 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Ли Яна
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 12:32 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2008, 19:46 Сообщения: 146
Откуда: Башкирия
|
А может через духовное утешение к духовному - то покаянию короче и не так болезненно?
Обида и непонимание у девушки от того и зародились, что контакта не произошло.
Батюшка хотел увидеть сразу же в ней покаяние и послушание : ему - то ведомо сила этих добродетелей. И Господь ради послушания все САМ бы и управил.
Но она то ох как далека от этого  .
Не поняли они друг друга - вот и все.
Дело было в поликлиннике по осени. Я пришла на прием к врачу. Сидела, ждала очередь. Передо мной вошла бабуля. Минут через 20 она выходит с ворохом назначений и направлений. Я вошла, присела и не успела я начать жаловаться на свое драгоценное здоровьице, дверь приоткрывается и вновь эта же бабулька:"Прости меня, дочка, забыла я куда мне сначала пойти, какие кабинеты -то?"
" Иди в регистратуру, там объяснят. Ходят тут всякие по 10 раз спрашивают. Вам одна дорога, а вы по больницам шастаете", - было ей сказано.
Я поначалу даже дар речи потеряла
Но меня поразило поведение бабули. Седая сгорбленная женщина стала лицом как белое полотно. Наступило молчание. Затем бабулька выпрямилась чуть - чуть и внимательно взглянула в сторону врача, при этом ее глаза излучали печаль и спокойствие  , она подошла и положила на стол все бумажки:
" Я пережила голод, войну, разруху - повидала разное и разных.
Но вы - это хуже всего того ,что я пережила. Возьмите свои бумаги. Я пойду к другому врачу".
"Вам там назначат то же самое",- обалдело ответила доктор.
" Верю, но может там я найду больше, чем лекарство - милосердие и любовь"
Люди! Я была в шоке! Я вышла из кабинета вслед за этой МУДРОЙ БАБУЛЕНЬКОЙ, словно завороженная ею.Мне не нужен был уже ни врач , ни лекарство - ничего...
Я в гардеробе догнала эту Бабульку. Незнаю зачем - попросила у нее прощение, она повернула ко мне свое лицо и ...не удостоила никакого ответа. Она плакала...заплакала и я...
Мне стало стыдно....
Может и не к месту рассказ?
Простите
_________________ "Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык твой."
Антоний Великий
|
|
|
|
 |
Светлана_Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 12:45 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13 Сообщения: 13060
Возраст: 54
|
Ли Яна писал(а): Может и не к месту рассказ?
Еще как к месту. Спасибо, Ли Яна! Это лучшее, что я прочитала на форуме за последнее время.
_________________ Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/
|
|
|
|
 |
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 12:48 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ли Яна писал(а): А может через духовное утешение к духовному - то покаянию короче и не так болезненно? Обида и непонимание у девушки от того и зародились, что контакта не произошло. Батюшка хотел увидеть сразу же в ней покаяние и послушание : ему - то ведомо сила этих добродетелей. И Господь ради послушания все САМ бы и управил. Но она то ох как далека от этого  . Не поняли они друг друга - вот и все.
Да уж... Но, конечно, батюшки привыкли, что их слушаются, Сам Спаситель сказал: "А кто вас не послушается..." и т.д. Сложно это, очень сложно - сколько из людей выбивали веру в Бога, уважение к священному сану... У меня у самой подруга так и относится к священника: "Они такие же люди"...
_________________ Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство. Святитель Игнатий Брянчанинов.
|
|
|
|
 |
Светлана_Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 13:01 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13 Сообщения: 13060
Возраст: 54
|
Виринея писал(а): Но, конечно, батюшки привыкли, что их слушаются, Сам Спаситель сказал: "А кто вас не послушается..." и т.д. Сложно это, очень сложно - сколько из людей выбивали веру в Бога, уважение к священному сану... У меня у самой подруга так и относится к священника: "Они такие же люди"... Угу....привыкли....  хорошо ты заметила, Вика. Я вспомнила еще из рассказа митр.Вениамина Федченкова о.Исидор Цитата: - Поедемте к о. Исидору, посоветуемся.
И опять - в Гефсиманию. А характер-то у безрукого - отчаянный. И у меня смирения нет... Сколько раз мы с ним ссорились в пути.
Наконец доехали. Было уже начало октября. И в Москве снег выпал. Холод стоял. Идем мы к келии о. Исидора. Я вошел первый, скинув галоши. А И.Ф. еще в сенях обивал свои сапоги от снега.
- Батюшка! - воспользовался я, пока был один с ним. - Какой он трудный, И.Ф.!
- Трудный? - спокойно переспрашивает меня о. Исидор. - А ты думаешь, добро-то делать легко? Всякое доброе дело трудно.
В это время вошел и И.Ф. Мы только что пред входом раздраженно о чем-то говорили с ним. Но как только он увидел о. Исидора, с ним произошло какое-то чудесное превращение: он улыбался радостно, сделался милым и с любовью подошел к батюшке - так и он называл его. О. Исидор ласково благословил его.
- Садись, брат Иван, садись, - спокойно и любезно указал ему на стул.
И. Ф. сел, все молча улыбаясь.
- Ах, брат Иван, брат Иван! - грустно, но сострадающе-ласково сказал батюшка. - Как тебя Бог смирил, а ты все не смиряешься.
................. о. Исидор был - сама любовь, потому-то грелся около него несчастный. Потому и всякие слова его принимались И. Ф. совершенно легко. “Как тебя Бог смирил”, - скажи это я, была бы буря злобы, упреков. Но когда эти слова сказаны были от любящего сердца о. Исидора, то И. Ф. ни слова не промолвил, только наклонил покорно голову и, улыбаясь, молчал.
_________________ Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/
|
|
|
|
 |
Сергеич
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 13:08 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30 Сообщения: 6086
Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ай, как же я владыку Вениамина люблю!
Почти как о. Иоанна Крестьянкина...
Упокой, Господи, со святыми их души.
_________________ С уважением,
Сергеич
|
|
|
|
 |
Светлана_Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 13:20 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13 Сообщения: 13060
Возраст: 54
|
Сергеич писал(а): Ай, как же я владыку Вениамина люблю!
Я тоже  Он ведь прославлен не так давно.
_________________ Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 15:12 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Светлана_Д писал(а): Еще как к месту. Спасибо, Ли Яна! Это лучшее, что я прочитала на форуме за последнее время. И я. Сергеич писал(а): Конкретно этот случай я считаю интернет-трёпом не стОящим бессмертной души его участников, упражняющихся в составлении разнообразных "мнений"
Дим, для тебя, может быть, и трёп, а я сама переживала похожую ситауцию с батюшкой. Слепое послушание и даже давление. Поэтому то, что описывается здесь, даже гипотетически, даже как версия, искажённая и перевранная - для меня что-то личное, которое касается напрямую и меня тоже. Не конкретные люди, участники событий - а именно ситауция. Я знаю, что так бывает, что так может быть.
И священника я не осуждала - перечитай мои посты. Могу сказать, что в неправильном духовном руковостве виноваты оба: и тот, кто пользуется властью, и тот, кто не хочет ничего решать сам и живёт только чужим умом. То есть ответственность за неправильное духовничество лежит и на духовном чаде, ничуть не меньше.
Повторюсь, что отвечать нам потом не перед батюшкой, а перед Богом. И я лично считаю подобные истории уроком прежде всего себе: как надо и как не надо строить отношения со священником. Потому и не считаю предосудительным участвовать в данной беседе.
Вот, давняя статья, когда-то копировала именно отсюда, с ДС.
Игумен ПЕТР (Мещеринов). Духовничество: ошибочное восприятие.
В декабре 1998 года Патриархом и Священным Синодом было принято очень важное постановление – о духовнических отношениях, о ошибках, существующих в этой сфере церковной жизни, об их преодолении. Это постановление важно не только само по себе; оно свидетельствует, что наша Церковь жива, и, как всегда и было в истории, здраво реагирует на всякое искажение церковной мысли и деятельности. – Но вот прошло шесть лет; изменилось ли что-либо в лучшую сторону? С сожалением нужно констатировать, что нет. Синодальное постановление, несмотря на ясно выраженную волю Священноначалия, широко не распространяется, не оглашается, текст его малодоступен. По идее, нужно было бы его массово издать в каждой епархии, разъяснять с амвонов, довести до сведения каждого церковного человека. Этого нет. Напротив, все больше и больше набирает обороты маховик «лжемистического гуруизма», когда люди под Православием понимают исключительно то, что связано со «старцами», а духовную жизнь сводят к поискам этих «старцев» и вниманием только лишь тому, что исходит из их уст, - а исходить из них может такое, что к христианству отношения вовсе не имеет… В чем же тут дело? Почему здравейшее и своевременное постановление Церковной власти не нашло для себя почвы? Почему беспокойство Священноначалия мало кто разделил? – Давайте разберемся во всем этом в свете вышесказанного документа.
Какова норма пастырства в Церкви? Обратимся к Священному Писанию. – Господь дал Своим ученикам – Апостолам и их преемникам, т.е. епископам и священникам – власть строить и хранить Церковь. Эта власть не мирская, не власть насильственная. Это благодатный дар служения – совершать Таинства, содержать веру и указывать путь благочестия. Хранится этот благодатный дар в Церкви и передается в Таинстве Священства. Без Церкви невозможно спасение, следовательно, как говорит Св. Феофан Затворник, необходимо быть в союзе с нею, а это значит, что необходимо иметь общение с ее служителями, ближайшими носителями и уполномоченными – то есть с пастырями Церкви.
Слушающий вас (т.е. Апостолов) Меня слушает, а отвергающий вас Меня отвергается (Лк. 10,16), говорит Господь. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает (Ин. 13,20). Как Ты (Отец) послал Меня в мир, так и Я послал их (Апостолов) в мир (Ин.17,18). Это общение совершается в духе послушания. Повинуйтесь наставникам вашим, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно (Евр. 13,17), пишет Апостол. Итак, через послушание пастырям мы состоим в богоустановленном Церковном чине.
Но такое положение дел вовсе не значит, что Церковь делится на начальников и подчиненных (в мирском смысле). Перед Богом мы все равны, различаемся лишь степенью Церковного служения, послушанием, данным каждому от Бога, как говорит об этом прп. Силуан Афонский. Не существует Церкви учащей и Церкви учащейся, то есть касты учителей и массы безмолвно им внимающих. Все мы – единое Тело Христово, у каждого из нас свое место в Церкви, и мы все – соработники друг другу; вместе, помогая друг другу, мы приходим ко Христу и обретаем в Нем спасение и Небесное Царство. Об этом прекрасно говорит Апостол Петр: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, назирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;.. и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать… Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов… Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией,.. дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во века веков. Аминь (1 Петр. 5, 1 - 5; 4, 8 - 11).
Вот – норма отношений пастырей и паствы; все сказано. Каждый духовник, я считаю, должен выписать эти слова большими буквами, и ежедневно их прочитывать.
И еще одно место из Нового Завета: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 8 – 12), говорит Господь. – Эти слова Спасителя вовсе не противоречат установленному Им же церковному пастырству, а указывают на тот дух, в котором оно должно осуществляться. Вот его характеристические признаки, как об этом говорит Священное Писание:
1) Пастырь – не начальник человеку, не властитель, а слуга;
2) Отношения пастыря и паствы строятся исключительно на основании любви и взаимного уважения;
3) Наконец, самое главное: пастырь не от самого себя осуществляет пастырство. Оно – не его, оно – Христово (в этом – смысл слов Спасителя, приведенных выше). Следовательно пастырь обязан – и здесь и проявляется пастырское искусство – до каждой относящейся к нему души донести Христа и Его Церковь, помочь христианину прийти в меру возраста Христова. Искусство заключается в том, что все люди разные, каждой душе Господь открывается по-особому; отношения человека и Бога – великая тайна; и пастырь, при помощи Божией, должен подобрать ключ к сердцу каждого человека, чтобы именно ему, в именно его конкретной внешней и внутренней ситуации дать то, что Сам Господь хочет дать душе, - а не встроить человека в общую схему, не навязать ему то, что, может быть, теоретически хорошо и правильно, но на данный момент ему не подходит.
Такова норма. В свете ее сразу видны и искажения ее. Давайте отметим самые характерные.
Со стороны пастырей это могут быть две вещи:
1. Непонимание, нечувствование, незнание указанного выше обстоятельства, что пастырь – не нечто самодовлеющее, самостоятельное: он – слуга Христов, гибкий и тактичный приставник к благодати Его. И, следовательно, он должен руководить людей, только и исключительно донося до них учение Христа и Церкви. К сожалению, нередко пастыри учат людей не христианству, а тому, что они понимают под христианством, - т.е. происходит подмена Бога и Церкви ее служителями.
2. Вторая ошибка – представление о том, что благодать священства действует автоматически, в силу только лишь рукоположения. Вчера был простой человек – а сегодня, после хиротонии, уже всё, исходящее из уст новоначального пастыря, есть от Духа Святого. Это весьма распространенное мнение (и не только мнение, а и вытекающее из него поведение).
На это нужно сказать следующее. В Церкви нет ничего автоматического. Любое Таинство предполагает сотворчество Бога и человека, и раскрывается в зависимости от его нравственных усилий. Не является исключением и Таинство Священства. Вот мы сказали, что задача пастыря – преподание людям учения Церкви, – вовсе не своих о нем представлений; приобщение людей к жизни во Христе. Это возможно только в одном случае – когда сам пастырь понуждает себя к усвоению церковного учения, не только знанием, но и жизнью; когда он сам имеет опытное представление о духовной христианской церковной жизни. Тогда благодать священства раскрывается в нем и приносит обильный плод. Без нравственного же труда благодать сама по себе ничего делать не будет; она не сделает «автоматически» невежду – мудрецом, тщеславного – смиренным, жадного – щедрым. Да, Таинства будут совершаться – в силу уполномочивания Церкви; но чтобы нравственно руководить людей, нужно самому очень потрудиться в нравственном устроении своей жизни; чтобы преподавать учение Церкви, нужно самому усвоить его как должно. К сожалению, объективные условия нашего времени явились причиной рукоположения многих не вполне готовых к этому людей, может быть, не «доросших» еще до понимания того, что за служение им вверено, и чего оно требует от них.
Со стороны паствы ошибки следующие:
1. Как отклик на представление об «автоматически действующей» благодати священства рождается представлении об «автоматическом» же «слепом» послушании. Рассуждают так: неважно, что батюшка говорит одно, а живет по-другому. Главное – моя вера в то, что в силу благодати священства батюшка возвещает мне волю Божию. – Это широко распространенная идеология; она совершенно не Евангельская. Не сказал Господь: если из 2-х слепых второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй, за свою веру не упадет. Нет, Господь сказал: оба упадут в яму. И это вовсе не значит, что нужно осуждать священников или входить в разбирательство их жизни; а значит всего лишь трезво относиться к жизни, и помнить, что в Церкви ничего «слепого» нет. В частности, послушание естественно раждается из нормальных отношений пастыря и паствы, когда они – отношения взаимной любви и уважения, когда пастырь не себя преподаёт, и своё мнение о Церкви, духовной жизни и проч., а старается привести людей ко Христу. Тогда и послушание приносит свои благодатные плоды; тогда оно естественно, о нём особого разговора и нет. Когда же отношения старших и младших в Церкви не Евангельские, тогда послушание становится предметом спекуляций, теряет свой духовный смысл, и вместо средства для спасения становится рабским подчинением, только отдаляющим человека от Господа.
2. Но главное, что порождает ненормальность духовнических отношений – боязнь свободы и ответственности. Где Дух Господень, там свобода, говорит Ап. Павел. Христианство подарило людям великий дар – свободу; но, так как свобода невозможна без личной ответственности за свою жизнь, то очень многим людям она тяжела. Человеку легче сбросить её с себя, чтобы за него решал кто-то другой; легче укрыться за традицией, корпоративностью, правилами, схемами и т.д., - чем самому, ответственно и сознательно, строить свою христианскую жизнь. Поэтому на духовников сваливается вся жизнь паствы; люди хотят, взамен свободы, получить «гарантию спасения». Но отказ от свободы есть отказ от христианства, ибо оно может осуществляться только лично, «под свою отвестственность». – Спрос рождает предложение, - и вот незрелые духовники перестают быть со-путниками, со-работниками, советниками христиан, а становятся безраздельными их властителями.Тем самым духовнические отношения выступают за рамки церковного чина. Будучи хоть и важной, но всё же частью духовной стороны жизни, они незаконно распространяются на всю её целиком. И тогда покривляется весь строй не только христианской, но и вообще жизни. Это можно наблюдать, например, в «православных» семьях, когда - что нередко бывает - главой жены становится не муж, а духовник; или когда, скажем, чтобы выполнить служебные обязанности, нужно «взять благословение духовника»… И вот теперь муж или начальник на работе зависят от совершенно посторонних и безчинных факторов, недоумевая: что же это за «православие» такое? На этой почве рождаются конфликты, и даже распадаются семьи, а духовнические отношения становятся манипуляцией.
Как же не допустить всего этого? Как должны всё-таки нормально строиться эти отношения? Какое место духовника в жизни христианина?
Прежде всего, тут нужно сказать обще. Задача духовника – не поработить себе человека, не сделать его своей копией, «клоном», - а с большой любовью и уважением к личности дать место в его жизни Христу, чтобы человек , победив Духом Святым живущий в себе грех, стал самим собою, таким, каким хочет видеть его Христос – уникальной, свободной, ответственной, сознательной развитой личностью. Духовник должен научить его распознавать, где благодать Св. Духа, где естественный ход вещей, где страсть и грех, - чтобы это всё не смешивалось в голове человека, коверкая его жизнь. Это – целый воспитательный процесс.
В частности, нужнее всего духовник в новоначалии, когда человек только входит в Церковь и постигает азы духовной жизни. Здесь духовник – заботливый опекун и учитель. Цель этого учительства одна – дать новоначальному христианину правильное направление роста, чтобы он совершался именно церковно , не уклоняясь ни в около- и псевдоцерковные подмены, ни в лжеаскетический ригоризм, ни в релятивизм, и т.д. – Затем, по окончании новоночалия, отношения несколько меняются: они становятся как бы более «на равных» - не в смысле фамильярности или отмены иерархического чина, а внутренне: человек взрослеет, ему и большая свобода, и большее доверие, и меньшая опека, меньшее количество правил, советов, наставлений и проч.
Но тут и выявляется наша, пожалуй, главная беда. Я наблюдаю духовнические отношения людей в нашей Церкви и поражаюсь: насколько же они не взрослые! Никто не хочет взрослеть. Ни паства, которой оказывается удобно «застрять» в церковном детстве и смотреть на мир глазами своего духовника, в то время как Господь хочет от нас, чтобы мы стали именно самими собою, возрасли в меру возраста Христова. Ни духовники, которым, похоже, неуютно видеть рядом с собою повзрослевших людей. Они как-то не умеют с ними обращаться. Кажется, что многим пастырям нужно видеть свою паству исключительно в виде неразумных детей, с которыми можно разговаривать только «сверху вниз» - на языке приказаний, наставлений, поучений. За всем этим мне видится какое-то взаимное неуважение и забвение главного, – что Церковь - не детский сад, где есть авторитарные воспитатели и заведомо неразумные дети, а Тело Христово – то есть духовный органический союз во Христе зрелых, пришедших в свою меру свободных людей, имеющих от Бога каждый своё церковное служение. Мне кажется, необходимо начать осознавать это.
И ещё давайте затронем один вопрос – о «старцах».Младостарчество остаётся одной из самых больных проблем сегоднешней церковной жизни. Есть и идеологическая база: многие с полной серьёзностью утверждают, что «православие потому только и истинно, что в нём есть старцы». Найти «старца» - главная «духовная» задача многих православных. Мнение «старцев» для них важнейший авторитет, гораздо больший, чем авторитет Священного Писания, не говоря уж о «каких-то там мнениях» Священноначалия. Впору уже бить нешуточную тревогу по поводу этой эпидемии «геронтофилии». – В чём же причины этого явления?
Мы увидели что есть в Церкви богоустановленная иерархия, которой вручена благодать Св. Духа – освящать людей Таинствами, научать их истинам веры и нравственности. Научение это происходит от лица и по уполномочиванию Церкви, не вяжет и не подавляет свободу, совершается в духе любви. Пастырство – это совет, пример, совместное движение старших и младших в Церкви ко Христу. И, казалось бы, это – очень много; но людям этого оказывается мало. Им недостаточно просто пастырей Церкви и пастырского руководства; им подавай нечто большее и высшее – старцев. Некоторые православные чувствуют прямо какую-то ущербность и неполноту своей духовной жизни без старцев; некоторые стремятся «проверить» у старца советы своего духовника… Всё это подпитывается немалым количеством соответствующей околоправославной литературы.
Кто такие старцы на самом деле? Старец – это, проще говоря, человек, достигший святости и удостоенный от Бога даров рассуждения и прозорливости. Настоящих старцев всегда были единицы (а сейчас их, судя по всему, и вовсе нет); но остались многочисленные книги о них. Читая эти книги, и видя благотворность и многоплодие старчества, люди естественно стремятся к тому, чтобы и в своей жизни обрести нечто подобное. Начинаются поиски – по внешним признакам: большая белая борода, или подчёркнуто аскетический (видимый всеми) образ жизни, или огромные толпы женщин, или апокалиптические предсказания с некоторой оппозицией Священноначалию,и т.п. Спрос рождает предложение, и «старцы» такого рода без труда находятся.
Зачем же они нужны? Во-первых, как я уже говорил, снять с себя ответственность за себя: найти старца, вверить всецело себя ему – и уже ни о чём не думать, не заботиться. Вход в рай гарантирован. – Во-вторых, очень просто, зачем: узнать будущее. К старцу, как правило, не едут с вопросом: как спастись?, потому что это совершенно ясно из Евангелия, да и любой приходской пастырь может так или иначе удовлетворительно ответить на этот вопрос. У старца же спрашивают: жениться или в монастырь идти? Разменивать квартиру или продавать? Ложиться ли на операцию? Начинать ли бизнес или, наоборот, сворачивать его поскорее… и т.д., и т.п. Разумеется, спрашивают у старцев, скоро ли конец света и каковы признаки печати антихриста. И здесь, кстати, совершенно ясно проявляется самый настоящий экуменизм. В других религиях для разрешения ровно этих же вопросов существуют гуру, шейхи, шаманы, ламы, цадики, друиды и проч.; неверующий человек пойдёт к гадалке и экстрасенсу.- Конечно, я далёк от того, чтобы вовсе лишать эти жизненные вопросы их значения; но когда они выходят на первое место в жизни, тогда Церковь становится для людей магией, а вектор духовной жизни направляется на то, чтобы «за счёт Бога» хорошо было «здесь и сейчас».
При этом нужно отметить одно существенное отличие старца от просто пастыря Церкви. Если последний (в идеале) ничего иного не делает, как только доносит до человека в его конкретной ситуации учение Церкви, то старец действует на основании некоей личной харизмы; а здесь нужна осторожность. Прп. Серафим говорил, что когда он говорил от себя, а не от Духа Святого, то бывали ошибки; а прп. Силуан Афонский, приведя эту фразу прп. Серафима, писал, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Поэтому вообще Церковь заповедует, при соприкосновении с чем-то личным, большую трезвость. Но в наше время трезвости как раз и нет. Мало того, совершенно очевиден обратный процесс мифологизации всего, что связано со «старцами». Например, в жизнеописании одного из них мы читаем, что тот матерился, пил водку, хулиганил и т.п. Вместо того, чтобы объяснить это воспитанием и, скажем так, «простецким» устроением этого человека, все эти качества «возвышаются» и приписываются чуть ли не Духу Святому…
Казалось бы: ну подумаешь, ничего особенного: этакое «детское» (но, замечу, отнюдь не в Евангельском смысле) восприятие духовной жизни. Но на самом деле за этим стоят гораздо более серьёзные вещи, чем просто детскость, невзрослость. В основе «геронтофилии» лежит неправильное представление о Боге, о воле Божией и об отношении человека и Бога. Я заостряю на этом ваше внимание, потому что это крайне важно.
Геронтофилы считают, что воля Божия в отношении конкретного человека есть, с одной стороны, нечто предопределённое, заранее «запрограммированное», с другой стороны, нечто совершенно тайное, то, что нужно «угадать». И вот для того, чтобы эту «компьютерную» волю отгадать, попасть на неё, и нужен старец, который именно потому старец, что обладает неким тайным знанием этой самой загадочной «воли».Угадали мы её – всё идёт «по маслу»: и дети не болеют, и бизнес процветает. Не угадали – всё плохо. А ещё хуже – усомниться в «тайном знании» старца: это вобще погибель. - Это совершенно нехристианское, магическое, языческое мировоззрение. Оно превращает нашу религию из благовествования о Боге - любящем Отце, о Христе Спасителе и о свободе во Святом Духе в зловествование: христианство – минное поле, без сапёра не пройдёшь. Сапёр и есть старец… Не так учит Православная Церковь. Воля Божия не есть нечто запрограмированое, автоматическое, то, что надо «вычислять». Не есть она и какая-то эзотерическая тайна. Я говорил явно миру…, и тайно не говорил ничего (Ин. 18, 20), сказал Господь. Наоборот, Бог открыл нам Свою волю во Христе, в Св. Писании, в Церкви. Жизненный путь человека определяется личным отношением сердца, души к Богу. Узнаётся воля Божия из совокупности обстоятельств, из велений совести, из расположений сердца, из борьбы с грехом. Безусловно, уместен здесь и пастырский совет – но именно совет, в духе Евангелия, Церкви; а вовсе не какое-то лжемистическое гуруистское «отгадывание». Если мы не учитываем этого, тогда наша внутренняя жизнь перестаёт быть собственно духовной, христианской, а приобретает некоторую даже оккультную окраску.
Итак, подведём некоторые итоги. Духовнические отношения должны быть выражением следующего церковного принципа: мы – Церковь, Тело Христово; вместе возрастаем в Бога. Старшие в Церкви помогают младшим – и преподанием благодати Божией, и примером жизни, и поучением. Но духовные отношения, если они правильны, никогда не заслоняют Того, ради Которого они и существуют. Как и всё в Церкви, они являются одним из средств христианской жизни, и не могут подменить собою цель её, которая есть Христос.
В заключение возвращаю внимание читателя к Синодальному постановлению о пастырстве и духовничестве, с пожеланием, чтобы оно было прочитано и воспринято так, как желает этого Церковь.
Отредактировал Игумен Пётр - 13.07.2004 - 12:34
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 15:15 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
http://duhovnik.ru/
Цитата: Духовник.ру
Людей в церкви нельзя разделять по сословному принципу, как будто священник отделен от мирянина настолько, что жизнь священника кажется принципиально иной. Это заблуждение. Когда сам человек переоценивает священника, он возлагает на него какие-то особые упования и требует от него чего-то невыполнимого, потому что думает, что каждый священник свят уже только потому, что он священник. А это не так, потому что священник такой же человек и несет на себе те же немощи и искушения, что и любой христианин. Просто священнику дана возможность немного пройти вперед, проделать некий путь впереди тебя, и он может показать, как идти дальше, как брат помогает младшему брату. Мне бы хотелось, чтобы мои отношения с духовными чадами складывались не как у превознесенного на необыкновенную высоту священника и умаленных перед ним прихожан: что там священник не скажи – нужно безоговорочно выполнять, – а именно отношения братства.
Потому что и священнику часто бывает нужна поддержка, настоящая, братская поддержка от своих прихожан. Так как и священник претыкается, и в жизни священника бывают духовные кризисы и тупики, когда ему необходимо, чтобы за него молились и духовно поддерживали, чтобы прихожане немножко подталкивали его вперед. Бывает так, что батюшка попадает в состояние духовного кризиса, а обычно на нем – раз – и «повисли». Если тебя священник уже нести в этот момент на себе не может, говорят «ой, нет, нам такой не нужен, пойдем к другому». То есть, пока тебя несли на себе, тебя всё устраивало, а когда священник споткнулся от тяжести и упал, он оказывается никому не нужен, от него очень легко отвернуться. Мне кажется, это неправильно. Должна быть братская любовь. «Тяготы» должен нести не только священник своего прихода, но и приход тоже должен нести тяготы своего священника – в этом и заключается спасительная братская любовь.
|
|
|
|
 |
Сергеич
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 15:55 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30 Сообщения: 6086
Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
|
Дария писал(а): Дим, для тебя, может быть, и трёп, а я сама переживала похожую ситауцию с батюшкой. Слепое послушание и даже давление. Поэтому то, что описывается здесь, даже гипотетически, даже как версия, искажённая и перевранная - для меня что-то личное, которое касается напрямую и меня тоже. Не конкретные люди, участники событий - а именно ситауция. Я знаю, что так бывает, что так может быть. Ясен свет. Наболело, значит? Знаешь, я попадал не в точно тукую ситуацию с духовником, но в похожую в смысле грехов против Церкви. Короче стало мне случайно известно (с доказательствами) о тяжком длящемся упорно нераскаиваемом грехе одного из "братий святаго храма сего". По причине моей склонности к хвастовству "сор был вынесен из избы" и послужил страшным соблазном нескольких не имеющих никакого отношения к делу братьев, которые таким образом завершили своё уже начавшееся ранее отхождение от Церкви. Должно было прийти соблазнам, но горе мне, через которого они пришли! Хотя от хвастовства меня это так и не отучило, но с тех пор стараюсь "фильтровать" что, кому и как я говорю о Церкви и храме. Дабы не вводить в соблазн. А уж тем более, в таком настеж отрытом СМИ, как интернет. Дария писал(а): И священника я не осуждала - перечитай мои посты.
Да бывает, Даш, бывает у меня такое. Достану шашечку из ножен и начинаю рубить в праведную капусту тех, кто под руку попадётся (чьи посты последние). Прости ты меня. А?
_________________ С уважением,
Сергеич
|
|
|
|
 |
Ли Яна
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 19:03 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2008, 19:46 Сообщения: 146
Откуда: Башкирия
|
Как хорошо -то сказано.!!! Сергеич писал(а): Прости ты меня. А?
И я хочу сказать всем - простите меня,грешницу за все.
Спаси всех, Господи и помилуй.
_________________ "Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык твой."
Антоний Великий
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 03 дек 2008, 19:13 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
А мне вот кажется, что это одна сторона медали. Да, не очень хорошо пересказывать чужие грехи, тем более грехи человека, которому дарована благодать священства.
Но.
Реальная история. В одном кубанском посёлке был очень хороший настоятель храма. Молодой, деятельный, начал строить новый большой храм, всё спорилось-ладилось. Службы исправлял, все довольны были.
А потом в один прекрасный день его повязала милиция за распространение наркотиков.
Я сама жила в этом посёлке, знаю, что говорю. Общалась лично с женщиной, которая была его духовной дочерью и свидетелем на суде. Никто от него не отвернулся, вся паства горой стояла за любимого батюшку. Но он сам сознался в преступлении, раскаялся и добровольно сел в тюрьму.
Вот в такой ситуации, если вдруг, ты, Дмитрий, узнал бы о грехе "одного из братий святаго храма сего", неужели бы не "вынес сор из избы"? Более того, моё мнеие, что молчание в таких случаях - и есть преступление, и что именно грех священнослужителя отторгает от Святой Церкви больше, нежели наше знание и о нём. Кто порочит честное имя Церкви, и те, кто не мешает этому - как раз и отторгают новоначальных от Православия.
Немного пафосно, да и от темы основной уже далековато, но всё о том же.
Цитата: Прости ты меня. А?
Ну что ты, братишка, я и сама такая  Потому прощаю и ты меня прости, ежели чего. 
|
|
|
|
 |
Сергеич
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 дек 2008, 05:14 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30 Сообщения: 6086
Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
|
Дария писал(а): Вот в такой ситуации, если вдруг, ты, Дмитрий, узнал бы о грехе "одного из братий святаго храма сего", неужели бы не "вынес сор из избы"? Как минимум, постарался бы не писать об этом в интернете. От "полоскания белья" на людях добра ноль, а зло очевидно. Дария писал(а): Более того, моё мнеие, что молчание в таких случаях - и есть преступление, и что именно грех священнослужителя отторгает от Святой Церкви больше, нежели наше знание и о нём. Кто порочит честное имя Церкви, и те, кто не мешает этому - как раз и отторгают новоначальных от Православия.
Своими глазами грех увидят единицы. А благодаря наивным (а иногда и злоумышленным) борцам за спасение Церкви о грехе узнают сотни, тысячи, сотни тысяч. Соблазнившихся от непосредственного соприкасновения со грехом намного меньше, чем от "кругов на воде".
_________________ С уважением,
Сергеич
|
|
|
|
 |
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 дек 2008, 08:42 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Сергеич писал(а): Дария писал(а): Вот в такой ситуации, если вдруг, ты, Дмитрий, узнал бы о грехе "одного из братий святаго храма сего", неужели бы не "вынес сор из избы"? Как минимум, постарался бы не писать об этом в интернете. От "полоскания белья" на людях добра ноль, а зло очевидно. Дария писал(а): Более того, моё мнеие, что молчание в таких случаях - и есть преступление, и что именно грех священнослужителя отторгает от Святой Церкви больше, нежели наше знание и о нём. Кто порочит честное имя Церкви, и те, кто не мешает этому - как раз и отторгают новоначальных от Православия. Своими глазами грех увидят единицы. А благодаря наивным (а иногда и злоумышленным) борцам за спасение Церкви о грехе узнают сотни, тысячи, сотни тысяч. Соблазнившихся от непосредственного соприкасновения со грехом намного меньше, чем от "кругов на воде".
По христианскому образцу грехи брата нужно покрывать ЛЮБОВЬЮ. Ну, а когда Любви нет, то, по крайней мере, покрывать непересказыванием их другим, а тем более множеству.
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 дек 2008, 14:45 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексий и Виринея, спаси Господь за мудрые изречения  . Добавлю и я одно словечко преп. Макария Оптинского:
«По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих… Судить же их (пастырей) в их погрешностях - совсем не ваше дело. Овцы пастыря не судят, каков бы он ни был. Судить священника - значит судить Самого Христа. Как можно, сего берегитесь!"
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 дек 2008, 19:25 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Священников судить грешно. Не грешно делать выводы относительно поступков кого бы то ни было. Тут нам и дана Благая Весть для ориентира и для того, чтобы отличить истинное от ложного. Понимание того, что священник такой же человек и может ошибаться, как раз-таки даёт прежде всего любовь к Пастырю и снисхождение к слабостям, общим для всех людей.
А если свят по умолчанию - то как раз поводов к недоумению и смущению в разы больше.
То, что не следует в Интернете писать о проступках батюшек, может и соглашусь. Но говорить о том, как должно быть, как должно осуществляться правильное духовное руководство - считаю душеспасительным.
Простите.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 дек 2008, 21:30 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Подумалось...
Тема начиналась вовсе не с осуждения и не с пустой болтовни, и не с пересказывания неполезного и недостатков ближних. Тема начиналась с конкретной проблемы и просьбы о помощи.
В таком случае весь раздел "Пожалейте меня" - это пересказывание чужих грехов: кто на мужа жалуется, кто на начальника... Кто на то, что дети неуправляемые... Всё - осуждение.
Конечно, приведённые Алексием наставления справедливы, и глупо было бы с ними не согласиться. Но есть и другие наставления, которые так же можно было бы применить. Хотя бы о том, насколько важна для христианина истинность веры и отступления от неё, и что об этом молчать - грех.
Или ту же статью о. Петра Мещеринова можно привести. Тоже ведь многое нелицеприятного сказано о священниках. А как же молчать, если от этого зависит спасение?
Так что правы и вы, дорогие братья Дмитрий и Алексей, и я тоже по-своему права. Всё дело в соблюдении меры, и в том, что движет человеком, рассказывающим о "плохих делах" других людей. Если праздность и зависть - конечно грех, конечно, нельзя. Если желание помочь человеку, или желание разобраться, или выяснить для себя какие-то вопросы, определиться в чём-то - то можно и нужно без осуждения человека осудить конкретный поступок, грех.
Ещё раз, повторюсь: конкретного батюшку тут, по-моему, не осуждали и не обсуждали. Осуждалась практика авторитаризма в наставлении духовных чад. Всё. Больше ничего личного, как говорится.
|
|
|
|
 |
Ли Яна
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 05 дек 2008, 11:58 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2008, 19:46 Сообщения: 146
Откуда: Башкирия
|
Дария писал(а): Священников судить грешно. Не грешно делать выводы относительно поступков кого бы то ни было. Тут нам и дана Благая Весть для ориентира и для того, чтобы отличить истинное от ложного. Понимание того, что священник такой же человек и может ошибаться, как раз-таки даёт прежде всего любовь к Пастырю и снисхождение к слабостям, общим для всех людей.
А если свят по умолчанию - то как раз поводов к недоумению и смущению в разы больше.
То, что не следует в Интернете писать о проступках батюшек, может и соглашусь. Но говорить о том, как должно быть, как должно осуществляться правильное духовное руководство - считаю душеспасительным. Дария писал(а): Ещё раз, повторюсь: конкретного батюшку тут, по-моему, не осуждали и не обсуждали. Осуждалась практика авторитаризма в наставлении духовных чад. Всё. Больше ничего личного, как говорится.
+1
_________________ "Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык твой."
Антоний Великий
|
|
|
|
 |
НикаМ
|
Заголовок сообщения: Re: Что делать и как быть??? Добавлено: 16 дек 2008, 09:47 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 01 мар 2006, 09:19 Сообщения: 293
Возраст: 48 Откуда: Подмосковье,Коломна
|
А что если Вашей подруге в Оптину съездить? Там так хорошо исповедуют, прям камень с души сваливается.
_________________ "Аз с вами есмь,-сказал Господь.- во вся дни до скончания века".
|
|
|
|
 |
мирянка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2009, 15:30 |
|
пока присматриваюсь |
 |
Зарегистрирован: 02 янв 2009, 22:57 Сообщения: 16
Откуда: Москва
|
Автору первого топика:
Мне кажется, что во-первых, вы огульно возвели всю вину о комплексе вашей подруги на пастырей. Не может быть, чтобы все были плохи, значит вся проблема внутри вашей подруги Л. А именно в ее реакции на слова священников. Если человек кается, он должен иметь желание и решимость отказаться от греха, в котором кается. Ни того, ни другого не было. А у священника нет власти разрешать человека от греха, в котором нет покаяния и тем более не предвидится плодов покаяния. По этой именно причине отцы и строги с ней - для чего приходит и искушает Господа?
Далее - епитимия. Дали ей первый раз епитемию, не надо было роптать, а исполнять ее по своим силам, сверх меры Бог ничего от человека не требует. По окончании епитимии надо было обязательно придти к тому священнику, который на нее наложил епитимию, чтобы он разрешил вашу подругу от епитимии. После этого больше не надо исповедовать этот грех никаким другим батюшкам, ни хорошим, ни плохим. Если епитемья снята и прочитана разрешительная молитва, то Бог уже изгладил грех, то есть простил.
Вот, последний случай. Подруга в четвертый или двадцатый раз исповедует один и тот же исповеданный грех, все начинается сначала. Сама же виновата. Сама!!! Если с нее сняли епитемью, то надо было забыть об этом грехе и только положить на сердце никогда его более не совершать. Никогда себя не оправдывать, что мол я убийца своего дитя, но я не виновата. Это для того нужно, чтобы усвоить себе покаяние истинное, а не лгать Богу, будто каетесь, а сами не каетесь, но кого-то вините.
Что теперь? Теперь на ней епитимья, которую никто снять с нее не сможет по канонам Церкви, никто, кроме того священника, который на нее епитимию наложил. Еще епископ может освободить от епитимии, если священник умрет или если епитимья была наложена с нарушениями канонов.
Лучше бы ей исполнять епитимию, как Бог силы даст, чем рвать свою душу саможалением и обидой. Потом придти к этому священнику и с покаянием исповедовать: Отче, вы наложили на меня епетимию: молиться и прочитать 7 книг, я молилась вот так-то и прочитала только 2-3 книги из 7-ми. Снимите с меня, пожалуйста, эту епитимию или наложите другую, которая будет мне по силам при моем житие. Найти другую работу я не могу, у меня нет высшего образования, у мня нет другой специальности и т.д., и куда бы я не устроилась по своей настоящей специальности, работодатель будет ставить мне одни и те же условия труда, какие и здесь я имею, если я их не приму, то он не примет меня.
А еще вы вместе со своей подругой можете написать всё это на бумажке, если из-за комплекса она сама не способна вразумительно излагать свои мысли. А придя к священнику, дать ему для прочтения: "Батюшка, я косноязычна и не смогу вам словами объяснить суть дела, пожалуйста, прочитайте мою записку, я тут все написала."
Когда священник будет спрашивать, собирается ли она оставить свои грехи, пусть отвечает честно, что она будет стараться их не повторять, но она маловерна и очень просит у него (священника) молитвенной помощи.
|
|
|
|
 |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |