 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 16 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
val_reg35
|
Заголовок сообщения: Святитель Николай Добавлено: 06 май 2008, 16:21 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 19:12 Сообщения: 1214
Возраст: 47 Откуда: Восток-Центр-СевероЗапад-далее везде:)))
Вероисповедание: иное
|
Диакон Андрей Кураев
О почитании святителя Николая
Какого святого можно назвать самым почитаемым на Руси? Конечно, Николая Угодника! Нет такого православного дома, где бы не было его образка. А сколько храмов в его честь возведено, сколько дивных историй о его скорой и чудесной помощи записано! Однако, Николай чудотворец — святой очень древний (†IV ст.), а значит, его жизнеописание писалось и переписывалось неоднократно, и участие в том принимали очень и очень многие люди. О неточностях, которые вкрались в текст жития свт. Николая в силу указанных обстоятельств, рассказывает диакон Андрей КУРАЕВ
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=55
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 16:51 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вот так и засевается сомнение в вере в людские души.
И на всё, перед чем благоговел, начинаешь смотреть "проще"  Ошибки в житиях, ошибки в трудах святых... Что дальше?..
Правильно делала, что всегда обходила творения данного автора стороной.
|
|
|
|
 |
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 16:59 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24539
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
val_reg35
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 17:31 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 19:12 Сообщения: 1214
Возраст: 47 Откуда: Восток-Центр-СевероЗапад-далее везде:)))
Вероисповедание: иное
|
Ну, куски - не куски, а смысл не меняется. Житие свят. Николая Кураев просто приводит в качестве примера исторических неточностей, существующих не только в мирской, но и в церковной жизни.
Цитата: Вот так и засевается сомнение в вере в людские души. И на всё, перед чем благоговел, начинаешь смотреть "проще" Ошибки в житиях, ошибки в трудах святых... Что дальше?.. Думаю, на всё надо смотреть с позиции "золотой середины" - не фанатично и с непомерным трепетом вбирать в себя каждое слово, написанно в православных книгах; но и не с чрезмерной подозрительностью разбирать всё "по косточкам". Если есть какие-то исторические несоответствия - ну, что ж, разумно это признать, а не отмахиваться только потому, что та или иная книга - православная. Книги написаны людьми, а также они переписываются и перепечатываются, о чём и говорит Кураев: Цитата: Однако, Николай чудотворец — святой очень древний (†IV ст.), а значит, его жизнеописание писалось и переписывалось неоднократно, и участие в том принимали очень и очень многие люди. О неточностях, которые вкрались...
Ну, вкрались случайно, и что? надо просто выявить и исправить, а не бояться...
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 17:42 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Предчувствовала ответ о "золотой середине"
Не смогу внятно объяснить свою позицию по причине косноязычия и малого опыта духовной жизни... Суть, наверное, в этом: Цитата: Ну, вкрались случайно, и что? надо просто выявить и исправить, а не бояться...
Сдаётся, мне, что так можно далеко зайти в исправлении. Кто будет мерилом истины, коли и святые ошибаются?
Диакон Андрей Кураев?
Или Собор собирать?
Исправлять Житие Святителя Николая.
В Житии Меркурия Смоленского сказано, что он был обезглавлен на поле брани и сам нёс свою голову до ворот Смоленска. Что, тоже начнём исправлять?
Да, мне страшно, что такое вот копание в житиях (прости, Господи) может обернуться большой церковной проблемой, если не на каноническом, то на обиходно-практическом уровне.
|
|
|
|
 |
val_reg35
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 19:46 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 19:12 Сообщения: 1214
Возраст: 47 Откуда: Восток-Центр-СевероЗапад-далее везде:)))
Вероисповедание: иное
|
Дария писал(а): Сдаётся, мне, что так можно далеко зайти в исправлении. Кто будет мерилом истины, коли и святые ошибаются? Диакон Андрей Кураев? Или Собор собирать? .
Зачем собор? Речь идёт о исторической несообразности, а не о чудесах, которые тому или иному обывателю могут показаться недостоверными. Мы просто говорим о разном.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 май 2008, 20:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ой, Аня, да я Вам сама сколько угодно примеров исторической несообразности привести могу
История такая штука... Куда повернул - туда и вышло.
Исторических версий существуют тысячи - относительно одного и того же предмета. Про Ивана Грозного вон одни пишут, какой был дьявол во плоти, а другие материалы к канонизации собирают  - причём и те, и другие приводят МАССУ ФАКТОВ в доказательство. И никто никогда не разберётся, кто прав, а кто виноват. Чтобы в этом разобраться, надо жить в том времени и жить рядом с тем историческим лицом, про которого мы хотим знать правду.
Мы даже про советское время много чего не знаем по-настоящему, а тут - 4 век... А где гарантия, что эти источники, на которые ссылается о. Андрей, не лгут? Про убийство Грозным своего сына вообще папский легат выдумал, там и в хронологии ошибки грубые, а до сих пор детей в школе учат, что сыноубийство имело место. Как же! Историческое ведь свидетельство!
А про Нестора, нашего летописца, что Повесть временных лет написал, говорят некоторые историки, что выдумал он всё, а если не выдумал, то там приукрасил, сям умолчал.
Разобраться с "историческими несообразностями" до конца - всё равно что познать Вселенную.
Поэтому, по-моему, проблема не лежит в исторической плоскости вообще, потому что теперь, грубо говоря, уже не имеет значения, в каком году что там было. Уже есть традиция почитания, традиция поклонения, житие сложено - пусть и с неточностями - традиционно. А такие вот "расследования" ломают это всё. И ради чего, непонятно.
Ну уж не ради исторической правды, до которой всё равно не докопаться.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 31 май 2008, 20:16 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[23/09/2006] Юрий спрашивает:
Священник из нашей епархии (Курск) перешел в ислам и не сходит с первых полос газет. Как-то Вы мне сказали, что писать о проблемах церкви нужно, но, не переходя на личности. Я вступил в полемику. Статья апологетического характера, но без личности не обошлось. Жалею, что не посоветовался с Вами. Сомнения не в содержании, а в том, что стоило ли вообще выступать? Дай Бог вам здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Переход православного священника в ислам – эта наша общая боль и тревога. Возможно, что вашим долгом было вступить в полемику, с целью показать, что переход Сохина в ислам обусловлен вовсе не теми причинами, на которые ссылается этот апостат (отступник). Но мне кажется, что важнее другое, - задуматься, в чем виноваты мы, в чем наша слабость. А эта слабость, по моему мнению, дух рационализма, который постепенно переходит в скептицизм и разъедает веру. Человек, без правильного мистического опыта, с притупленным религиозным чувством, потерявший твердые ориентиры истины – потенциальный апостат, хотя отступничество может проявляться в разных видах, а иногда, как ни странно, во внешне благовидных формах, например, как очищение христианства через науку, а традиционное богословие через критический анализ от позднейших наслоений. В свое время у священномученика, епископа Феодора Поздеева, ректора Московской Духовной Академии, спросили: "Как вы могли поручить редактирование журнала "Богословский Вестник" декаденту Павлу Флоренскому?". Тот ответил: "Среди профессоров академии я нашел одного верующего человека – декадента Флоренского". Разумеется, эти слова нельзя понимать буквально, здесь определенная гипербола: и в дореволюционных и современных духовных школах были и имеются немало искренно верующих преподавателей и профессоров, которые подчинили свой разум Православию, а не желают подчинить Православие своему ограниченному рассудку. Но, что думать верующему, когда ему говорят, что сочинения святого Дионисия Ареопагита написал неизвестный автор, присвоивший себе апостольское имя? Что творения преподобного Макария Великого принадлежат вовсе не этому богоносному мужу, основателю монашества Нитрии и Скита, а какому-то сирийскому еретику, предположительно по имени Симеону? Что учение святого Григория Паламы это недоконченная и недоказанная доктрина, которую надо заново пересмотреть, с учетом его критиков, - то есть Варлаама, названного в богослужебных текстах "каламбрийским змеем", и Акиндина – перешедшего в католицизм. Перед именами великих подвижников и отцов Церкви ставится слово "псевдо", что значит "ложный" или "лжец". Все это основано на недоказанных предположениях, выводах инославных рационалистов; это пустые гипотезы, не имеющие под собой како либо серьезной основы, кроме протестантского стремления разрушить православное Предание. От таких псевдонаучных сальто-мортале у верующего человека теряются ориентиры. Во что же ему тогда верить? Значит Церковь – не "Столп и утверждение Истины", а конгломерат недостоверных мнений? Апостат Сохин ссылается на то, что в духовных школах проповедуются два вида веры: одна для народа, а другая для ученой элиты. В последнем случае библейские имена и факты подвергаются критике и отрицанию. Такое учение о двойственности истины и богословского языка выразил диакон Андрей Кураев в сборнике "Альфа и Омега". Там он разрешает простым верующим считать, что Моисей действительное историческое лицо, как написано в Библии (считая библейский язык субъективным восприятием действительности, как, например, движение солнца вокруг земли), а для богословской "элиты" он предлагает иметь другой "научный язык", где имя Моисея рассматривается как псевдоним неизвестного иудейского полемиста, который через Шестоднев опровергает языческую, в частности вавилонскую мифологию. Разумеется, неофит ислама Сохин, отступил от Христа вовсе не из-за вопросов о библейских лицах, или о действительном авторстве "Послания к евреям" апостола Павла. Но в этом пункте – о двойственном учении и легкомысленных ссылках на науку – к сожалению, нельзя сказать, что он лжет. Когда представители православного образования заявляют, что богословие 19-го века "мертвечина какая-то" или, что "православное богословие находилось в католическом плену в течение столетий" и святые, канонизированные Церковью, "проспали" этот плен, то может возникнуть сомнение: "Как же я могу верить в Церковь и ее учение, когда такие ошибки продолжались веками. А где гарантия, что Церковь не ошибается теперь?" Мне кажется, что это более тревожный симптом, чем переход отдельного лица, даже имеющего сан, в мусульманство. Апостол Иаков пишет, что "сомневающийся ничего не может получить от Бога". Мне кажется, что сомневающийся, может получить, только не от Бога, а от несовместимости веры с опровержением ее основ. Эта двойственность взглядов, недоверие к авторитету Церкви, могут породить мысль: "А может быть все, что учит Церковь, на самом деле не так". Если истина недостоверна, то почему тогда надо держаться Православия, и хотя бы ради экзотики не перейти в буддизм или ислам? Теперь модно строить новые теории, выступать с богословскими гипотезами и, оторвавшись от святоотеческих корней, по примеру протестантизма, порождать хаос и противоречия в богословии. Мне кажется, что этой проблемой должны заняться православные богословы, особенно священство, которое дало присягу – хранить в чистоте и неприкосновенности Православие. Здесь происходит игра с огнем. Когда-то российская интеллигенция дружно расшатывала устои империи во имя свободы, и вместо императора получила Ленина. Теперь авангардисты и модернисты дружно расшатывают традиционное богословие. Что получат они? – Об этом предупреждает нас падение Сохина.
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 01:00 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Что бы разобраться, что в житии (литературный жанр) написано в первом варианте, а что добавлено после, через 5-10 веков, нужно обратиться к историческим фактам. А на нашем уровне - открыть просто Православную энциклопедию.
Дарья, а при чем тут о.Рафаил (чуть было не написала Карелин, после Вашего "Кураев).  То, что существует не одно, а масса житий - это факт. И нечего спорить. Ведь речь об авторах житий, а не о святителе.
Кстати известная история о сажании морковок вниз ботвой, так любимая в некоторых монастырях тоталитарного типа, творение Франциска Азиского! О-па! Вот, слепое послушание, которое осуждается Святыми Отцами Православия!
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 01:19 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я выделила ширным шрифтом относящееся к теме. Ислам, собственно говоря, ни при чём. Просто архимандрит объясняет причины перехода из православия в ислам, и по-моему, это перекликается со статьёй про Святителя Николая и попыткой поправить "несообразности" в его житии.
Про исторические факты я уже писала выше.
А морковка-то при чём? 
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 01:22 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Кто-то Вам навязал мнение об о.Андрее и теперь Вы его не воспринимаете вообще. А я вот видела еще не отредактированные рукописи о.Рафаила, пришла в ужас и отказалась их верстать. И с трудом теперь воспринимаю информацию от него.
Но все это - личное. Православие значительно шире наших мнений и впечатлений. Его не уместить в рамки. Святителя Николая дети с пеленок почитают. Так что научная работа здесь только пользу принесет.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 09:44 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
Дорогая Анна! Уверяю Вас, что никто ничего мне не навязывал  Это уж точно. Я в состоянии сама сложить мнение о предмете, о котором прочитала у разных авторов.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 14:40 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
P.S. Чтобы не было недоразумений и пустых упрёков в неблагоговении, оговорюсь, что имела в виду под "предметом" исключительно предмет обсуждения - событие, явление, факт церковной жизни, истории и т.п., но не личность 
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2008, 18:44 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
А вот я как-то работала в одном православном братстве. Хорошие люди, но несколько накрененные вправо... Вот они мне и напромывали уши про о. Андрея. Какое-то время я тоже категорически не принимала его точек зрения... до тех пор, пока сама не начала читать его книги и слушать лекции.
Духовник одного близкого мне монастыря, (сегодня все больше колхозы, чем монастыри, да еще и со всем набором воздействий на сознание среднестатистической тоталитарной секты. Трудно найти монастырь с духовным устроением) вполне цитирует о. Андрея и положительно относиться к Осипову Алексею Ильичу. Так что, это только меня поддерживает.
Да и вообще, о. Андрей работает в таких направлениях Патриархии, что там какой-то деверсант просто не удержался бы. Ведь сколько вокруг корифеев! Митрополиты, епископы... Многие из них по-настоящему духовные люди.
Как быстро о. Димитрий Смирнов разглядел игумена Евмения с его альфа-курсом! Трех месяцев хватило. И уж тем паче о. Андрея и раньше бы раскусили, если бы он нечто противное Православию вещал бы.
|
|
|
|
 |
Дария
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 июн 2008, 13:36 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 14:08 Сообщения: 10049
Вероисповедание: Православный, МП
|
...Хотелось бы вернуться к теме.
AnnaOl писал(а): Что бы разобраться, что в житии (литературный жанр) написано в первом варианте, а что добавлено после, через 5-10 веков, нужно обратиться к историческим фактам
В историографии есть такое понятие как "историческая версия" относительно одного и того же факта. И все историки делятся и образуют разные направления в науке согласно принципу "я сторонник исторической версии №1 (№2, №3", и т.д.).
Поэтому "обращение к историческим фактам", как Вы понимаете, это на самом деле, обращение к конкретному историку или группе историков определённого направления. Понимаете, что я хочу сказать?
А потом выяснится лет через 10, что академик N в корне не согласен с теми исправлениями, которые внесли в житие Святителя Николая согласно "историческим фактам".
История - наука не точная, относительная. Как любая гуманитарная наука. Как то же языкознание или литературоведение - масса версий, школ, теорий - выбирай любую! 
|
|
|
|
 |
_______________
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 июн 2008, 18:44 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
Дария писал(а): ...История - наука не точная, относительная. Как любая гуманитарная наука. Как то же языкознание или литературоведение - масса версий, школ, теорий - выбирай любую! 
Не совсем так, вернее, совсем не так! История, как любая наука - а она ведь не менее наука, чем другие науки? и вовсе не тоже самое,что литературоведение!-имеет свою методологию, свои способы верификации событий, целые научные школы учат работать с источником и выявлять достоверность и т.п. и т.д. А выбирай любую - это от Фоменко, это ничего общего с наукой не имеет. И все же, зря вы, Дарья, "всегда держались в стороне" от работ о. Андрея Кураева - может, тогда и дискутировать бы не пришлось в теме. 
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 16 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |