О необходимости исправления человеком себя по заповедям Божиим.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.»(Мф.5,8) «Отойдите от Меня, делающие беззаконие.»(Мф.7,23) «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный, мерзости и лжи.»(Отк.21,27) «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»(Мф.3,10)
К чему необходимо стремиться в своей христианской жизни и покаянии человеку, чтобы получить Царство Небесное, а не попасть ад? Ответ на этот вопрос даёт нам заповедь Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(Мф.5,8). Бог пребывает в Царствии Своём Небесном, где приготовлены обители и для человека, для людей, которые удостоятся туда вселиться по окончании своей жизни земной: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много…»(Иоан.14.1,2). Преподобный авва Моисей говорил: «конец нашего обета есть Царство Божие, а назначение наше, т.е. цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть оного конца....» (Собес.1, гл.4). И апостол Павел утверждает, что конец нашего обета есть жизнь вечная, говоря: «плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная»(Рим.6,22). А цель наша есть чистота сердца, которую он справедливо называет святостью. Он как бы так сказал другими словами: цель ваша в чистоте сердца, а конец жизнь вечная…(Собес.1, гл.5). Когда диавол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствововать, то основывается в нас царство Божие, как говорится в Евангелии: «Не придёт царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот там. Ибо царствие Божие внутрь вас»(Лк.17.20,21). А внутри нас не что иное может быть, как знание или неведение истины, и любовь к порокам и добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство или диаволу, или Христу. Качество этого царства описывает и апостол, говоря: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе»(Рим.14. 17). Итак, если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием. И напротив которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в Царстве диавола, в аде и смерти (Собес.1,гл.13)... Ибо как в царство диавола вступают через совершение пороков, так царство Божие приобретается в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием. А где царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство диавола, там, без сомнения, смерть и ад.»(Собес.1, гл.14.) (Прп.Иоанн Кассиан Римлянин.) По естеству души мы есть образ и подобие Божие и сотворены Богом для жизни в Царствии Небесном. И туда попадают только те, которые в сердце своём соответствуют Ему и жили ради Него по заповедям Божиим. Но человек сам по себе в Царство Небесное по своей воле не может попасть. Решает это Суд Божий, который проходит всякий человек для определения своей дальнейшей участи. И первое, что судится в человеке, – это чистота души и сердца от страстей, т.е. насколько душа человека соответствует Царствию Небесному и достойна ли она получить такую награду, как вечная жизнь в раю. И если душа полна страстей и умерла без покаяния, то она не наследует вечной жизни и Царствия Небесного. Это исключено, т.к. Сам Господь Иисус Христос сказал в Евангелии Своём: «Не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи»(Отк.24,27). «Ничто нечистое...» – это про наше сердце, ибо сказано также Господом:«Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека»(Мк.7,20-23). Это сказано про страсти и разврат души. «Нечистое...» – это про страсти. «Никто преданный мерзости и лжи...» – это про грехи. «Преданный… лжи» – это про лицемерие в жизни и покаянии, когда каемся за грехи и страсти свои, а не исправляем ни себя, ни жизни своей. Здесь проявляется наше отношение к Богу, как насмешка над Ним. Но от грехов можно очиститься, исповедовав их на исповеди у священника, а от страстей через исповедь не очистишься. К тому же страсти являются и источником наших грехов и развратных дел, которые Господь Бог называет мерзостью (хотя и страсти – это тоже мерзость). Страсти оскверняют душу человеческую, извращают и изменяют её, меняют её естественное состояние, т.е. природу (не естество), устроение, и не дают нам приносить добрые плоды жизни ради Бога. Как же нечистая, уродливая от разврата страстями и развращённая грехом жизни душа может попасть и находиться в святом месте? Как она сможет там жить святой жизнью? Есть Истина жизни, Которая есть Бог Творец, Который запрещает всякий грех, всякую страсть и разврат. Есть законы Божии, которые даны нам для правильной жизни. Закон Божий – это заповеди, правила, нормы и установления Божии, по которым человеку необходимо воспитать себя, образовывая свою душу, научиться христианскому поведению и образу жизни в человеческом обществе и по отношению к Богу для жизни, которую определил Бог человеку, давая Своё подобие душе его (Быт.1.27,28) при творении. В них, в заповедях Божиих, истина быта человеческого (не путать с бытием. Истина бытия человеческого в Боге) и нравственные основы жизни. А нравственным основанием для человеческой души является её подобие Божие. Законы и заповеди Божии, заповеди Христовы именно и даны для того, чтобы нам правильно вырастить душу свою для истинной жизни. Истина же жизни нашей в Боге. Поэтому и необходимо человеку исправлять себя через очищение сердца от страстей, что грехи, страсти и разврат души запрещены Богом и подверженный им вечной жизни в Царствии Небесном Бога–Отца не наследует. Страсти извращают и изменяют душу и делают несоответствующей Царствию Божию, неспособной к жизни в нём. В душе должны царствовать Истина и заповеди Божии. Но чтобы открыть им дорогу в сердце, необходимо очистить сердце от страстей, т.е. исправиться человеку. Ибо, когда душа заполнена чем-либо, то другое в неё не вместится, потому что двумя делами, двумя жизнями душа жить не может. Добро же, попав в злую душу, извращается и, соединяясь со злом, перестает быть добром. Потому заповедям любви злому сердцу научиться невозможно, если не исцелить душу от зла. Любовь и зло совместить невозможно: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»(Мф.7.17,18). И если человек не исправит себя, то он никогда не сможет приносить добрых плодов любви, благочестия и христианской добродетели, а «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь»(Мф.7,19). Исправление себя через исцеление души от грехов и страстей есть «достойный плод покаяния»(Мф.3.8), к которому и необходимо стремиться каждому христианину. В исправлении себя человеком по заповедям Христовым, по заповедям Божиим, есть главный смысл спасения души, главное дело спасения души. Исправление себя человеком необходимо, чтобы не только очистить сердце от страстей, но и научиться жить по заповедям Божиим, т.е. в безгрешии, в вере в Бога, в любви к Богу и к ближнему. Нечистой от страстей душе не помогут ни добрые дела, ни молитвы, а порой и покаяние (если оно было лицемерное): «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов»(Мф.13,47-50). Еще сказано Богом для нас: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят, Господь Бог ваш»(Лев.20,26). «И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. Не бесчестите святого имени Моего» (Лев.22.31,32). «Итак будьте святы, потому что Я свят»(Лев.11,45). Апостол пишет в своем послании: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим.6,16). О тех, кто исправил себя и встал на путь жизни по заповедям Божиим, апостол Павел пишет: «Но ныне, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим.6.22,23). Главное в спасении души – не «подвиг» жизни ради Бога, а чистота сердечная от страстей. Брань со страстями – это крест спасения души и сопутствует исцелению души от страстей. Так было со св. прп. Марией Египетской и со всеми святыми тоже. Этот крест подаётся Богом человеку. Очищение сердца от страстей – это и есть главный труд и «подвиг» жизни христианина. А сам труд есть труд покаяния перед Богом, за который Бог и милует человека и спасает. Суть этого труда в несении человеком креста спасения души, которое (несение) и есть исправление человеком себя самого с Божией помощью через покаяние и брань со страстями. «Подвиги» же жизни – это, как Бог подаст. Это, как получится. При нашей развращенности души страстями самолюбия, гордости и безумия подвиги молитвы, поста и т.д., чем исцеляются страсти, противопоказаны. Для нас остался один только путь – покаяние, покаяние и ещё раз покаяние пред Богом. Ради этого покаяния, – глубокого, сердечного, выстраданного, влекущего к отречению от греха и исправлению себя человеком, и подаются брани со страстями и скорби жизни. Не достойны мы лучших дорог, поэтому Бог так с нами и поступает.
Покаяние – единственно верный путь исправления человека.
Исправление себя означает не только прекратить зло (грех), но и перевоспитать душу, чтобы сделать её Христианкой, т.е. христианс-кой по духу, исходя из заповедей Христовых . ИСПРАВЛЕНИЕ СЕБЯ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ДУШИ - ЭТО ЗАКОН ДУХОВНЫЙ.
Душа, нечистая от грехов и страстей, не покаявшаяся за грехи свои и не исправившая свои пороки (страсти), Царствие Божие не наследует и жизни вечной не получает. Человек изгоняется в ад, если не исправит себя.
|