|  | 
|  | Православный форум Доброе слово | Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |  |  
	
	
		|     | Страница 1 из 1 
 | [ Сообщений: 7 ] |  |  
	
	
		|  |  
			| Автор | Сообщение |  
	
		| Северянка | 
			
			
				|  Заголовок сообщения: К вопросу о изображении светских лиц на иконах   Добавлено:  13 окт 2006, 02:27  |  |  
		| 
			
			| мне тут понравилось |  |  |  Зарегистрирован: 28 май 2005, 00:44
 Сообщения: 341
 
 Откуда: Финляндия, Хельсинки
 | 
			
				| Периодически у прихожан, приходящих в мастерскую, возникает вопрос, выраженный в заголовке темы. Я затрудняюсь как-то оценить эти портретные реминисценции в иконописи. Может, у вас имеется мнение на этот счёт?
 В преддверии замечательного праздника Покрова Пресвятой Богородицы предлагаю иконографическую зарисовку, которая может послужить словесной иллюстрацией к сабжу...
 
 О казацком типе икон Покрова.
 По своей форме и сюжету этот тип икон восходит к традиции ктиторских изображений. Издавна на фресках, мозаиках, моленных иконах изображались молящиеся донаторы или донаторы, приносящие к стопам Христа и Богоматери построенный ими храм или монастырь (в уменьшенном виде).
 В самом типе изображения Богоматери ясно прослеживается связь с западной иконографией Девы Марии Misericordia (Милосердная).  Например, на барочной иконе Богуславской из села Дешки под Киевом, относящейся к I половине XVII в., изображена Богородица с короной на главе (что однозначно указывает на западное влияние), которая прикрывает накинутым на плечи мафорием коленопреклонённых богомольцев. Среди них царь в зубчатой короне, лицом напоминающий Алексея Михайловича. Рядом с ним гетман Богдан Хмельницкий в головном уборе с перьями и две женщины. По левую руку изображен знаменитый церковный деятель Малороссии, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, ещё архиерей и один монах. На других подобных иконах видна уже выработанная закономерность: группа молящихся состоит из двух частей - светских лиц разного звания (в основном, разумеется, высших слоёв) и духовенства. Такой "портретный" тип барочной иконы в дальнейшем характерен только для запада Малороссии. На Левобережной Украине он не привился.
 
 Собственно, сама иконография византийско-русского Покрова дала нечаянный повод для увековечивания если не личности донаторов, то фиксации их доброделания. Ещё в процессе становления покровской иконографии грекоруссие иконописцы  стали размещать в пространстве иконы вместе со святыми ещё и царствующих особ (императоров, императриц), патриарха, клирошан, богомольцев. Идея эта не нова. Ктиторские портреты выполнялись очевидно уже после эдикта Константина Великого в первые времена строительства христианских храмов. Однако архетипом украинской казацкой иконографии Покрова послужила по всей видимости московская гравюра-панегирик 1693 г. Она была заказана по случаю примирения между патриархом Адрианом и Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским после спора из-за тонкостей  догматики. По описанию там были изображены цари Иоанн и Петр, царевич Алексей, примирившиеся патриарх и митрополит. Над всей группой, под куполом - Богоматерь с покровом в облаках.
 
 Отличительной чертой казацких Покровов начала XVII в. является их стиль - барокко. Изображения имеют прямую перспективу, вместо стилизованной грекорусской архитектуры - малоросские храмы с пышным интерьером. В сюжете видно стремление художника резко подчеркнуть деление Церкви на "земную" и "небесную". "Небесная" сохраняет иконописные черты и представляет Богоматерь с покровом в руках (московский тип) в окружении сонма святых. "Земная" часть отличается "фряжским", живоподобным, реалистическим письмом. На ней бывают изображены архиереи, цари с царицами, гетман, казацкие старшины, их жены, ктитор, заказчики иконы, монахи. Например, Т.Г.Шевченко описывает запрестольный образ из Покровской церкви г.Переяславля: "В этой церкви хранится замечательная историческая картина, кисти, можно думать, Матвеева, если не иностранца какого. Картина разделена на две части: вверху - Покров Пресвятой Богородицы, а внизу петр Первый с императрицей Екатериной, а вокруг их все знаменитые сподвижники его. В том числе и гетман Мазепа, и ктитор храма во всех своих регалиях."  Существует реподукция этой "картины", где видно, что справа от Романа Сладкопевца стоит группа, возглавляемая Петром I в доспехах. На голове у русского царя корона западноевропейского образца. Рядом с ним императрица Екатерина в декольторованном платье и с веером в руках. За императоской четой стоят гетман Мазепа в горностаевой мантии и строитель храма, племянник Мазепы, переяславский полковник И.Мирович. Сбоку от императрицы придворные дамы. Слева от преп.Романа группу возглавляет влиятельный архиерей петровского времени Феофан Прокопович.
 
 Ярким примером казацкого барочного Покрова я вляется образ из села Сулимовка Полтавской области. Католические влияния отражены здесь в типе венчания - парящие ангелы держат над головой стоящей на облаке Богоматери европейскую корону.
 Со 2-й половины XVIII в. вместо конкретных лиц за фигурой царя стали изображать казаков и казачек в национальных нарядах. Например, в фондах Черниговского художественного музея есть  двусторонняя икона "Покров Богородицы. Распятие", которая принадлежит к иконам казацкого типа. В основе сюжета лежит предание о защите Богородицей Почаевского монастыря от турок. На иконе изображенный царь Алексей Михайлович и казаки с характерными прическами - селедками. Найденная под Бахмачем, эта икона - единственный образец икон такого типа на Черниговщине.
 
 Литература:
 Белецкий П.А. Украинская портретная живопись XVII-XVIII в., Л. 1981.
 _________________
 "Я христианства пью холодный горный воздух..."
 О.Мандельштам
 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| Архивариус | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  13 окт 2006, 11:03  |  |  
		| 
			
			| вы меня уже узнаете? |  |  |  Зарегистрирован: 17 май 2006, 13:57
 Сообщения: 91
 
 | 
			
				| Спасибо, как всегда интересно. А ссылки на саму книгу или другую литературу по этому вопросу нет наверно? Интересно увидеть было бы этот путь, которым итальянское возрождение попало на берега  Харола и Псела. Слова Полтава и Бахмач просто ласкают мой слух. Буду там следующим летом, вспомню об этой теме, что-нибудь может удастся увидеть.
 Моих скудных знаний по истории искусства хватило только на то, чтобы визуально вспомнить картину, виденную в хорошей книге, точнее фреску, где у Распятия изображены заказчики, мужчина и женщина. Нашел ее, оказывается это раннее Возрождение, начало 15 века, Флоренция, Мазаччо, «Троица», фреска из алтаря храма Санта Мария Новелла. Вот ее можно увидеть и немного о художнике http://renessans.h12.ru/Italy/Mazacho/Mazacho.htm  . А в книге  говорится, что как раз в это время раннего Кватроченто, разработано учение о линейной перспективе, и Мазаччо, хотя прожил всего 27 лет, был одним из его основных открывателей.
 А по поводу фигур светских людей,  лучше приведу  небольшую цитату из книги: «Засуживают внимания погруженные в созерцание фигуры заказчиков. Это исполненные строгого гуманизма портреты людей, сознающих свое место в истории. Цветовой контраст выделяет пирамидальный объем каждой фигуры, ритмически подчеркнутый струением складок одежды. Они – часть архитектоники творения. Психологически тонко переданы возраст, пол, характер, социальное положение, выразительны профили и руки персонажей. Лица и позы Девы Марии и апостола Иоанна,, стоящих вблизи Распятия, гораздо менее характерны. Это образы Бытия, идей, веры, индивидуальность здесь значения не имеет. Немного найдется произведений искусства, где в созданном человеческим интеллектом по законам веры и разума построении так строго и четко показано соотношение человеческого и божественного начал».
 Значит в Малороссию прямая перспектива, арки с колоннами и светские персонажи в священных сюжетах попали из раннего флорентийского Возрождения, через возможно, какие-то барочные посредничества? Татьяна, русская душою, так ли это?
 Или это только дилетантские бредни?_________________
 Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог. 1472 год
 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| Кирилл | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  13 окт 2006, 11:39  |  |  
		| 
			
			| я просто здесь живу :) |  |  |  Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
 Сообщения: 2655
 
 Возраст: 39
 Откуда: Санкт-Петербург
 Вероисповедание: Православный, МП
 | 
			
				|     Император Юстиниан и императрица Феодора со свитой.
 На этих образах показаны светские, не канонизированные лица(солдаты, вельможи, придворные дамы)._________________
 "Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)
 
 Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!
 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| 1s1 | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  13 окт 2006, 11:59  |  |  
		| Заблокирован(а)
 Зарегистрирован: 02 дек 2004, 17:43
 Сообщения: 6369
 
 Возраст: 54
 Откуда: Московская область
 Вероисповедание: Православный, МП
 | 
			
				| В Черногории в монастыре Острог (да и не только) тоже есть фрески с изображением светских лиц, мало того - еще в современной одежде. Фрески посвящены современным чудесам св. Василия Острожского 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| Архивариус | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  13 окт 2006, 12:57  |  |  
		| 
			
			| вы меня уже узнаете? |  |  |  Зарегистрирован: 17 май 2006, 13:57
 Сообщения: 91
 
 | 
			
				| Интересные примеры. Хотелось бы только более полных комментариев. Замечательную Византию привел Кирилл. Вот что про нее написано в моей книге по искусству. Это великолепная мозаика из храма Святой Софии  в Константинополе, восстановленного с большим размахом после пожара 532 года. В нартексе (так в книге написано) – мозаика, на которой изображены Константин, преподносящий Деве Марии новый город – Константинополь, и Юстиниан с подношением нового храма. Сейчас находятся в Равенна, Сан Витале. У меня кстати цветовая гамма мозаик выглядит совсем по другому, например щит слева от императора – зеленый малахит, а плащ справа – глиняная охра. Печать в книге очень хорошая, неужели настолько искажает цвет? Надо съездить в Равенну, самому посмотреть.    Византийское искусство начиная с 5-го века в течении почти тысячи лет очень мало менялось. То есть эти же и подобные мозаики видели руссы, спускаясь на лодках к Константинополю из Новгорода и Киева. По возвращении их князья привезли принципы византийского искусства, которые получили вторую жизнь на Руси.
 Но здесь конечно нет прямой перспективы. Мне эти мозаики по стилю больше напоминают барельефы.
 А в Черногории тоже наверно византийский художественный язык очень сильный. На форуме вроде были фотографии. Хорошо бы набрать побольше материала по всем этим вопросам, а потом чтобы кто-то обобщил (подозреваю, что это может быть Северянка     )._________________
 Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог. 1472 год
 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| р.Б.Виктор | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  13 окт 2006, 20:22  |  |  
		| 
			
			| я просто здесь живу :) |  |  |  Зарегистрирован: 09 сен 2006, 20:03
 Сообщения: 1746
 
 Откуда: Рублёво-Успенское
 | 
			
				| с назидательной целью на иконах часто изображены исторические события,где несвятых лиц всегда изображено в преизбытке..молимся святым,а у них округ главы нимб прописан.. _________________
 Если придется тебе задавать вопрос или отвечать кому-либо, делай это доброжелательно, с любовью духовной и с истинным смирением, без лености и не обижая ближнего. Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем... (преп. Нил Сорский)
 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  
	
		| Бывший о4карик | 
			
			
				|  Заголовок сообщения:    Добавлено:  15 окт 2006, 21:44  |  |  
		| 
			
			| мне тут понравилось |  |  |  Зарегистрирован: 17 июл 2006, 20:51
 Сообщения: 253
 
 Возраст: 46
 Откуда: Кострома
 | 
			
				| в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме есть фреска с изображением Михаила Романова и Алексея Михайловича с нимбами вокруг голов,хотя он и не канонизированы, символизирует это святость царской власти. 
 
 |  |  
		|  |   |  |  |  |  |  
	
		|     | Страница 1 из 1 
 | [ Сообщений: 7 ] |  |  Информация о пользователях форума
	| Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |  |  | 
	|  |  | Вы не можете начинать темыВы не можете отвечать на сообщения
 Вы не можете редактировать свои сообщения
 Вы не можете удалять свои сообщения
 
 |    |  |