Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Новая статья игумена Петра.
 Сообщение Добавлено: 24 июн 2005, 19:48 
вы меня уже узнаете?
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 май 2005, 14:35
Сообщения: 40
Появилась новая статья игумена Петра. Вот она:

Размышления о патриотизме.

Для начала я вывалю на читателя кучу вопросов. Не я их придумал. Являясь сотрудником Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре, я имею дело с современными молодыми людьми, как правило, студентами московских (и не только московских) ВУЗов, которые спрашивают меня почти на каждой встрече: батюшка, а как же? и дальше следуют вопросы. Вот они:

Сейчас много говорят о патриотизме, о возрождении патриотического воспитания. Но что такое патриотизм? Любовь к отечеству, конечно. Но что именно любить? Маму с папой? Место, где я родился? Город, где я живу, где живут мои родственники и жили мои предки? Родной язык? Отечественную культуру? Леса, реки и поля? Правительство, которое не заботится о своём народе? Милицию, которая не защищает? Скинхедов? Армию, в которую страшно отдавать своих детей? Какую Россию нам любить - Россию преп. Сергия Радонежского и патр. Тихона, Россию Пушкина, Менделеева и Шостаковича - или Россию Малюты Скуратова, Ленина и Демьяна Бедного? Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть? Как, наконец, к этому относится Церковь, что, с её точки зрения, есть патриотизм? и т.д., и т.п.

Что делать? Отмахнуться от всех этих вопросов? Сказать этим молодым людям: ага! вот!! вас растлила западная пропаганда!!! - Но ведь этим не решишь вопросов. Коль скоро они появляются, на них нужно ответить, а не уходить от них.

Но как отвечать? с какой точки зрения рассматривать эти проблемы? Для нас это совершенно ясно. Ведь мы христиане, а тем более - православные христиане, то есть те, которые с наибольшей полнотой, точностью, верностью Евангелию имеют истинное Богознание, хранят его и живут соответственно ему. Если мы христиане, то мы не можем оценивать любое явление или факт с точки зрения иной, чем христианская, евангельская. Если мы православные, то мы непременно должны во всяком жизненном явлении искать Царства Божия и правды Его (ср. Мф. 6, 33). Правда для христианина превыше всего: блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5,6). Если мы что бы то ни было оцениваем не с точки зрения Христа, то мы не только не православные, но вовсе никакие и не христиане. Из этого общего принципа отношения к жизни никак не должен изыматься и патриотизм. Ещё в конце XIX века великий русский философ Владимир Соловьёв подметил, что большинство современных ему разговоров о патриотизме исходят из того, что последний есть некая самодостаточная ценность, которая поэтому не должна подчиняться абсолютной нравственной (а для Соловьёва это = христианской) оценке. Признавая нравственность нужной в личной жизни, патриоты, критикуемые Вл. Соловьёвым, не считали её обязательной в вопросах национальных. К моему удивлению, ровно на это же обращали моё внимание не читавшие Соловьёва уже современные молодые люди, с которыми мне приходилось беседовать на эти темы.

Давайте же разберёмся - что такое патриотизм с церковной точки зрения, каким он должен быть. Любовь к своему отечеству есть естественное чувство, подобное любви к своим родителям. Отсюда, кстати говоря, сразу видны две любопытные вещи. Первая: представим себе человека, который чрезвычайно много и пышно говорит на каждом углу: "ах, как я люблю своих маму и папу! ах, как они мне дороги?" и проч., при том, добавим для полноты аналогии, что мама и папа прозябают в нищете. Не заподозрит ли здравое нравственное чувство явную фальшь в таком вот выпячивании естественных человеческих качеств? Второе. Можно ли воспитывать любовь к родителям? Не предполагает ли, наоборот, любой воспитательный процесс любовь к родителям как данность и базируется на ней? Для поддержки и укрепления любви к родителям нужна всего одна вещь - любовь родителей к детям. Любовь всегда явление обоюдное, взаимное. Не является ли шумный призыв любви к себе демонстрацией отсутствия любви к тем, к которым он обращён? - Оставим, впрочем, решать эти вопросы читателям.

Итак, патриотизм - естественная любовь к родине. Но что такое эта любовь с христианской точки зрения? Обязан ли человек любить родину только потому, что она родина? Нужно ли любить что-либо исключительно по той причине, что оно - своё, родное, отечественное? Для христианина ответ ясен. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2,15). Родина для христианина на небесах: наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20); вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3,3); мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13). Все сии, пишет ап. Павел о ветхозаветных праведниках, умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 13 - 16); ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14). Об отношении христианина к земному отечеству Церковь говорит устами неизвестного автора авторитетного древнего церковного памятника "Послание к Диогнету": Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество ? чужая страна... Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы... Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира... Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах... Так славно их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться нельзя. Церковь, хотя и существует в виде поместных национально-территориальных автокефалий, саму себя определяет как вселенскую, то есть ту, в которой нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Итак, мы видим, что любовь к земной родине не является чем-то таким, что выражает суть христианского учения, или входит в его состав, как непременная и обязательная часть, без которой христианин - не христианин. Однако же Церковь, проходя своё историческое бытие на земле, никак не является противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. Другое дело, что Церковь не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству. Церковь принимает и благословляет любое естественное чувство не само по себе, но как задание, под условием проникновения его благодатью Св. Духа, под условием его "христианизации". С евангельской точки зрения любовь к чему-либо сама по себе - не самоценная вещь. Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), говорит Господь. Нравственное и духовное достоинство любви зависит не от неё самой, но от предмета любви (многие люди, например, беззаветно любят грех). А для христианина исключительным предметом любви является Господь. Даже любовь к ближним не самоценна; заповедь о любви к ближним лишь подобна первой и наибольшей заповеди - любви к Богу (Мк. 12, 31), и, по утверждению преп. Макария Великого, может осуществляться только под условием и по мере исполнения её. Главная и исключительная забота Церкви - приобщение человека ко Христу; все проявления Церкви, все её действия в сфере социальной, культурной, общественной, хотя и затрагивают весь объём человеческой жизни, влияют на неё и изменяют её, имеют собственно церковное, христианское, духовное значение лишь постольку, поскольку выполняют или способствуют выполнению этой единственной задачи Церкви. Например, Церковь благословляет семейную жизнь не для того, чтобы люди созидали совместную жизнь, растили и воспитывали детей и проч., - всё это люди вполне успешно могут осуществлять и вне Церкви; и даже не для того, чтобы "ребёночек не болел", чтобы его "не сглазили", чтобы муж "не гулял", и т.п., - эти "религиозные потребности" может удовлетворять и какой-нибудь экстрасенс; но для созидания домашней церкви, раскрытия во всех проявлениях жизни обратных нашей "падшести" действий Святого Духа, и в конечном итоге - для бессмертия, для жизни со Христом в вечности. Так и патриотизм. Церковь не может признать это явление падшего мира абсолютным и самоценным. Патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих. Из этого следует, во-первых, что патриотизм никак не может включать в себя ненависть, ксенофобию, превозношение своей нации перед другими и т.п., ибо всякая ненависть есть грех; во-вторых, нельзя рассматривать "пользу для страны" абстрактно, в оторванности от конкретных людей, живущих в стране; ибо заповеди Божии могут быть исполняемы только по отношению к людям, а не государственным институтам, идеологическим схемам и т.п. Церковь поэтому не является и не может являться идеологическим инструментом для патриотического воспитания населения; она не может благословлять никакие национально-общественные, а тем более политические, формы сами по себе, - но только под условием их христианского служения людям.

Непонимание этого приводит к неверному восприятию Церкви. В мировоззрении, основанном на абсолютности и самоценности патриотизма, Церковь перестаёт быть собственно Христовой Церковью, а становится лишь содержительницей националистической идеологии, для которой хорошо только то, что хорошо родине (точнее - людям, выступающим от имени её), пусть даже это "хорошо" и противоречило бы прямым заповедям Божиим (пример - хотя бы государственная деятельность пресловутого Ивана Грозного или людоеда Сталина). Трезвенное церковное мировосприятие в этом случае подменяется мифотворчеством, за образцами которого далеко ходить не надо. Недавно мы отпраздновали 60-летие Победы. Действительно великое историческое событие; но сколько псевдоцерковных мифов породило оно! Это и легенды о Казанской иконе Божией Матери - якобы она износилась пред войсками, перед ней служились молебны, с нею облетались фронты, и т.д., и т.п. Это и история о сталинском подарке митрополиту Ливанскому Илии, якобы вымолившему у Божией Матери победу в войне. Это и усиленно насаждающееся в последнее время мнение о верующем и чуть ли не святом Жукове... и прочее, и прочее, и прочее. Настоящему христианскому церковному сознанию, как я уже говорил, свойственна особая чувствительность к правде. Оно видит промысл и действия Божии в естественном ходе истории, приведшей к победе; мифологическому сознанию этого недостаточно, ему нужно "расцветить" подлинный промысл Божий лубочными историями о Казанской иконе и о сталинской панагии, якобы подаренной митр. Илии. Здравое церковное нравственное чувство отделяет выдающиеся военные победы маршала Жукова от того, какою ценою он достигал их - крайней жестокостью, нежеланием и неумением щадить жизни подчинённых ему солдат; мифологическому, основанному на абсолютном патриотизме, сознанию последнее совершенно не важно, и сам факт полководческих побед достаточен, чтобы делать вывод о глубоком "православии" и "богоугодничестве" Жукова. Вообще подмена духовного человеческим, церковного национальным ("служил русскому народу - значит, православный") есть одна из самых распространённых экклезиологических ошибок нашего времени; суть этой ошибки - абсолютизация человеческой деятельности самой по себе вне христианских оценок её.

Это вовсе не безобидная вещь: она в корне разрушает правильные (= православные) отношения человека и Бога. Несколько лет назад мне пришлось быть на открытии съезда студенческой молодёжи, который проходил в одном из ВУЗов крупного российского города (не Москвы). Среди официальных выступлений значительную долю занимали патриотические речи, содержание коих сводилось к убеждению слушателей в величии России и руганию Америки, непрестанно строящей в отношении нас ужасные ковы. Затем в общении с преподавателями мне пришлось выслушать, как плохо сейчас, и как хорошо было "тогда": дружно пелись пионерские песни, советская школа осуществляла, помимо прекрасного образования, и замечательное воспитание, и т.д. Очень часто произносилось слово "святое": "наше прошлое для нас - святое", говорили старые педагоги. На моё робкое замечание, что - но ведь им приходилось говорить, что Бога нет, - они ответствовали: "но тогда был патриотизм". При этом мои собеседники декларировали: "а как же, мы - православные!"
И тут я задумался. Ведь это же очевидное религиозное явление; только религиозное чувство у этих достойных и уважаемых людей, подвижников своего дела, выразилось не в христианских, церковных формах - а в мифологическом сознании абсолютного патриотизма. Налицо - очевидная подмена: первая заповедь Божия - Я Господь, Бог твой..., да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор. 5, 6-7) - отменяется и заменяется поклонением атеистической по сути идее земного агрессивного коллективистского благополучия. Увы, евангельская оценка такой подмены неутешительна для мифологизаторов: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15).

Между прочим, из вышесказанного вовсе не следует, что я являюсь противником Великой России или настроен антипатриотически. И большинство молодых людей, с которыми мне приходилось говорить на эти темы, также искренне желают мира и процветания нашему отечеству. Но очень часто молодёжь, желая разобраться, задаёт вопрос: а в чём, собственно, величие России? Да, самая большая, самая богатая страна в мире. Но это не наша заслуга; это дал нам Бог, и, следовательно, это естественное величие и должно возводиться к Богу, а не присваиваться себе. Так в чём? в атомной бомбе? в силе, остатками которой мы пока ещё пугаем весь мир? Но один из "отцов" нашего отечества, св. князь Александр Невский сказал по этому поводу: "не в силе Бог, а в правде". В чём же наша правда? в пьянстве? нищете (это в самой-то богатой стране мира)? безответственности? воровстве? "украшении" нашей истории - ГУЛАГе? в традиционном пренебрежении к отдельному человеку? Повторяю, я не придумываю эти "злопыхательские" вопросы; мне, как пастырю Церкви, постоянно задают их люди, наши молодые соотечественники.

Ответ есть. Посмотрим, как созидалась Российская держава. Святой князь Владимир, святой князь Александр Невский, святой князь Даниил Московский; святые митрополиты Пётр и Алексий - вот кто основа нашего отечества. Не потому они святые, что созидали и защищали державу (как воспринимает это мифологическое сознание); а наоборот, Россия созидалась и покрывалась Богом потому, что они - святые. Вся жизнь этих, и многих других, не упомянутых мною, праведных людей, при всех их многоразличных государственных и церковных заботах, была посвящена одному - исполнению заповедей Божиих. И сбылось над ними слово Евангелия: они прежде всего искали Царствия Божия и правды Его (ср. Мф.6, 33), и приложилось им великое государство, да такое, идеалом которого долгое время было не земное благосостояние, но Христова святость. Вот в чём единственное истинное величие нашего отечества: в пусть даже теоретическом, плохо воплощавшемся, но стремлении к идеалу святости. (Сегодня, к сожалению, этот идеал - архивная принадлежность истории.)

Как же теперь нам, оставаясь христианами, и в этом полагая главный смысл нашей жизни, послужить и нашему отечеству, беря пример с сонма праведников, в земле Российской просиявших? Может быть, возможно возвращение идеала Святой Руси в нашу жизнь? - Здесь нужно осознавать, что этот идеал - вовсе не когда все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но именно понуждение себя на исполнение заповедей Христовых. Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24-27). Это основа всякого действия для христианина. Но именно здесь есть сложности. Христианство велит всё начинать с себя, созидать святость в себе; а вот с этим как раз у нас проблема. У нас "святость Руси" проявляется в ностальгировании по давно ушедшим временам, воспевании монархии и войн без трезвой и разносторонней их оценки (мифологическое сознание), и в традиционном поиске врагов. Почему так? Потому что искать врагов и бороться с ветряными мельницами гораздо легче, чем быть нравственным порядочным человеком, христиански созидающим свою жизнь. Подлинный патриотизм, подлинная любовь к родине должна проявляться в делах, не в словах. И дела эти не обязательно глобальные - "всех порвать на части, Господа хваля", как призывает певица Бичевская. Оглянемся вокруг себя. Вот наши подъезды - грязные, вонючие, изрисованные, с выбитыми стёклами, сожжёнными кнопками лифтов. Казалось бы - наш дом, чего уж ближе; нам дела нет. Мы будем сквозь горы мусора аккуратно пробираться к своим железным дверям, и на кухне будем с горячностью говорить о кознях против России мировой жидомасонской закулисы, о том, что Запад развращает нашу молодёжь... простите, но эта молодёжь - наши дети: откуда они научились гадить в своих же собственных подъездах? Закулиса растлила? Не мы ли сами превратили нашу жизнь в грязь?

Итак, единственный путь к величию нашего отечества - это созидание его во Христе. Утопия? в объёме социума - безусловно. Наша сегодняшняя общественная жизнь не только далека от христианства, но агрессивно-нехристианская; исчезающе мала "критическая масса" христиан. Но в своей жизни, жизни своей семьи, той части общества, с которой мы соприкасаемся, ничто не мешает нам быть христианами. Что же касается патриотизма, то тут особо многого и не нужно. Прежде всего, необходимо осмыслить нашу историю и нашу жизнь с христианской нравственной точки зрения: отказаться от нелепого мифотворчества, давать всему трезвую и правдивую оценку, не поддаваться на оболванивающую, столь традиционную для нас, агрессивную пропаганду. А с практической стороны - давайте начнём любовь к родине с наших подъездов и уборки мусора на улицах и дворах, где мы живём...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Новая статья игумена Петра.
 Сообщение Добавлено: 24 июн 2005, 21:34 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 ноя 2004, 21:12
Сообщения: 146

Возраст: 45
Цитата:
Итак, патриотизм - естественная любовь к родине. Но что такое эта любовь с христианской точки зрения? Обязан ли человек любить родину только потому, что она родина? Нужно ли любить что-либо исключительно по той причине, что оно - своё, родное, отечественное?


Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России.

Иван Ильин:
Родина есть нечто от Духа Божия: национально воспринятый, взращенный и в земные дела вработанный дар Духа Святого. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. Её надо творчески и достойно блюсти в себе. Её нельзя отдать в порабощение другим народам. За неё стоит бороться и умереть.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 25 июн 2005, 00:08 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Вообще то я не сторонник взглядов иг. Петра, поэтому с удивлением прочитал эту статью. Мне кажется, что слова св. апостолов все объясняют и не требуют дополнительного толкования, а мнения св. отцов не могут им противоречить. И так оно и есть, если не выдавать желаемое за действительное. Тем не менее:

Свт. Григорий Богослов: «Назовут убежавшим из отечества? – Как низко думают о нас эти в подлинном смысле ругатели и ненавистники странных! Разве есть определенное местом отечеством у меня, для которого отечество везде и нигде? А ты разве не странник и не пришелец? Не хвалю твоей обители, если так думаешь; смотри, чтоб не лишиться тебе истинного отечества, в котором должно заготовлять себе жительство»

Арх. Софроний (Сахаров): «Если вы Христа сведете до уровня национальности, то знайте, что вы во тьме»

Прот. Георгий Флоровский: «В “мире сем” христиане оставались странниками и скитальцами, ибо их истинное “гражданство”, πολιτευμα, — на небесах (Флп. 3:20)»

Константин Леонтьев: «Если бы мне категорически объявлено свыше, иерархически объявлено, что вне римской церкви нет мне спасения за гробом, - и что для этого спасения я должен отречься и от русской национальности моей (которая так мне драгоценна), то я бы отрекся от нее не колеблясь, как отрекались первые христиане и от узкой иудейской народности, и от слишком широкой римской государственности (там где она посягала на их внутренний мир)»


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 25 июн 2005, 03:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 31
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
А еще вот слова предположительно св. Иустина Мученика из "Послания к Диогнету"(предположительно автор послания он):
"Живут они(христиане) в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна"

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 фев 2006, 23:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Кирилл писал(а):
Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна"


А когда война? Что бы на это сказали монахи Троице-Сергиевой Лавры времен ее форпостового значения? Как скользко-то, а решается просто - "вдруг война"?

_________________
Христос Воскресе!
http://www.fotopalomnik.ru - для паломников и путешественников


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 фев 2006, 15:38 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 22:13
Сообщения: 688

Откуда: Мытищи
Вероисповедание: Православный, не МП
Вероятно, в следующих статьях иг. Петр будет доказывать необходимость переименования Русской Православной Церкви, скажем, в Всемирную Христианскую Церковь.

Цитата:
А когда война? Что бы на это сказали монахи Троице-Сергиевой Лавры времен ее форпостового значения? Как скользко-то, а решается просто - "вдруг война"?


Анна, война в самом разгаре! И статья о. игумена - тому яркий пример. :cry:

_________________
http://www.realmusic.ru/kaporin
http://www.realmusic.ru/tzar
http://www.realmusic.ru/skaz


Где Святой Дух, там, как тень за солнцем последуют гонение и борьба
Преп. Макарий Великий.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 14 фев 2007, 06:41 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 21:26
Сообщения: 224
Дарья2 писал(а):
Очень трезвая статья. И главное о. Петр не призывает не любить Родину. Любите ее и защищайте, если настанет такая необходимость, только не надо переворачивать систему приоритетов с ног на голову.


Присоединяюсь.

Некоторые заблуждения настолько распространились, стали общим местом, что человек, напоминающий об истине, выглядит героем, гласом вопиющегов пустыне.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 14 фев 2007, 18:56 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:58
Сообщения: 196

Возраст: 29
Откуда: Москва
Бегло прочитал, но в целом мне статья понравилась. Я уже не раз замечал, что патриотизм иногда закрывает собой Христа.

Но вот с чем я не согласен (может это не единственное, но в глаза бросилось):
Цитата:
Любовь всегда явление обоюдное, взаимное.
А как же любовь Бога к падшему человеку, ведь Он любит всех людей, но все ли люди любят его? А как же "любите врагов ваших"? Мне кажется, что правильнее сказать так: любовь часто бывает только обоюдной, но в идеале оно не так.
(Правда, быть может, я в чем-то не понял о. Петра.)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 фев 2007, 19:13 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 ноя 2006, 18:53
Сообщения: 289

Вероисповедание: Православный, МП
Похоже и патриарх иг.Петра не читает:
"Цените тот избыток сил, которым Господь наделяет молодость, - сказал Патриарх Алексий. - Старайтесь жить так, чтобы эти силы не оказались впустую растрачены на угождение сиюминутным страстям, но принесли пользу Церкви и Отечеству".
http://www.pravoslavie.ru/news/040610144709


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 16 фев 2007, 07:35 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 21:26
Сообщения: 224
Пользу Отечеству приносят не помраченные "патриотизмом", а христиане.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2007, 20:27 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 ноя 2006, 18:53
Сообщения: 289

Вероисповедание: Православный, МП
Освей писал(а):
Пользу Отечеству приносят не помраченные "патриотизмом", а христиане.

Помрачиться можно на любой почве, а вот делать слово "патриот" ругательным недопустимо.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 фев 2007, 11:45 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 31
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Как я уже говорил в одной из тем, я в настоящее время сижу на сайте вконтакте. ру(если кто хочет, можете зарегистрироваться, это неплохой сайт для общения, для поиска своих бывших одноклассников, однокурсников, правда сейчас там какие-то технические проблемы, поэтому временно сайт не работает). Так вот, там очень много разного рода "патриотов" собралось, в том числе тех, которые называют себя православными. Но пообщавшись с ними, я понял, что для них самое главное--это политика, это бесконечные споры и ругань, они открыто говорят, что всех инородных надо убивать. А один из этих псевдоправославных патриотов прямо заявил:"Вера в бога(это слово он написал именно с маленькой буквы)--это не важно. Самое главное--то мироощущение, которое создается православной средой". Теперь понятно, что это никакое не Православие? Такие взгляды хуже атеизма, хуже самого дикого язычества! Когда царь ставится на место Бога, простите, но это самое натуральное идолопоклонство. Я не знаю, неужели эти псевдопатриоты никогда не читали Евангелия?! Неужели так трудно открыть и прочесть?! Когда у человека, называющего себя православным, главная цель жизни--не спасение своей собственной души, а восстановление монархии--это страшно.
Неужели же непонятно, что земной царь душу не спасет? Душу может спасти только Царь Небесный, а какое может быть спасение души, когда "вера в бога не важна"?

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 16:18 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
давно не читал столь изощренной смеси хорошо подобранных цитат с умело выражаемым презрением к РЕАЛЬНОЙ современной России и людям, которые любят ее несмотря ни на что.

И в статье и в последующих откликах много говорится о "больных на голову" патриотах. Их высказывания и поведение приводятся в качестве аргумента против патриотического воспитания христианина. Во-первых, в нынешней России полно "больных на голову" либералов (одна Новодворская или Каспаров чего стоят!). А во-вторых, так иронически относясь к больным и глупым людям и самому глупостью заболеть недолго. Подтверждением чего, между прочим, служат последние статьи и выступления игумена Петра.

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 17:00 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
давно не читал столь изощренной смеси хорошо подобранных цитат с умело выражаемым презрением к РЕАЛЬНОЙ современной России и людям, которые любят ее несмотря ни на что.

И в статье и в последующих откликах много говорится о "больных на голову" патриотах. Их высказывания и поведение приводятся в качестве аргумента против патриотического воспитания христианина. Во-первых, в нынешней России полно "больных на голову" либералов (одна Новодворская или Каспаров чего стоят!). А во-вторых, так иронически относясь к больным и глупым людям и самому глупостью заболеть недолго. Подтверждением чего, между прочим, служат последние статьи и выступления игумена Петра.

Про "больных на голову" либералов все и так понятно - они честнее - они Православием не прикрываются, а "больные на голову" "патриотические" движения часто используют Православие в своей демагогии. Приведенные выше аргументы вовсе не против патриотического воспитания - они против подмены Православия псевдо-патриотизмом.


PS Осознание того печального факта, что Россия больна - вовсе не является презрением, но совершенно необходимо для исцеления.

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 19:27 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Paul писал(а):
Про "больных на голову" либералов все и так понятно - они честнее - они Православием не прикрываются

Про честных "неприкрывающихся" либералов смешно даже слышать. Есть кочетковцы, есть газеты "Русская мысль" и "Мы в России и зарубежье", есть "отец" Яков Кротов на радио "Свобода", есть, наконец, столичная "либерально-православно-филокатолическая" радиостанция "София".
Минимальная объективность требовала бы рассматривать националистические и либеральные извращения в Православии в едином контексте. Но церковные либералы так же кривы на один глаз, как и их противники. Может быть, и еще кривее. :wink:

Цитата:
Приведенные выше аргументы вовсе не против патриотического воспитания - они против подмены Православия псевдо-патриотизмом.

Достаточно прочитать второй абзац обсуждаемой сттьи, чтобы убедиться: речь ведется именно против настоящего патриотизма, ибо настоящий гражданин любит свою страну, такой, какова она есть (а если и желает, чтобы она стала лучше, то хоть немного сомневается в том, что точно знает, что необходимо улучшать, а что нет).

Цитата:
PS Осознание того печального факта, что Россия больна - вовсе не является презрением, но совершенно необходимо для исцеления.

Разумеется. Но для исцеления страны, гражданину важно осознать, что больше других болен именно он, а не кто-то другой. Это правило касается не только "псевдопатриотов".

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 19:47 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
Paul писал(а):
Про "больных на голову" либералов все и так понятно - они честнее - они Православием не прикрываются

Про честных "неприкрывающихся" либералов смешно даже слышать. Есть кочетковцы, есть газеты "Русская мысль" и "Мы в России и зарубежье", есть "отец" Яков Кротов на радио "Свобода", есть, наконец, столичная "либерально-православно-филокатолическая" радиостанция "София".
Минимальная объективность требовала бы рассматривать националистические и либеральные извращения в Православии в едином контексте. Но церковные либералы так же кривы на один глаз, как и их противники. Может быть, и еще кривее. :wink:
Простите, относил "больных на голову" либералов к чисто политическим течениям, а не к "реформаторам" церковным. Совершенно согласен, такие "реформаторы" гораздо хуже.

зануда писал(а):
Paul писал(а):
Приведенные выше аргументы вовсе не против патриотического воспитания - они против подмены Православия псевдо-патриотизмом.

Достаточно прочитать второй абзац обсуждаемой статьи, чтобы убедиться: речь ведется именно против настоящего патриотизма, ибо настоящий гражданин любит свою страну, такой, какова она есть (а если и желает, чтобы она стала лучше, то хоть немного сомневается в том, что точно знает, что необходимо улучшать, а что нет).
Настоящий гражданин любит свою страну, но не может отрицать существования очевидных проблем. Во второй абзаце только констатируются некоторые из существующих проблем и говорится, что от них невозможно отмахнуться. Или Вы хотите сказать, что этих проблем нет?!

зануда писал(а):
Paul писал(а):
PS Осознание того печального факта, что Россия больна - вовсе не является презрением, но совершенно необходимо для исцеления.

Разумеется. Но для исцеления страны, гражданину важно осознать, что больше других болен именно он, а не кто-то другой. Это правило касается не только "псевдопатриотов".
Православному - да, а у псевдопатриотов наоборот кругом одни враги, а сами они - белые и пушистые

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 20:05 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Paul писал(а):
Настоящий гражданин любит свою страну, но не может отрицать существования очевидных проблем. Во второй абзаце только констатируются некоторые из существующих проблем и говорится, что от них невозможно отмахнуться. Или Вы хотите сказать, что этих проблем нет?!

Проблемы, поставленные в ракурсе
Цитата:
Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?... Можно ли воспитывать любовь к родителям?

не имеют правильного решения. А если и имеют, то уж не такие объективистски-нейтральные, какие (вслед за экуменистом и гностиком-софианцем Владимиром Соловьевым!!!) предлагает игумен Петр.

Paul писал(а):
у псевдопатриотов наоборот кругом одни враги, а сами они - белые и пушистые

А у игумена Петра - кривое зеркало: гнусные "псевдопатриоты" и никаких врагов России("их всех придумала Жанна Бичевская"). Я уж не говорю, с какой радостью он повторяет ледокольно-резунские сплети про маршала Жукова и т.п.
[/quote]

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: лукавая статья
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 20:48 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
Paul писал(а):
Настоящий гражданин любит свою страну, но не может отрицать существования очевидных проблем. Во второй абзаце только констатируются некоторые из существующих проблем и говорится, что от них невозможно отмахнуться. Или Вы хотите сказать, что этих проблем нет?!

Проблемы, поставленные в ракурсе
Цитата:
Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?... Можно ли воспитывать любовь к родителям?

не имеют правильного решения. А если и имеют, то уж не такие объективистски-нейтральные, какие (вслед за экуменистом и гностиком-софианцем Владимиром Соловьевым!!!) предлагает игумен Петр.
Проблемы есть, "но не имеют правильного решения"?! Правильного с чьей точки зрения?
В чем Вы не согласны с игуменом Петром, напоминающим, что "не в силе Бог, а в правде" и говорящим:
Цитата:
Ответ есть. Посмотрим, как созидалась Российская держава. Святой князь Владимир, святой князь Александр Невский, святой князь Даниил Московский; святые митрополиты Пётр и Алексий - вот кто основа нашего отечества. Не потому они святые, что созидали и защищали державу (как воспринимает это мифологическое сознание); а наоборот, Россия созидалась и покрывалась Богом потому, что они - святые. Вся жизнь этих, и многих других, не упомянутых мною, праведных людей, при всех их многоразличных государственных и церковных заботах, была посвящена одному - исполнению заповедей Божиих. И сбылось над ними слово Евангелия: они прежде всего искали Царствия Божия и правды Его (ср. Мф.6, 33), и приложилось им великое государство, да такое, идеалом которого долгое время было не земное благосостояние, но Христова святость. Вот в чём единственное истинное величие нашего отечества: в пусть даже теоретическом, плохо воплощавшемся, но стремлении к идеалу святости.


зануда писал(а):
Paul писал(а):
у псевдопатриотов наоборот кругом одни враги, а сами они - белые и пушистые

А у игумена Петра - кривое зеркало: гнусные "псевдопатриоты" и никаких врагов России("их всех придумала Жанна Бичевская"). Я уж не говорю, с какой радостью он повторяет ледокольно-резунские сплети про маршала Жукова и т.п.
Не передергивайте, Вы же сами писали
зануда писал(а):
... Но для исцеления страны, гражданину важно осознать, что больше других болен именно он, а не кто-то другой.

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 21:56 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Приведенный Вами абзац - единственое место в статье, под которым я готов подписаться двумя руками! Однако, к сожалению, он не отвечает, на те лукавые вопросы о Родине и родителях, которые зачем-то ставятся в начале статьи.
Интересно, согласились бы с такой постановкой вопросов те деятели исторической Руси, на которых ссылается игумен Петр? Сомневаюсь. Однако, Вл. Соловьеву (причем раннему, к старости он заметно поправел и даже стал писать о борьбе с Антихристом!) такое отношение вполне сродни.

Что же касается высказнанной мной мысли, что "для исцеления страны, гражданину важно осознать, что больше других болен именно он, а не кто-то другой", то позвольте спросить зачем ему, вообще, нужно такое исцеление?
На мой взгляд, именно затем, чтобы с Божьей помощью победить всех тех совершенно реальных врагов Христа и Отечества, которых он в помраченном состоянии победить не может!
Значение, необходимость и даже законность такой борьбы и отрицает, к сожалению, статья игумена Петра.

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 мар 2007, 22:54 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
Приведенный Вами абзац - единственое место в статье, под которым я готов подписаться двумя руками!
Позвольте Вас спросить - с чем Вы не согласны в остальном тексте? С тем, что любовь к Богу важнее любви к Родине (но вовсе ее не исключает)?
зануда писал(а):
Однако, к сожалению, он не отвечает, на те лукавые вопросы о Родине и родителях, которые зачем-то ставятся в начале статьи.
Вопросы весьма актуальные. Конечно, можно сделать вид, что этих вопросов реально нет, а задают их только враги народа для разложения незрелых умов... Только проблему этим не решить.
Если ответ игумена Петра Вам не нравится, это не значит, что ответа нет.

зануда писал(а):
Что же касается высказнанной мной мысли, что "для исцеления страны, гражданину важно осознать, что больше других болен именно он, а не кто-то другой", то позвольте спросить зачем ему, вообще, нужно такое исцеление?
На мой взгляд, именно затем, чтобы с Божьей помощью победить всех тех совершенно реальных врагов Христа и Отечества, которых он в помраченном состоянии победить не может!
Значение, необходимость и даже законность такой борьбы и отрицает, к сожалению, статья игумена Петра.
Вообще то "азбучная истина": прежде всего - спасение своей души, все остальное - вторично, остальное само приложится. В противоположном случае (сначала общественные проблемы - потом как-нибудь и о душе подумаем) - ВСЁ потеряем.

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 мар 2007, 01:05 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Paul писал(а):
Позвольте Вас спросить - с чем Вы не согласны в остальном тексте? С тем, что любовь к Богу важнее любви к Родине (но вовсе ее не исключает)?

Да. Я не согласен с такой постановкой вопроса. Она казуистична и искусительна. Бога нельзя "любить, вообще". И, к сожалению, лишь немногие на Земле могут любить и ощущать Его лично. Для монаха, готового уневеститься Христу, м.б. и не страшно отречься от земного Отечества, и, вообще, от всего земного. Для человека же мирского, демонстративное отречение от Отечества "во имя Бога" (при том, что он продолжает копить имущество, пользоваться деньгами, общаться с противоволожным полом и т.п.) да еще в тяжелое для этого Отечества время, как правило, оборачивается малодушием, а то и лицемерием. Жить такому человеку в нашу эпоху глобализации не тяжелее, а легче.

Paul писал(а):
Вопросы весьма актуальные. Конечно, можно сделать вид, что этих вопросов реально нет, а задают их только враги народа для разложения незрелых умов...

В 80% случаев это именно так.
Отвлекаясь от богословия в сторону русской классической литературы мы можем привести примеры выдающихся обличителей России XIX века: Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Только первый, обличая действительность, никогда не забывал столь же нелицеприятно обличать и самого себя, а второй - описывал пороки ближних с каким-то садистским сладострастием. К тому же Гоголь (в отличие от многих его невнимательных читателей) никогда не сомневался, что при всех самых ужасных недостатках, Россия - есть одно из лучших творений Божьих, а следовательно - всегда была, есть и будет прекрасна.

Paul писал(а):
Если ответ игумена Петра Вам не нравится, это не значит, что ответа нет.

На некорректные вопросы типа: "Зачем мне холодильник, если я некурящий?" или "Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?..." - серьезный и честный ответ найти почти невозможно.

Paul писал(а):
Вообще то "азбучная истина": прежде всего - спасение своей души, все остальное - вторично, остальное само приложится. В противоположном случае (сначала общественные проблемы - потом как-нибудь и о душе подумаем) - ВСЁ потеряем.

Формально, Вы правы. Но если вспомнить о том, что подавляющее большинство русских людей задолго до начала ХХ века привыкло ощущать Россию, как важную часть своей души, то ответ не так очевиден. Даже такой далекий от патриотического угара человек, как Вл. Высоцкий однажды написал: "Ведь Земля - это наша душа!" И я бы поостерегся за это клеймить его язычником и пользоваться пуританским хирургическим ножом для "простого решения" этой, действительно, серьезной и глубокой проблемы нашего народного характера.

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 мар 2007, 23:23 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
Paul писал(а):
Позвольте Вас спросить - с чем Вы не согласны в остальном тексте? С тем, что любовь к Богу важнее любви к Родине (но вовсе ее не исключает)?

Да. Я не согласен с такой постановкой вопроса. Она казуистична и искусительна. Бога нельзя "любить, вообще". И, к сожалению, лишь немногие на Земле могут любить и ощущать Его лично.
Извините, не понял Вашу мысль: Бога нельзя "любить, вообще", но почти никто не не может Его любить лично. Вы хотите сказать, что Его практически никто не любит?! Или Вы хотите сказать, что все Таинства, Богослужения, молитвы - для подавляющего большинства не личное обращение к Личности, а тупое выполнение магического ритуала?!
"Все, что может быть понято неправильно - будет понято неправильно. Все остальное - тоже" (C) (законы Мерфи) :) Прошу Вас формулировать свои мысли более доступным образом.

зануда писал(а):
Для монаха, готового уневеститься Христу, м.б. и не страшно отречься от земного Отечества, и, вообще, от всего земного. Для человека же мирского, демонстративное отречение от Отечества "во имя Бога" (при том, что он продолжает копить имущество, пользоваться деньгами, общаться с противоволожным полом и т.п.) да еще в тяжелое для этого Отечества время, как правило, оборачивается малодушием, а то и лицемерием.

Paul писал(а):
Вообще то "азбучная истина": прежде всего - спасение своей души, все остальное - вторично, остальное само приложится. В противоположном случае (сначала общественные проблемы - потом как-нибудь и о душе подумаем) - ВСЁ потеряем.

Формально, Вы правы. Но если вспомнить о том, что подавляющее большинство русских людей задолго до начала ХХ века привыкло ощущать Россию, как важную часть своей души, то ответ не так очевиден. Даже такой далекий от патриотического угара человек, как Вл. Высоцкий однажды написал: "Ведь Земля - это наша душа!" И я бы поостерегся за это клеймить его язычником и пользоваться пуританским хирургическим ножом для "простого решения" этой, действительно, серьезной и глубокой проблемы нашего народного характера.
Нет слов.
Начали за здравие, закончили про упокой :shock: .
Начали с утверждения, что поднятые вопросы (актуальные в той или иной мере для любой страны - Царствие Божие на Земле, как известно, до Страшного Суда не ожидается) - изощренная смесь хорошо подобранных цитат с умело выражаемым презрением к РЕАЛЬНОЙ современной России, которая "есть одно из лучших творений Божьих", а закончили утверждением, что русские обжидовились настолько, что готовы отречься от Христа для Мамоны :shock: .
Вы уж извините мою ограниченность, у меня нет необходимой "широты мысли", для меня это вещи взаимоисключающие.

зануда писал(а):
Paul писал(а):
Вопросы весьма актуальные. Конечно, можно сделать вид, что этих вопросов реально нет, а задают их только враги народа для разложения незрелых умов...

В 80% случаев это именно так.

Paul писал(а):
Если ответ игумена Петра Вам не нравится, это не значит, что ответа нет.

На некорректные вопросы типа: "Зачем мне холодильник, если я некурящий?" или "Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?..." - серьезный и честный ответ найти почти невозможно.
Я Вам завидую, если действительно для Вашего окружения эти вопросы не актуальны. Для меня это не так. Даже на этом форуме (при всем старании администрации не лезть в политику) во многих темах чувствуется, что вопросы эти есть, а с ответами - не густо... А отсутствие ответа на вопрос "Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?..." является вполне конкретным ответом - не любить. Вас такой ответ устраивает больше, чем ответы игумена Петра?

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 мар 2007, 02:53 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Paul писал(а):
Вы хотите сказать, что Его практически никто не любит?! Или Вы хотите сказать, что все Таинства, Богослужения, молитвы - для подавляющего большинства не личное обращение к Личности, а тупое выполнение магического ритуала?!

Ну я бы убрал такие эпитеты, как "тупое" или "магического", а, в основном, да - это ЕЩЕ НЕ любовь. Предощущение любви, надежда обрести ее что ли. И вообще, начало премудрости - страх Божий, а любовь - венец, которого достигают немногие. Остальные при жизни мучают их, а потом молятся им, как святым. Это выглядит отвратительно. Но это вполне нормально для нашего падшего мира. Так сказать, не самый худший вариант нормы. :pray:


Paul писал(а):
закончили утверждением, что русские обжидовились настолько, что готовы отречься от Христа для Мамоны

Я хотя и патриот, но в моем лексиконе отсутствуют слова, типа "обжидовились" и т.п. Не очень понимая Ваше возмущение, повторю еще раз: Отечество - ценность, хотя и земная, но очень высокого уровня. Отрекаться от него "во имя Бога", оставаясь в миру и свободно пользуясь всеми благами этого мира, - малодушие и лицемерие.
Кроме того, есть такая проблема, что подавляющее большинство русских людей задолго до начала ХХ века привыкло ощущать Россию, как важную часть своей души. Прежде чем "решать" этот вопрос, надо осознать его реальность и важность. :naughty:


Paul писал(а):
отсутствие ответа на вопрос "Родина требует от нас любить себя? но сама на каждом шагу проявляет свою нелюбовь к нам. Как тут быть?..." является вполне конкретным ответом - не любить. Вас такой ответ устраивает больше, чем ответы игумена Петра?

Если Вы так настаиваете, дам свой вариант ответа:
"Если тебе приходит в голову такой вопрос, будь осторожен ты заболеваешь мнительностью. Если этот вопрос начинает тебя мучить (а ты начинаешь мучить им окружающих), значит, тебе пора уехать и поискать себе другую Родину, которая будет тебя "любить". :parting: Если странствия тебя не излечат, лучше не возвращайся. И тебе будет здесь плохо, и другим рядом с тобой".

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 мар 2007, 16:25 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 авг 2006, 15:06
Сообщения: 1947

Возраст: 46
Вероисповедание: Православный, МП
«Понятие "патриотизм" указывает на преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможно национальное самосознание, а значит и существование народа как такового.»

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/021227140701

Автор же статьи похоже игнорирует основы православного нравственного богословия. Не вдаваясь в подробности, приведу лишь ссылку на лекцию по нравственному богословию (Саратовская епархия РПЦ), где четко и ясно освещены вопросы:
7. Христианин — Член Общества и Государства §2. Любовь к Отечеству (патриотизм) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noa ... l/103.html

Напомню участникам дискуссии, что критика позиции игумена Петра имела место еще на церковно-общественном форуме — «Единением и любовью спасемся».
Подробности читайте тут:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051017111558

И похоже, что православные церковные иерархи, Слава Богу, пока не подвержены идеям, проповедуемым игуменом Петром:

http://www.mospat.ru/index.php?page=33640

Далее.

Уважаемые «анти-партриоты» этого форума в этой теме слишком поспешили поднять на свое знамя имя игумена Петра. Вот что он пишет сам в полемике со Сретенским монастырем:
Цитата:
«Контекст моего рассуждения вовсе не предполагал противопоставления небесного и земного отечества, которое усмотрели мои оппоненты. Наоборот, совершенно очевидной является мысль, что нам, православным христианам, как раз необходимо деятельно выражать любовь к отечеству; но выражать не ура-патриотической риторикой, на которую мы все очень скоры, а христианскими делами (надо сказать, не очень обильными), которые включают в себя и осознанную гражданскую позицию, и созидательный добросовестный труд на благо нашей страны, и противление безнравственным явлениям нашей жизни.»


http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=1380&forprint

Также обращаю внимание господ «антипатриотов», отвергающих земное Отечество, на церковную службу в день памяти Всех Святых, в Земле Российской просиявших и богословское и символическое содержание молитвенных песнопений в этот день:

Цитата:
«Святые земли Русской». Учащиеся уже познакомились со многими русскими святыми, но это лишь небольшая часть людей, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и то же дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших».
Дополнительная информация
На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная вверху икона «Троица» преподобного Андрея Рублева, заключенная в круг, освящает собор (собрание, сбор) русских святых.
В нижней части иконы — корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками-просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является «славный град Москва», «корень царства». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля. Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками.
Помимо иконы к празднику Всех русских святых была написана стихира русским святым, которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым.
Дополнительная информация
Стихира — один из важнейших видов церковного песнопения. Она посвящалась святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни и писалась в стихотворной форме.
1. Земле Русская, граде святый!
Восклицание, обращение к Русской земле, в котором она сравнивается с одним из самых важных христианских символов — небесным градом Иерусалимом — городом, гражданами которого будут святые и праведные люди.
Украшай твой дом,
В нем же Божественный
Велий сонм святых прослави.
Этими словами как бы подчеркивается (служба составлялась в 20-е годы XX в.), что Россия дала такое количество святых, какого не было ни в одной христианской стране. И Российская земля, украшенная духовно тайно, теперь, прославляя своих святых, украшается явно.
2. Церковь Русская, красуйся и ликуй!
Восклицание, обращение к Церкви, проповедью и трудами которой стало возможным появление русских святых.
Се бо чада твои Престолу Владычню
Во славе предстоят радующеся.
Святые подвижники, чьи труды и молитвы всю жизнь приближали их к Богу, по окончании своей земной жизни минуют испытания грядущего Страшного суда и, окружая невидимый Владычний Престол, молятся за Отечество. Поэтому Русская церковь имеет все основания красоваться и ликовать.
Стихира построена по иерархическому принципу. Три части — это три ступени. От внешнего — к внутреннему, от периферийного — к главному. В первой части стихиры Русь уподобляется граду. Что является центром града? Соборный храм. Во второй части стихиры прославляется Русская церковь как образ храма в городе, который, в свою очередь, становится прообразом Руси. И наконец, что же является самым важным, самым главным достоянием храма? Кто окружает престол храма Русской земли, престол, на который страшно поднять взор из-за яркого света и славы, его окружающих?
3. Соборе святых русских,
Полче Божественный.
В третьей части (в отличие от первых двух) не нужно сравнений, не нужно метафор и образов, ибо здесь реальность духовная совпадает с реальностью исторической: в образе русских святых реализовалась встреча неба и земли, встреча человека, прошедшего трудную земную жизнь, но не забывшего своего высокого духовного предназначения, с Истиной, с Богом. Это кульминация стихиры.
Молитеся ко Господу
О земном отечестве вашем
И о почитающих вас любовию.
После кульминации добавляется лишь смиренное прошение о том, чтобы русские святые, уже находящиеся в граде святом — небесном, не оставляли своих сродников, живущих в граде земном — Русской земле, и молились о том, чтобы вся Русская земля стала градом святым (чтобы земная реальность и образ, о котором говорится в первой части стихиры, совпали), а церковь Русская, о которой говорится во второй части стихиры, стала центром этого святого града. Те же, кто обращаются к русским святым, смиренно просят милости и их помощи в приобретении ими «небесного» гражданства. Как настоящий призыв ко всем нам звучат заключительные слова стихиры:
Русь Святая!
Храни веру православную,
В ней же тебе утверждение!


http://old.prosv.ru/metod/mus1-4/5.htm

Впрочем, все аргументы «антипатриотов» давно известны. Ничего нового не придумано. И их в свое время собрал еще известный «отец непротивленцев» Л.Н. Толстой:

http://nansysan.narod.ru/index21.html

http://nansysan.narod.ru/index431.html

разобрано здесь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/051118152104

P.S. Полтора столетия назад знаменитый московский первосвятитель митрополит Филарет дал чеканную формулу, определяющую церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими".

http://www.pravoslavie.ru/press/archimtikhon.htm


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 14 мар 2007, 21:21 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
зануда писал(а):
Paul писал(а):
Вы хотите сказать, что Его практически никто не любит?! Или Вы хотите сказать, что все Таинства, Богослужения, молитвы - для подавляющего большинства не личное обращение к Личности, а тупое выполнение магического ритуала?!

Ну я бы убрал такие эпитеты, как "тупое" или "магического", а, в основном, да - это ЕЩЕ НЕ любовь. Предощущение любви, надежда обрести ее что ли. И вообще, начало премудрости - страх Божий, а любовь - венец, которого достигают немногие. Остальные при жизни мучают их, а потом молятся им, как святым. Это выглядит отвратительно. Но это вполне нормально для нашего падшего мира. Так сказать, не самый худший вариант нормы. :pray:

О, Вы знаете статистику?! "В основном", "большинство" - я считал, что это знает только сердцевидец Бог!


зануда писал(а):
Если Вы так настаиваете, дам свой вариант ответа:
"Если тебе приходит в голову такой вопрос, будь осторожен ты заболеваешь мнительностью. Если этот вопрос начинает тебя мучить (а ты начинаешь мучить им окружающих), значит, тебе пора уехать и поискать себе другую Родину, которая будет тебя "любить". :parting: Если странствия тебя не излечат, лучше не возвращайся. И тебе будет здесь плохо, и другим рядом с тобой".
Понятно, Вы считаете, что правительство у нас заботится о своём народе, милиция нас защищает, и т.д.
Не буду Вас разъубеждать.

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 03:26 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Заметьте, я Вас лично ни в чем не упрекал.
Вы задавали вопросы (риторические и не очень), я предлагал свои ответы на них. Неприятно, что Вам они не понравилисЬ. но ничего не поделаешь. :(

Paul писал(а):
Понятно, Вы считаете, что правительство у нас заботится о своём народе, милиция нас защищает, и т.д.
Не буду Вас разъубеждать.

Слава Богу, что у нас есть хоть такое правительство, хоть такая милиция, хоть такое государство! Будем роптать, и этого ничего не будет.
Хотя государство для русского, разумеется, не тождественно Родине. И в том, что человеку плохо живется, он далеко не всегда бывает "сам виноват".
Но вот если ему плохо живется, потому что "в этой стране...", тогда это диагноз. Если человек не умеет полюбить Родину такой, какова она есть, никакое самое хорошее правительство ему в этом не поможет. Мне мой духовник и другие авторитетные для меня верующие люди именно так раскрыли эту проблему (и я был рад услышать четкие формулировки того, что и так ощущал). И поэтому я очень удивлен (если не сказать больше), что у игумена Петра в этих важных для нашей страны и Церкви вопросах есть какое-то "особое" мнение.

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 14:05 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:11
Сообщения: 1783

Возраст: 45
Откуда: на чужбине
зануда писал(а):
Заметьте, я Вас лично ни в чем не упрекал.
Вы задавали вопросы (риторические и не очень), я предлагал свои ответы на них. Неприятно, что Вам они не понравилисЬ. но ничего не поделаешь. :(

Paul писал(а):
Понятно, Вы считаете, что правительство у нас заботится о своём народе, милиция нас защищает, и т.д.
Не буду Вас разъубеждать.

Слава Богу, что у нас есть хоть такое правительство, хоть такая милиция, хоть такое государство! Будем роптать, и этого ничего не будет.
Хотя государство для русского, разумеется, не тождественно Родине. И в том, что человеку плохо живется, он далеко не всегда бывает "сам виноват".
Но вот если ему плохо живется, потому что "в этой стране...", тогда это диагноз. Если человек не умеет полюбить Родину такой, какова она есть, никакое самое хорошее правительство ему в этом не поможет.


У меня по прочтении статьи возникло ощущение, что в качестве ответа на неприятные вопросы автор предлагает вполне конкретную вещь: не задавать таких вопросов, а исправлять свою жизнь, делать ее хоть немного похожей на жизнь праведников, воспитывать в себе христианское отношение хотя бы к своим близким, не отвлекаясь при этом на ура-патриотическую риторику. И тогда - есть надежда - что Господь помилует наше многострадальное отечество именно за нашу праведную жизнь, или хотя бы за намерение, стремление к ней...

...Вы пойдете убирать мусор в Вашем дворе, когда настоящая весна начнется? Мыть окна в подъезде? Красить заборчики и детские качели, купив краску на свои кровные?... Мы с мужем, когда жили на родных просторах так делали, в первый год мы были одни такие, только к вечеру к нам присоединились еще 2 соседские семьи, на следующий год нас было уже 5 семей, а на четвертый год только 4 семьи из 36-квартирного дома не вышли... И двор у нас был - загляденье! :) И жизнь христианская - тоже заразительный пример для других...

И не надо задавать вопросы - "а чё я?... а чё вот он не...? а вот они ваще вон чё делают, чё они, а?..." - просто с себя начинать надо - вот об этом и статья.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 20:57 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 22:41
Сообщения: 661

Откуда: Москва
Согласен с Вами, Марлена

зануда писал(а):
Слава Богу, что у нас есть хоть такое правительство, хоть такая милиция, хоть такое государство! Будем роптать, и этого ничего не будет.
Хотя государство для русского, разумеется, не тождественно Родине. И в том, что человеку плохо живется, он далеко не всегда бывает "сам виноват".
Но вот если ему плохо живется, потому что "в этой стране...", тогда это диагноз. Если человек не умеет полюбить Родину такой, какова она есть, никакое самое хорошее правительство ему в этом не поможет.

:shock: А разве кто-нибудь здесь с этим спорит?

зануда писал(а):
И поэтому я очень удивлен (если не сказать больше), что у игумена Петра в этих важных для нашей страны и Церкви вопросах есть какое-то "особое" мнение.
Еще раз перечитал статью игумена Петра :au: "особого" мнения там не наблюдается.

_________________
я грешный - следовательно не здраво мыслящий


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 16 мар 2007, 04:06 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18258

Вероисповедание: Православный, МП
Начинала читать предвзято, но... когда хорошо написано, то значит хорошо. Отличная статья!

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: советую обратить внимание
 Сообщение Добавлено: 03 апр 2007, 20:33 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 03:34
Сообщения: 36

Откуда: с Камчатки
Статья в тему

http://www.pravoslavie.ru/polemika/070330153028

_________________
Каждому - свое


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 2

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: