Книга советская, но это не так смущает, как бездоказательность суждений в ней. Например Скрынников пишет, что Свт. Ермоген не писал патриотических воззваний, готов был присягнуть Сигизмунду и его сыну. (на этом месте перестала читать, т.к. куча всего напутано, не разберешь, где правда, а где ложь.)
Зимой 1907 года в уездном городе С. крестили новорожденного. Крестили дома, поскольку морозы стояли жгучие, и в храме было холодновато. Батюшка пришел после богослужения, уставший. Хозяева предложили ему пообедать и отдохнуть, однако он твердо сказал:
- Первое дело важнее второго: сначала крестим, потом - все ос-тальное.
Молодой родитель робко предложил:
- ... А ежели с морозца ..
- С морозца? - Переспросил священник и раздумчиво произнес: - Ну разве только ... с морозца.
И вместе с крестным они расположились за столом, на котором стоял ушат, приуготованный стать купелью. И пока мамаша с воспри-емницей где-то там занимались чем-то женским - закуской или ребен-ком, мужчины в жарко натопленной горнице «с морозца» да «с мороз-ца» ... При этом батюшка, выяснив дату рождения ребятенка, раскрыл месяцеслов и стал зачитывать имена; «Апостол Тимофей, Анастасий Персянин, Макарий Жабынский, Анастасий Печерский, Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод».
Из перечисленных батюшке более всего понравился Анастасий Персянин, мужчины согласились, что это весьма благозвучно. Тут опять подоспело «с морозца» ...
Потом торжественно и бережно внесли младенца, и священник приступил к таинству. Ребенок орал так громко, что до поры ни родите-ли, ни восприемники не внимали тому, как батюшка именует его. Но когда пришла пора погружения, и было произнесено: «Крещается раб Божий Анастасий», крестная вдруг как завопит: «Дак она же девка!». Батюшка перевернул тельце, присмотрелся:
- Темно у вас, ничего не вижу.
- Точно - девка, - подтвердили мужчины.
- А что ж вы на Персянина согласились?
- Дак оно красиво, конечно, но мы вообще-то ждали женского име-ни, - объяснил крестный.
- В этот день исключительно мужеские имена. Если бы вы сказали, что у вас девка, я бы и следующий день в святцах посмотрел, и третий ... А то «Персянин», «Персянин», а у самих - персиянка!
- Что ж теперь будет? - Всхлипнула крестная.
- Да не верещи ты, будет Анастасия, - постановил батюшка.
- А я хотела Валентину, - призналась мамаша.
- Валентина - следующая, - пообещал священник, - а эта - Анастасия.
И все успокоились. Дальше дело пошло в благоговейном соответ-ствии с церковным уставом. Собрались гости, попраздновали. Родители и крестные наперебой рассказывали о крещении, все смеялись, дружно соглашаясь, что эта путаница - добрый знак. И никому в голову не пришло осудить батюшку.
Настал черед песнопений, которые у нас при любом веселье почему-то неизменно грустные до тоски. Хозяин играл на гармошке, пели «Что стоишь, качаясь ...», «По диким степям ...», «Среди долины ровныя ...». Когда затянули «Трансвааль, Трансвааль, страна моя ...», некоторые из гостей заплакали - очень уж народ наш сострадал неведомым бурам.
Наконец, священник отправился домой. Крестные провожали его, поддерживая под локотки. Восприемница несла корзину с угощениями, а восприемник держал в руке требный саквояжик батюшки. Граждане, встречавшиеся им по пути, подходили под благословение, поздравляли «с прибылью», спрашивали имя новообращенной и, осенив себя крестным знамением, молились о здравии младенца Анастасии - моей будущей матери. И снова никто никого не осуждал. Жители города были людьми действительно православными, то есть хотя и греховными, но не торопливыми на грех, стало быть, и осуждать не спешили.
... Пройдет несколько лет, и батюшка этот будет расстрелян за исповедание веры Христовой.
Зимой 1907 года в уездном городе С. крестили новорожденного. Крестили дома, поскольку морозы стояли жгучие, и в храме было холодновато. Батюшка пришел после богослужения, уставший. Хозяева предложили ему пообедать и отдохнуть, однако он твердо сказал:
- Первое дело важнее второго: сначала крестим, потом - все ос-тальное.
Молодой родитель робко предложил:
- ... А ежели с морозца ..
- С морозца? - Переспросил священник и раздумчиво произнес: - Ну разве только ... с морозца.
И вместе с крестным они расположились за столом, на котором стоял ушат, приуготованный стать купелью. И пока мамаша с воспри-емницей где-то там занимались чем-то женским - закуской или ребен-ком, мужчины в жарко натопленной горнице «с морозца» да «с мороз-ца» ... При этом батюшка, выяснив дату рождения ребятенка, раскрыл месяцеслов и стал зачитывать имена; «Апостол Тимофей, Анастасий Персянин, Макарий Жабынский, Анастасий Печерский, Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод».
Из перечисленных батюшке более всего понравился Анастасий Персянин, мужчины согласились, что это весьма благозвучно. Тут опять подоспело «с морозца» ...
Потом торжественно и бережно внесли младенца, и священник приступил к таинству. Ребенок орал так громко, что до поры ни родите-ли, ни восприемники не внимали тому, как батюшка именует его. Но когда пришла пора погружения, и было произнесено: «Крещается раб Божий Анастасий», крестная вдруг как завопит: «Дак она же девка!». Батюшка перевернул тельце, присмотрелся:
- Темно у вас, ничего не вижу.
- Точно - девка, - подтвердили мужчины.
- А что ж вы на Персянина согласились?
- Дак оно красиво, конечно, но мы вообще-то ждали женского име-ни, - объяснил крестный.
- В этот день исключительно мужеские имена. Если бы вы сказали, что у вас девка, я бы и следующий день в святцах посмотрел, и третий ... А то «Персянин», «Персянин», а у самих - персиянка!
- Что ж теперь будет? - Всхлипнула крестная.
- Да не верещи ты, будет Анастасия, - постановил батюшка.
- А я хотела Валентину, - призналась мамаша.
- Валентина - следующая, - пообещал священник, - а эта - Анастасия.
И все успокоились. Дальше дело пошло в благоговейном соответ-ствии с церковным уставом. Собрались гости, попраздновали. Родители и крестные наперебой рассказывали о крещении, все смеялись, дружно соглашаясь, что эта путаница - добрый знак. И никому в голову не пришло осудить батюшку.
Настал черед песнопений, которые у нас при любом веселье почему-то неизменно грустные до тоски. Хозяин играл на гармошке, пели «Что стоишь, качаясь ...», «По диким степям ...», «Среди долины ровныя ...». Когда затянули «Трансвааль, Трансвааль, страна моя ...», некоторые из гостей заплакали - очень уж народ наш сострадал неведомым бурам.
Наконец, священник отправился домой. Крестные провожали его, поддерживая под локотки. Восприемница несла корзину с угощениями, а восприемник держал в руке требный саквояжик батюшки. Граждане, встречавшиеся им по пути, подходили под благословение, поздравляли «с прибылью», спрашивали имя новообращенной и, осенив себя крестным знамением, молились о здравии младенца Анастасии - моей будущей матери. И снова никто никого не осуждал. Жители города были людьми действительно православными, то есть хотя и греховными, но не торопливыми на грех, стало быть, и осуждать не спешили.
... Пройдет несколько лет, и батюшка этот будет расстрелян за исповедание веры Христовой.
Александра, спасибо. Я пока без комментариев, если можно.
Хорошая книга. Продвинулась в ее чтении. Здесь воспоминания духовных лиц об архимандрите Павле (Груздеве), в т. ч. игумена Иоанна (Титова), игумена N. То есть узнаешь и об их жизни, о состоянии России в 90-е годы. Интересно.
Многие из писем написаны им своему сыну. Автору было около 50 лет, сыну около 25. В это время Фудель С.И. находился в ужасающих бытовых условиях – ссылка, отсутствие денег, разделение с семьей. Я бы рекомендовал читать эти письма всем 20-летним юношам, особенно лишенным родительского участия.
Василий_
Заголовок сообщения: Re: Что вы читаете?
Добавлено: 09 апр 2025, 18:51
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 26 май 2008, 09:44 Сообщения: 5330
Возраст: 64 Откуда: из Ейска Краснодарского края
Вероисповедание: Православный, МП
Зарегистрирован: 26 май 2008, 09:44 Сообщения: 5330
Возраст: 64 Откуда: из Ейска Краснодарского края
Вероисповедание: Православный, МП
Ну, давайте поспорим? Я утверждаю, что с возрастом страсти ослабевают, человек становится добрее! Мой аргумент -- мысленный эксперимент -- кто строже накажет ребёнка (за одно и то же), отец или дедушка?
Возраст: 50 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Василий_ писал(а):
Ну, давайте поспорим? Я утверждаю, что с возрастом страсти ослабевают, человек становится добрее! Мой аргумент -- мысленный эксперимент -- кто строже накажет ребёнка (за одно и то же), отец или дедушка?
Тоже думаю, что с возрастом человек становится добрее. Если он видит больше чем раньше злого, приходящего к нему: в голову, в душу - это не значит что он стал более злым. Наоборот. На более доброго - больше нагрузочка!
_________________ Создавший единственными в мире сердца их разумеет все дела их. Пс 32 ст 15
Святые говорят, что к старости сила воли ослабевает, человек уже не контролирует свои страсти и не может «держать лицо». Чьи именно это слова точно сказать не могу. Есть только одна из любимых цитат прот. Димитрия Смирнова.
+
Очень часто можно наблюдать, особенно когда человек становится стар, что он за жизнь не только ничему не научился, но и то, что было в нём хорошего, всё умерло, осталась только раздражительность, осуждение, злоба и, конечно, глупость. Потому что старость, к сожалению, ума не прибавляет. И человек, даже бывая окружен родственниками, остаётся совершенно один, потому что он никому не нужен и очень вредный человек, и с ним никто не хочет общаться, даже собственные дети.
Василий_
Заголовок сообщения: Re: Что вы читаете?
Добавлено: 12 апр 2025, 18:38
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 26 май 2008, 09:44 Сообщения: 5330
Возраст: 64 Откуда: из Ейска Краснодарского края
Вероисповедание: Православный, МП
sashk писал(а):
Святые говорят, что к старости сила воли ослабевает, человек уже не контролирует свои страсти и не может «держать лицо». Чьи именно это слова точно сказать не могу.
А вот о. Андрей Ткачёв говорит, что к старости ослабевают страсти. А митрополит Сурожский Антоний говорил о том, что старые более милосердны, чем молодые. Конечно, эти двое -- не канонизированные святые, но мнение свв. Отцов, я думаю, они учитывали!