«ЕСЛИ КОМУ СЛУЧИТСЯ УМЕРЕТЬ ВО ВРАЖДЕ…»
Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского
Блаженный Тит, инок Печерскаго монастыря, почтенный саном пресвитера, был наставлен на подвиги, достойные вечного блаженства, следующим обстоятельством: у него был брат не по плоти, а по духу, черноризец того же монастыря по имени Евагрий, по сану диакон. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков, так что все дивились их единодушию и взаимной любви.
Но ненавидящий всякое добро диавол, обыкший сеять плевелы среди пшеницы, и между ними посеял вражду. Гневом и ненавистью он так омрачил их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лице, и поэтому всячески старались избегать один другого. Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив. В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже дерзали возносить Божественные Дары и причащаться их, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Много раз просила их братия примириться, но они даже слышать не хотели.
Однажды, по Божиему смотрению, случилось преподобному Титу так сильно захворать, что он уже не думал остаться в живых. Тогда он горько стал плакать о своем прегрешении и смиренно послал к диакону Евагрию сказать ему:
– Прости меня, брать, ради Господа, за то, что я оскорбил тебя гневом своим.
Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его и даже проклинать. Однако братия, увидев, что Тит уже умирает, силою привели к нему Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами:
– Прости меня, отче, и благослови!
Но немилостивый и безчеловечный Евагрий отвратился от брата и пред всеми сказал полные ненависти слова:
– Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!
Сказав cиe, он вырвался из рук братии и упал. Иноки хотели поднять его, и нашли его мертвым. Они не могли ни сложить ему рук, ни затворить уст, ни закрыть очей – словно он умер давно. В это же время блаженный Тит встал совершенно здоровым, как будто бы никогда не болел.
Bсe ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцеление другого. Они начали спрашивать блаженного пресвитера Тита, чтобы это значило? Блаженный Тит поведал им то, что ему было открыто о сем свыше:
– Во время болезни, я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостиваго ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мертвым. Тот же ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел.
Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Они погребли его, но не могли сложить ему руки и закрыть глаза и уста. Сами же особенно стали блюстись гнева, прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Господни: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду. Также и святый Ефрем Сирин сказал: «Если кому случится умереть в вражде, то таковаго ожидает неумолимый суд». И можно было сказать тогда о вразумленной братии: мир мног любящим закон твои (Господи).
Но особенно сам пресвитер Тит, видя, как за примирение со своим братом он получил примирение с Богом и был избавлен от смерти не только телесной, но и душевной, с сего времени даже и не думал гневаться на кого либо, но, отбросив гнев, приобрел постоянную любовь к братии, которая, как корень мира, есть союз совершенства, она исходит от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя, она долготерпит, милосердствует, не завидит, содержит в себе все добродетели и – особенно: пост, целомудрие, постоянную молитву.
Принося безкровную жертву, пресвитер Тит исполнял и следующее Евангельское слово: еже любите ближнего яко себе, более есть всех всесожжений и жертв. Он стяжал себе столь невозмутимый мир, что, пылая чувством совершенной любви, не мог, скорбя, сказать: несть мира в костех моих от лица грех моих. Совершенный мир души сего постника был таков что на нем истинно исполнилось изречение апостола: несть Царство Божие брашно и питие, но правда и мир. Посему и на небеси блаженный Тит удостоился получить упокоение, стремясь к которому, он после многих трудов и подвигов отошел к Господу.
Святое тело его почивает в одной из печерских пещер, полной святых, как дольнее небо, духом же он присутствует, на небе, куда вознесен руками явившихся ему ангелов.
«Жития святых». Святитель Димитрий Ростовский
http://www.rusfront.ru/index-4.html