Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 138 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Духовный кризис веры
 Сообщение Добавлено: 24 мар 2009, 10:46 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08
Сообщения: 10049

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Предположим, человек прошёл все эти мучительные стадии духовного развития и оказался вновь за оградой Церкви, но уже вследствие наступившего кризиса веры. Была благодать, мир, тишина, радость, и вдруг куда-то всё исчезло. По этой причине он и не ходит в храм. А бывает так: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а ничего не происходит, грехи те же, проблемы те же.


У кого-нибудь было подобное?
Что с этим делать, подскажите?

Как из этой лености, расслабления, а по большому счёту просто неверия выбираться? Правду говорят, что тем, кто много лет в Церкви, или воцерковлён ещё в детстве, сложнее чем тем, которые новоначальные?

Может, что ещё почитать посоветуете?

Почему вместо того, чтобы встать на молитву - главное дело жизни, - садишься за комп и смотришь какой-нибудь новый голливудский блокбастер? :au:

Если и случаются просветления, то крайне редко - и потом опять всё по новой, всё сначала.
Как вновь обрести веру?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Духовный кризис веры
 Сообщение Добавлено: 24 мар 2009, 11:15 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
Дария писал(а):
Если и случаются просветления, то крайне редко - и потом опять всё по новой, всё сначала.
Как вновь обрести веру?


Тогда уж, наверное, речь должна идти о том, как её не растерять.

А как не растерять? Да не грешить. И просто и сложно.

Господь веру даёт, в Причастии нас укрепляет.
А мы отходим от Чаши и что попало делаем.
Совесть говорит -- воздержись, а мы -- наперекор. Вот и отходит вера. По другому и быть не может. Только грехи между нами и Богом.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Духовный кризис веры
 Сообщение Добавлено: 24 мар 2009, 12:07 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Дария писал(а):
У кого-нибудь было подобное?
Что с этим делать, подскажите?

Как из этой лености, расслабления, а по большому счёту просто неверия выбираться?

Это у всех бывает. А выбираться только усилием, нудить себя, как и Господь заповедал :D . Об этом много писали святые отцы:

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Цитата:
Что значит тяжкий сон лености и окамененное нечувствие сердца во время молитвы или при составлении проповеди, при преподавании Закона Божия? Значит оставление нас благодатью Божией, по премудрым и благим намерениям Божиим, для укрепления нашего сердца к свободным собственным духовным деланиям. Иногда благодать носит нас как детей или водит и поддерживает нас как бы за руку, тогда полдела нам делать дела добродетели, а иногда оставляет нас одних нашей немощи, чтобы мы не ленились, а трудились и духом заслуживали дарование благодати: вот в это-то время мы должны, как свободные существа, добровольно показать свое исправление и свое усердие к Богу. Роптать на Бога, на лишение нас благодати было бы безумие, ибо Господь когда хочет, тогда и берет благодать Свою от нас, падших и недостойных. Надо в это время научиться терпению и благословлять Господа: Господь дал благодать Свою, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).


Святитель Феофан, затворник Вышенский:
Цитата:
«...Бог душе, обращающейся от греха на путь богоугождения, сначала дает вкусить всю сладость жизни сей новой. Но потом оставляет человека одного с его собственными силами. Благодать при сем или скрывает свое действие, или отступает. Делается сие затем, чтобы дать человеку поглубже убедиться, что он сам по себе один есть без благодати, — и навык глубоко смиренствовать и пред собою, и пред Богом, и пред людьми».

Цитата:
«...Поблажать себе не должно и самоохотно предаваться развлечениям: ибо такого рода поведение благодать Божию отгоняет. А ну-ка не воротится?!. Ужас, как пойдет все кверху дном... Спаси вас, Господи, от беды сей!.. Обаче всякую нужду духовную, о коей болит сердце, предавать Господу, и Он поможет и уладит неладное».

Цитата:
Благодать Божия доселе вводила в вас возможный порядок, и он в вас был и есть. Но отселе она не станет уже действовать одна, а будет ждать вашего решения. И если вы вашим избранием и решением не станете на сторону ее, то она и совсем отойдет от вас и оставит вас в руках произволения вашего.
... Упорядочение внутри вас начнется лишь тогда, когда вы станете на сторону благодати и порядки жизни в духе ее поставите неотложным законом своей жизни.
…Нет, не порыв один здесь нужен, а здравое рассмотрение дела и образование решимости, твердой и неуклонной, при сознании всех трудов, препятствий, неприятностей, кои ожидают впереди, с мужественным воодушевлением стоять против них до положения живота.
….Кого ни спроси: хочешь в рай, в Царство Небесное? — духом ответит: хочу-хочу. Но скажи ему потом: ну, так то и то делай, — и руки опустились. В рай хочется, а потрудиться ради того не всегда достает охоты. Я веду речь к тому, что не возжелать только надобно, но и твердую возыметь решимость непременно достигнуть возжеланного и начать самим делом труды по сему достижению.

http://www.pravkniga.ru/news.html?id=6075


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 мар 2009, 12:34 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Дария, вот, собственно, слово Евангельское об этом самом:

« От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
( Матф. 11, 12)

Толкование Евфимия Зигабена:
"От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е". Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. Нудится, т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: нуждницы восхищают е. Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу : покайтеся, приближибося Царстиве Небесное".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 03:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Почему вместо того, чтобы встать на молитву - главное дело жизни, - садишься за комп и смотришь какой-нибудь новый голливудский блокбастер?


Потому что меры своей не знаем. Беремся за монашеское правило, а потом и Отче наш трудно прочитать. Беремся читать Св. Отцов без разбора, а потом Винни-пух делается самым близким другом.


Мера - это самое главное в духовной жизни. Для каждого она своя. И не надо смотреть по сторонам. Надо делать ровно столько, сколько Вы можете. Большего Господь от нас не требует.

А вообще, кризис - это хорошо. Это когда наконец-то начинаешь своей головой соображать что именно тебе делать, чтобы оставаться с Богом. Можно сказать, что с этого момента и начинается настоящее сердечное твое христианство.

Когда все получается - это вообще страшное дело. Старец Ефрем Ватопедский говорил: желаю тебе не благодати, а опыта. Благодать может привести к прелести. Опыт же рано или поздно приведет к благодати, но тогда уже опыт не даст упасть в прелесть.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 03:29 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08
Сообщения: 10049

Вероисповедание: Православный, МП
Да, пожалуй, это мой случай. Перфекционизм - наше всё. Или всё - или ничего. Или совершенно - или никак. А то, что даже три молитвы 2 раза в день утром и вечером - это УЖЕ правило, УЖЕ молитва - как-то не признаётся. Вот Бог и вразумляет.

И ещё вспоминаю время, когда смотрела с недоумением и осуждением на тех, кто не постится, не молится и в храм не ходит... Теперь стыдно. :oops:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 03:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Ивоне о цитатах из Святых отцов:

Цитата:
О чтении духовных книг

Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтоб вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу.

Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!

Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия.

Господь повелел "вино новое", т.е. возвышенные добродетели и подвиги, "вливать в мехи новые", т.е. предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатию. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новою заплатою. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие нарушения закона Божия, нежели в какие впадали прежде.

"К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дыра сделается только больше". И для иноков всех вообще, и для христиан, живущих посреди мира, полезнейшее чтение - Новый Завет, в особенности, Евангелие. Но его надо читать со смирением, не позволяя себе собственных толкований, а руководствуясь толкованием Церкви.


http://www.fotopalomnik.ru/content/view/168/54/


Последний раз редактировалось АнечкаОл 26 мар 2009, 03:35, всего редактировалось 4 раз(а).

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 03:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Дария писал(а):
Да, пожалуй, это мой случай. Перфекционизм - наше всё. Или всё - или ничего. Или совершенно - или никак. А то, что даже три молитвы 2 раза в день утром и вечером - это УЖЕ правило, УЖЕ молитва - как-то не признаётся. Вот Бог и вразумляет.

И ещё вспоминаю время, когда смотрела с недоумением и осуждением на тех, кто не постится, не молится и в храм не ходит... Теперь стыдно. :oops:


Не расстраивайтесь и не придавайте этому бОльшего значения, чем есть. У вас хорошая пора для смирения. А это и есть - главное.

Как закалитесь, так и отпустит.

Иногда мы дар Божий воспринимаем как наказание... :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 04:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08
Сообщения: 10049

Вероисповедание: Православный, МП
А мне посты Ивоны очень помогли.
Действительно, иногда не хватает какого-то малюсенького усилия над собой - и тут же Господь помогает. Просто надо понимать, что не всё даётся легко, по вдохновению - и что это нормально, так и должно быть.

Цитата:
Как закалитесь, так и отпустит.


Да уж, закалка идёт полным ходом. :) Поняла хорошенько, что без Бога - ни до порога. Ни молитвы даже одной прочесть невозможно, ни поста держать, ни со страстями бороться... как бы только эту закалку сохранить на веки вечные?

А то чуть отпустит - и опять начинается всё по новой: "Ах, какая я..." - и, как Сергеич писал, вера за грехи и отходит.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 10:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Ивоне о цитатах из Святых отцов:

Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, /

Дорогая, а Вы прочитали, чьи слова я привела??? Св. Иоанна Кронштадского и св. Феофана, писавших именно и конкретно для мирян. Я просто недоумеваю по поводу Вашего поучения... :roll:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 11:07 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 09 мар 2005, 13:44
Сообщения: 6421

Возраст: 49
Откуда: Москва-Подмосковье
Вероисповедание: Православный, МП
"Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!"

Хоть это и Игнатий Брянчанинов написал, я не согласна. Мне ближе всего творения святых отцов, писавших именно для монахов. А я веду вполне себе светскую жизнь. Получается, что мирянам Исаака Сирина и не стоит читать и даже вредно. А он-то в основном для безмолвников и отшельников.

Человеческая душа одна, что у мирян, что у иноков. И грехи одни и природа их. Просто мирянину, читая, не нужно примерять на себя монашеский образ жизни.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 11:23 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Larissa писал(а):
"Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!"

Хоть это и Игнатий Брянчанинов написал, я не согласна. Мне ближе всего творения святых отцов, писавших именно для монахов. А я веду вполне себе светскую жизнь. Получается, что мирянам Исаака Сирина и не стоит читать и даже вредно. А он-то в основном для безмолвников и отшельников.

Человеческая душа одна, что у мирян, что у иноков. И грехи одни и природа их. Просто мирянину, читая, не нужно примерять на себя монашеский образ жизни.

А я так очень даже согласен здесь со Свт. Игнатием.

Все же путь монаха и путь мирянина - отличаются. Я бы сравнил путь монаха с прямой дорогой, ведущей к вершине горы: очень крутой подъем, легко сорваться, но путь - короткий. А путь мирянина - с серпантином, тоже ведущим к вершине: путь долгий, по спирали, но более пологий. Следовательно, и наставления различаются.

Далеко не все, что полезно монаху, полезно мирянину - монах живет в особых условиях, с миром не соприкасатся, он для того и ушел из мира, чтобы жить отлично от мирян. Мирянин соприкасается с миром - и это очень большая специфика.

Кто из монашествующих понимал мирянина как следует? По пальцам можно пересчитать: Свв. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, последние оптинские старцы... Из современных - архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Кто внимательно читал "Лествицу"? Это - указание восхождения по ступеням. Какая первая ступень, кто помнит?

Но, конечно, если близки монашествующие - кто может упрекнуть? Мне вот самому авва Дорофей близок.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 12:04 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 21:38
Сообщения: 1157

Откуда: Москва
Larissa писал(а):
"Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!"
Хоть это и Игнатий Брянчанинов написал, я не согласна. Мне ближе всего творения святых отцов, писавших именно для монахов. А я веду вполне себе светскую жизнь. Получается, что мирянам Исаака Сирина и не стоит читать и даже вредно. А он-то в основном для безмолвников и отшельников.

Человеческая душа одна, что у мирян, что у иноков. И грехи одни и природа их. Просто мирянину, читая, не нужно примерять на себя монашеский образ жизни.


«Забрел как-то дачник в музей-усадьбу Ясная Поляна и застал в гостиной чтение лекции с демонстрацией экспонатов из запасников музея:

- Вот это, дорогие друзья, – распинался лектор, – череп Льва Николаевича Толстого в младенчестве, а это – череп Льва Николаевича в юношеские годы, ну а это - череп Льва Николаевича уже в зрелом возрасте...

Дачник, наконец, не выдержал, и спрашивает:

- А сколько, простите, всего черепов было у Льва Николаевича Толстого?

– А вы кто такой?

– Да так... отдыхающий.

– Ну и отдыхайте себе! Лекция – для колхозников. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 12:52 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Врубль писал(а):
«Забрел как-то дачник в музей-усадьбу Ясная Поляна и застал в гостиной чтение лекции с демонстрацией экспонатов из запасников музея:

- Вот это, дорогие друзья, – распинался лектор, – череп Льва Николаевича Толстого в младенчестве, а это – череп Льва Николаевича в юношеские годы, ну а это - череп Льва Николаевича уже в зрелом возрасте...

Дачник, наконец, не выдержал, и спрашивает:

- А сколько, простите, всего черепов было у Льва Николаевича Толстого?

– А вы кто такой?

– Да так... отдыхающий.

– Ну и отдыхайте себе! Лекция – для колхозников. :)

Да, веселые экспонаты в музее Льва Николаевича...

Но какие же молодцы работники музея - собрали и сохранили все до одного черепа Льва Николаевича! Вот пример подлинного энтузиазма и безграничной любви к великому писателю!

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 13:05 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 21:38
Сообщения: 1157

Откуда: Москва
Holder писал(а):
Врубль писал(а):
«Забрел как-то дачник в музей-усадьбу Ясная Поляна и застал в гостиной чтение лекции с демонстрацией экспонатов из запасников музея:

- Вот это, дорогие друзья, – распинался лектор, – череп Льва Николаевича Толстого в младенчестве, а это – череп Льва Николаевича в юношеские годы, ну а это - череп Льва Николаевича уже в зрелом возрасте...

Дачник, наконец, не выдержал, и спрашивает:

- А сколько, простите, всего черепов было у Льва Николаевича Толстого?

– А вы кто такой?

– Да так... отдыхающий.

– Ну и отдыхайте себе! Лекция – для колхозников. :)

Да, веселые экспонаты в музее Льва Николаевича...

Но какие же молодцы работники музея - собрали и сохранили все до одного черепа Льва Николаевича! Вот пример подлинного энтузиазма и безграничной любви к великому писателю!


«Мыслить – значит умереть от стыда» (Из книги Момира Лазича «Христоискрицы»)

Но как говорил товарищ Сталин:

- У меня других писателей нет. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Духовный кризис веры
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 13:13 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07
Сообщения: 17749

Вероисповедание: Православный, МП
Дария писал(а):
У кого-нибудь было подобное?
Что с этим делать, подскажите?
Было. Выбираться потихоньку.

Дария писал(а):
Может, что ещё почитать посоветуете?

Преп. Нил Синайский, "Подвижнические письма" (эта книга существует и под другими названиями). Мозги хорошо прочищает.

Дария писал(а):
Почему вместо того, чтобы встать на молитву - главное дело жизни, - садишься за комп и смотришь какой-нибудь новый голливудский блокбастер? :au:
Это одно из проявлений уныния. Какая у нас там по свт. Игнатию противоположная унынию добродетель?

Садясь за компьютер, как и перед всяким делом, тоже надо помолиться. О чём - ты сама лучше знаешь.

_________________
Бо́же, хвалы́ мо­ея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ от­верзо́шася (Пс 108, 1-2)


Последний раз редактировалось Вячеслав 26 мар 2009, 13:18, всего редактировалось 2 раз(а).

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 13:17 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07
Сообщения: 17749

Вероисповедание: Православный, МП
Holder писал(а):
Кто внимательно читал "Лествицу"? Это - указание восхождения по ступеням. Какая первая ступень, кто помнит?
Отвержение мира? Давно не читал, пора бы прочитать заново, тем более, что скоро 4 неделя поста.

Holder писал(а):
Но, конечно, если близки монашествующие - кто может упрекнуть? Мне вот самому авва Дорофей близок.
Всё-таки радостно читать, что на этом форуме хоть некоторым близки св. Отцы!

_________________
Бо́же, хвалы́ мо­ея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ от­верзо́шася (Пс 108, 1-2)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 13:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Вячеслав писал(а):
Отвержение мира?

Нет, более конкретно - отречение жития мирского. Первая ступень - стать монахом, в самом прямом смысле. Первая степень. Вступивший на нее не обращается вспять. А поскольку через ступеньку шагать нельзя, то Лествица - руководство для монашествующих.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:03 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 24574

Возраст: 54
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Вообще-то под миром зачастую понимается совокупность страстей. В этом смысле можно отречься от мира, но жить в миру. От амбиций, грубо говоря, отвлечься.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Александр_1970 писал(а):
Вообще-то под миром зачастую понимается совокупность страстей. В этом смысле можно отречься от мира, но жить в миру. От амбиций, грубо говоря, отвлечься.

Нет, в Лествице говорится именно о монашестве.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:10 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 24574

Возраст: 54
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Просто, если Вы ставите вопрос так - может ли мирянин читать написанную для монахов "Лествицу", а главное - применять - то ответ - да, может, хотя и не так, как монах, естественно. Не в том объеме.

Если же Вас смущает, что первая ступень есть отречение от мира - то вот, отречение от мира понимается и так. Не спрятаться в самой середине пустыни, а просто жить так, чтобы мир в тебе "ничего не имел".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Александр_1970 писал(а):
Просто, если Вы ставите вопрос так - может ли мирянин читать написанную для монахов "Лествицу", а главное - применять - то ответ - да, может, хотя и не так, как монах, естественно. Не в том объеме.

Если же Вас смущает, что первая ступень есть отречение от мира - то вот, отречение от мира понимается и так. Не спрятаться в самой середине пустыни, а просто жить так, чтобы мир в тебе "ничего не имел".

Нет, я привел это в качестве примера. Сегодня очень распространено цитатничество: "Святой имярек пишет: ..." - без учета того, что это, возможно, к мирянам не прилагается.

А Лествичник пишет вот что: Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним и много с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Т.е. имеется в виду именно монашество - в самом прямом смысле уход из мира, а не отвержение мира в сочетании с жизнью в миру.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:29 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 12 мар 2005, 18:24
Сообщения: 17162

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Кстати, есть такое понятие - "монах в миру". Что это - законная форма монашества или фигура речи, навроде шаталовой пустыни?

_________________
Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях. © Омар Хайям


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 14:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Антон К. писал(а):
Кстати, есть такое понятие - "монах в миру". Что это - законная форма монашества или фигура речи, навроде шаталовой пустыни?

Насколько я знаю, раньше, во времена коммунистического гонения, некоторых благословляли принимать монашеские обеты, оставаясь при этом в миру - монастырей тогда не было. Но сегодня вроде как на это не благословляют - уж очень тяжел этот путь, удержаться в миру от нарушения монашеских обетов почти невозможно. Поэтому это выражение сегодня имеет либо исторический, либо переносный смысл.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 15:00 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07
Сообщения: 17749

Вероисповедание: Православный, МП
Фигура речи. В лучшем смысле, это мирянин, ведущии образ жизни, близкий к монашескому. Принадлежность к монашеству определяется постригом и принятием обетов безбрачия, нестяжания и послушания. об образах монашеской жизни написал Holder

_________________
Бо́же, хвалы́ мо­ея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ от­верзо́шася (Пс 108, 1-2)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 15:06 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07
Сообщения: 17749

Вероисповедание: Православный, МП
Не помню, какой автор писал, что некоторые современные богословы вместо слова мирянин используют слово лаик, ибо мирянин - тот, кто живёт по стихиям мира сего.

_________________
Бо́же, хвалы́ мо­ея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ от­верзо́шася (Пс 108, 1-2)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 16:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Larissa писал(а):
Получается, что мирянам Исаака Сирина и не стоит читать и даже вредно. А он-то в основном для безмолвников и отшельников.

:flowers2:
Согласна! Ну чем, например, вот эти поучения пр. Исаака Сирина не подходят мирянам:
Цитата:
“Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах.”[ Преподобный Исаак Сирин Слова подвижнические. Слово 49.].

http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt48.htm

Цитата:
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 61.

Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее величие.
...…И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими…Поэтому же щедролюбный Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиною приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу....Посему искушения по необходимости полезны людям. ...Итак, шествующему путем Божиим надлежит благодарить Бога за все приключающееся с ним, укорять же и осыпать упреками душу свою и знать, что попущено сие Промыслителем не иначе, как по собственному его какому-нибудь нерадению, или для того, чтобы пробудился ум его, или потому, что он возгордился. И потому да не смущается он, да не оставляет поприща и подвига и да не перестанет делать себе упреки, чтобы не постигло его сугубое зло; потому что нет неправды у Бога, источающего правду.

http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt60.htm
Разве такие поучения не помогут любому и в искушении, ив молитве? И помогут и поддержат. То же можно сказать и о словах многих других преподобных отцов.

Цитата:
Человеческая душа одна, что у мирян, что у иноков. И грехи одни и природа их. Просто мирянину, читая, не нужно примерять на себя монашеский образ жизни.

Изображение
Об этом писал уже св. Иоанн Златоуст:
Цитата:
Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что другое требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину “с вожделением” будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф. 5, 22, 28)…. Также клянущийся, будет ли он тем или другим, одинаково будет осужден, потому что Христос, когда давал касательно этого повеление и закон, не сделал такого различения и не сказал, если клянущийся будет монах, то клятва его от лукавого, а если не монах, то нет; а просто и вообще всем сказал: “А Я говорю вам: не клянись вовсе” (Мф. 5, 34). И еще сказав: “горе смеющимся” (Лк 6, 25), не прибавил — монахам, но вообще всем положил это правило; так Он поступил и во всех прочих, великих и дивных, повелениях. Когда, например, Он говорит: блажены нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнаны правды ради, несущие за Него от внешних (неверующих) упомянутые и неупомянутые поношения (Мф. 5, 3-11) , то не приводит названия ни мирянина, ни монаха; такое различие привнесено умом человеческим.
…Как Спаситель сказал, что самая высшая степень любви состоит в том, чтобы душу свою полагать за друзей своих (Ин. 15, 13) , так и Павел выразил то же самое, сказав: “Любовь... не ищет своего” (1 Кор 13, 5), и к такой-то любви заповедал стремиться: так что если бы только это одно было сказано, было бы достаточно для доказательства, что и от мирян требуется то же самое, что и от монахов, потому что любовь есть связь и корень многих добродетелей, а Павел излагает ее и по частностям. Чего же можно требовать больше этого любомудрия? Когда он повелевает быть выше и гнева, и ярости, и крика, и любостяжания, и чревоугодия, и роскоши, и тщеславия, и прочего житейского и не иметь ничего общего с землей; когда заповедует умертвить члены (Кол. 3, 5) , то очевидно требует от нас такой же строгой жизни, какой (требовал) от учеников Христос, и желает, чтобы мы были так же мертвы для грехов, как умершие и погребенные….Так (Господь) говоря: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11, 28-29) , говорит это не одним только монашествующим, но всему человеческому роду. И когда Он повелевает идти тесным путем (Лк. 13, 24) , то обращает речь не к ним только одним, но и ко всем людям, одинаково всем заповедал Он ненавидеть душу свою в мире сем (Ин. 12, 25) и все прочее тому подобное... Итак, впредь, думаю, и самый склонный к спорам и бесстыдный не будет отвергать, что и мирянину, и монаху должно достигать одинаковой высоты, и что оба они, в случае падения, получат одинаковые кары” [К верующему отцу слово 3, гл. XIV. — В кн.: Творения, т. 1, с. 107-110.].

И ещё есть на эту тему очень примечательное письмо священномученика Иллариона, в частности, он писал:
Цитата:
У нас стало два христианства, два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян. Такое разделение Христова идеала я считаю нелепым принципиально и крайне вредным практически.... единство идеала Христова. Пред этим идеалом все равны: и монахи, и миряне. А потому извинять себя в чем бы то ни было столь обычным присловьем “мы не монахи” — есть полнейшее непонимание сущности христианства, просто недомыслие.
…У нас есть весьма распространенный среди мирян предрассудок, будто аскетизм — специальность монахов. Слова “монах” и “аскет” у нас употребляются в качестве синонимов. Но здесь полное недомыслие. Что такое аскетизм? В нашей богословской литературе есть громадное и весьма поучительное сочинение проф. С.М. Зарина “Аскетизм по православно-христианскому учению” (Спб., 1907) . Вот какие бы книги вам, мирянам, побольше читать! Не стали бы вы тогда говорить такие вещи, пред которыми остается только широко раскрывать глаза от изумления и с сожалением пожимать плечами. Вот как в этом сочинении и на основании филологии, и философии, и святоотеческой литературы определяется аскетизм.
Под “аскетизмом в прямом и собственном смысле следует разуметь вообще планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства” (Введение, с. 11). Подумай над этим определением и скажи, исключительно ли монашеское дело аскетизм. Если нам всем нужно бороться со страстями, то борьба с ними и есть ведь аскетизм, отречение от мира. Тот же наш ученый специалист по вопросам аскетизма проф. С. М. Зарин, хорошо говорит:
“Православие, признавая совершенство обшехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах” (с. 15).
Страсти, друг мой, не следует понимать внешне, страсти гнездятся в душе, и из души их нужно исторгать равно и монаху, и мирянину. Количество значения не имеет. К грошам можно быть привязанным более, нежели к тысячам, и страсть стяжательности сильнее будет в первом случае, чем во втором.
Я опять повторю, друг мой, что не имеет смысла усматривать сущность монашества в послушании и нестяжательности. Непослушание и стяжательность — пороки и для мирян, так как от мира страстей отреклись и миряне. Идеал Христов, идеал совершенства един для всех. Этот идеал — цельность душевная, свобода от страстей.


Священномученик Иларион (Троицкий)
Единство идеала Христова

http://www.bogoslov.com/files/disk3/web ... istova.htm


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 16:45 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Ивона, не надо смешивать две вещи: одинаковость требований ко всем христианам и разность путей монахов и мирян.

Это и так понятно, что за грехи мирянину не будет снисхождения только по той причине, что он "не монах". Я не о "двух христианствах" говорил.

Вот примеры: монах не может брать в руки оружие или противостоять силою злым делам, а мирянин может и должен; как следствие - монах не может встать на защиту ближнего, когда его обижают, а мирянин может и должен, и т.д.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 16:48 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 24574

Возраст: 54
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Holder писал(а):
Вот примеры: монах не может брать в руки оружие или противостоять силою злым делам, а мирянин может и должен; как следствие - монах не может встать на защиту ближнего, когда его обижают, а мирянин может и должен, и т.д.
Это откуда следует? (с интересом так)

Нет, вот про священника это все верно, священник совершает Таинство. А вот про монахов-то это где написано? Мне это очень интересно, тем более что вот и Пересвет же.

Я просто для справки. Я как-то слышал, что монах отличается от мирянина тремя обетами - целомудрия, послушания, нестяжания. При этом именно второй обет определяет, в основном, образ его жизни.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 мар 2009, 16:57 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Holder писал(а):
Ивона, не надо смешивать две вещи: одинаковость требований ко всем христианам и разность путей монахов и мирян.

Это и так понятно, что за грехи мирянину не будет снисхождения только по той причине, что он "не монах". Я не о "двух христианствах" говорил..

Вообще-то я с Вами не спорила, так что не очень в теме, простите, но отвечу :D .
По-моему, именно путь аскетического делания у нас и монахов в принципе один. Об этом я и привела цитата святых отцов. Другое дело, что монахи, в силу своих обетов, по этому пути идут как бы налегке, и потому уйти могут гораздо дальше - то есть ближе ко Христу. Для того люди и идут в монахи. :D
А насчёт Ваших примеров, - не уверена, что это так...


Последний раз редактировалось Ивона 26 мар 2009, 16:59, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 138 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron