки для книг, что стояли в светлицах дворянок. А вот о посадских: Цитата: Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Грамота № 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея. Цитата: Было предложено в виде приведенных цитат выжать из человека соки,
Это опять-таки Ваше вИдение. Никто этого не предлагал, и святые отцы никогда такого не советуют. Вячеслав писал(а): Кто как. Порой, люди могут всю жизнь ходить в Церковь, а не прочитать ни одной серьёзной книги. От того и во мировоззрению не сильно отличаться от нецерковных людей.
Вот именно, это беда наших дней! 
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 11:56 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Holder писал(а): Ивона писал(а): Любое спасительное делание можно извратить, сделав крен вправо... ... или влево. Типа фарисеи были "правые", а саддукеи - "левые" 
Ага, точно. Только вот насчёт "типа" запуталась  . Потому что, что-то мне вдруг показалось, что вот такое:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете".
(Матф. 23, 13)
- это как раз левое отклонение... 
|
|
|
|
 |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |