 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Мелани
|
Заголовок сообщения: Мертвая дорога (осторожно, много картинок) Добавлено: 24 июн 2008, 12:47 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Мертвая дорога… Этот жутковатый эпитет появился в обиходе сравнительно недавно, когда об этой истории стали писать статьи, книги, рассказы. Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард-Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений - №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей.
После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В.Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас-Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.
Строительство линии началось одновременно с изысканием места для будущего порта. Через некоторое время выяснилось, что Обская губа совершенно не подходит для подобного строительства – очень малые глубины, большие ветровые сгоны и нагоны воды не позволяют построить сколько-нибудь крупный порт на ее берегах. Уже в январе 1949 года состоялось судьбоносное совещание И.В.Сталина, Л.П.Берии и Н.А.Френкеля – начальника ГУЛЖДС. На нем было принято решение свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному, и начать прокладку железной дороги длиной 1290 км. к нижнему течению Енисея, по трассе Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка, с устройством порта в Игарке. Это было закреплено постановлением №384-135сс от 29.01.1949. В дальнейшем планировалось продлить линию черед Дудинку до Норильска.
Строительное управление №502, занимавшейся прокладкой линии от ст,Чум Печорской железной дороги к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги, было упразднено, и создано два новых управления – западное №501 с базой в Салехарде, в ведении которого был участок от Лабытнанги до р.Пур, и восточное управление №503 с базой в Игарке (перенесенной позже в Ермаково), строившее дорогу от Пура до Игарки. Сосредоточение живой силы, материалов между этими строительствами распределялась примерно как 2:1.
Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи - ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.
На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Так, И.Симонова из Ташкента, работавшая в 1970-е годы инженером на изысканиях и достройке участка Надым-Уренгой, лично видела груды скелетов после размыва берегов р.Хетта, и трупы в насыпи 616-620 километров линии.
В октябре 1949 г. лед сковал Обь, а в начале ноября на него уже уложили шпалы и рельсы. Требовался смельчак, который первым испытал бы «ледянку». Среди вольнонаемных машинистов такого не оказалось. «Кто перегонит паровоз – тому вольная», приказал начальник стройки. Нашелся доброволец из заключенных, который взялся вести паровоз. Поначалу все шло хорошо, но к середине реки лед стал трещать и ломаться. Машинист выглянул из будки о обомлел – обская пучина, поглощая шпалы и рельсы, угрожающе подбиралась к паровозу. Но лед и рельсовые плети выдержали. Машинист дотянул до берега, и получил вожделенную свободу. В канун 7 ноября начальство рапортовало Сталину о новой трудовой победе на 501-й.
Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабочее-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км. главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.
Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.
После смерти И.В,Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км. дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

|
|
|
|
 |
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 12:55 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
В сети есть ссылка с текстом, но там впридачу много непристойностей, поэтому размещать не стала; скопировала текст и фотографии.
У меня худо с пространственным воображением.
Пыталась найти карту магистрали, не нашла.
Было бы здорово, найти карту или по пунктам следования нарисовать маршрут.
Я не умею
Сообщения на тему войны 22 июня и вот тех страшных 30-х годов прямым образом вплетаются в размышления о страданиях невинных людей. Кстати, оказалось последователи восточных учений крепко держатся своих представлений о карме именно потому, что христианство не объясняет причину страданий, особенно после искупительной жертвы Христа  .
|
|
|
|
 |
Павел (****)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 13:06 |
|
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 17:00 Сообщения: 961
|
|
|
|
 |
Андрей Кубань
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 14:16 |
|
Зарегистрирован: 05 июн 2008, 05:56 Сообщения: 1627
Возраст: 16
|
"Кстати, оказалось последователи восточных учений крепко держатся своих представлений о карме именно потому, что христианство не объясняет причину страданий, особенно после искупительной жертвы Христа"
На мой взгляд последователи восточных учений особенно в России это многослойный отряд со своими разукрашенными вождями. Им бы опомнится и проверить настоящие документы своих западных наставников: кто они вообще есть на самом деле.
А вообще мне думается господа вожди представители восточных учений в России как раз таки хорошо знают за ч т о и за сколько они страдают. И духовные дороги которые они прокладывают в душах обманутых людей так же ведут в никуда как и вот эта.
|
|
|
|
 |
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 14:50 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Я склонна полагать, что люди, следующие восточным учениям, просто-напросто заблуждаются.
У них в религии - насколько я сумела понять - больше логических выкладок, а логикой Бога не постигнешь.
Особенно для понимания христианского Бога - Который Сына на смерть послал и вообще много нелогичных поступков содеял с т.зр.обычного плотского разумения Логика тут - та самая мертвая дорога.
Вопрос о смысле страданий невинных людей остается.
Тутачки в одном разговоре целая бойня случилась о незаконно рожденных детях - имеют ли они право на существование, право на признание родителями, право хотя бы знать кто их отец. Или раз угораздило родиться вне брака - пусть выживают-маятся как хотят, выгнать их вон из жизни если не физически (аборта не случилось) то эмоционально - ублюдок, бистрюк и т.д.
Кстати, в Царской России - времени, которое так приятно идеализировать современному православному сознанию - г-ном Бецким Иваном Ивановичем (незаконнорожденным сыном Трубецкого, как видно по кусочку отцовской фамилии) был создан Воспитательный дом для незаконнорожденных и отверженных детей-сирот. Детям давали блестящее образование, впоследствии они составляли цвет русской нации - бухгалтера, домашние учителя, ученые, медики. Т.е у государства не было лишних детей - вероятно, потому, что в сознании людей тогдашнего времени не существовало понятия "побочный продукт человеческих отношений"?... Т.е. было уважение к святости ЖИЗНИ? Конечно, это совсем другая история, но по-моему заслуживающая внимания неравнодушного христианского сердца.
Мне кажется сама тема напрасных человеческих страданий (хоть кого - выброшенных на помойку человеческих судеб деток, или умученных взрослых - на войне, в лагерях, или вот на таких мертвых дорогах) небезынтересна и многое проявляет в христианском мировоззрении.
Павел, спасибо за карту - вдоль и попрёк рассмотрела, пока нашла  .
Теперь на топографической карте буду искать.
Стройка 501 и стройка 503 - как бы два разных куска мертвой дороги, на карте отмечены тёмно-желтым цветом. Вероятно, целиком (одной линией) её так и не достроили?...
|
|
|
|
 |
Андрей Кубань
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 15:12 |
|
Зарегистрирован: 05 июн 2008, 05:56 Сообщения: 1627
Возраст: 16
|
Опять вспомнился отрывок из романа Достоевского "Идиот" история с "сыном Павлищева".
иными словами, как Вы считаете, уместно ли и по отношению к России например п р и в е с т и таких же ( незаконнорожденных ) детей этого современного времени, и сказать вот и они имеют право на наследство? Учитывая всех от кого бы они не родились на территории России? Вот недавно мы видели как требовали свои права афрофранцузы. Но что же мы им дадим если наши недра нам самим даже не принадлежат? Простите это всего лишь просто вопрос, детей я люблю.
|
|
|
|
 |
Павел (****)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 15:45 |
|
Зарегистрирован: 10 мар 2005, 17:00 Сообщения: 961
|
Там в левом верхнем углу - легенда. Тёмно-жёлтый - дороги выведенные из эксплуатации (заброшенные). Участок между жёлтыми кусками по всей видимости используется.
|
|
|
|
 |
Вера_К
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2008, 16:02 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 21 май 2006, 15:57 Сообщения: 374
Возраст: 46 Откуда: Москва
|
Сейчас опять строят, я правда не знаю по тому же маршруту или нет, у меня ссылка не открылась.
|
|
|
|
 |
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 июн 2008, 00:14 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17741
Вероисповедание: Православный, МП
|
Новый Уренгой - Пангоды, Новый Уренгой - Ямбург - кажется, ведомственные линии.
Кстати, можно вспомнить ещё про одну "стройку века" - Апатиты- Иоканьга в мурманской обл.
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
 |
Вера_К
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 июн 2008, 09:29 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 21 май 2006, 15:57 Сообщения: 374
Возраст: 46 Откуда: Москва
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |