В родительскую субботу услышала на проповеди слова: «мы не смогли простить некоторых людей при жизни, так давайте хотя бы простим их после их смерти». Слова зацепили и не выходят из головы.
В детстве мы имеем очень сильное, яркое чувство справедливости. Если на наших глазах происходит несправедливость – мы готовы были рыдать до хрипоты, до такой степени, что лицо становилось багровым, до колик в животе… Наверное, многие себя помнят в детстве.
Потом мы повзрослели. Сделали для себя выводы.
Если кто-то со мной поступает не так, как мне хотелось бы, я себе говорю: «Так. Успокойся. А ты-то сама окружающим много заботы уделяешь?! Вот-вот! А от других требуешь нереального. В твоих силах, Розочка, лишь осторожно сказать, дать понять, какого ты хочешь отношения к себе от ближних. Изменят после этого отношение к тебе ближние – считай, что тебе повезло. Не изменят – так они тебе не «мамочка с папочкой», чтобы быть чем-то обязанными.
И твоих силах, Розочка, самой сделать кому-то что-то хорошее.
Вот такие суровые выводы.
Ну хотя бы отвлечься, переключить свое внимание на хорошее и прекрасное в жизни. У нас ведь даже этого не получается!!! Сидим, идут годы со времени обиды. Нет, уговорам, рассудку, рациональным доказательствам наше сердце не подчиняется. И с трудом мы переключаем внимание на прекрасное.
Наш внутренний ребенок кричит нам: «Это же было тогда несправедливо! Несправедливо! Страшно несправедливо». Эх, взять бы сковородку потяжелее, да как размахнуться бы на обидчиков! Да только на кого замахиваться-то? ? Бог их давно к Себе забрал...
Знаете, кажется, мы как полураздавленные дождевые червяки, ползущие по дороге. Плохо медленно, но все же, слава Богу, ползем. Ну куда уж нам до слов «простить сильно насоливших нам»!?
Это все я к тому написала, что может быть нельзя в проповедях категорично требовать с людей милосердия? ПРИЗЫВАТЬ, НО НЕ ТРЕБОВАТЬ! Знаете, та проповедь слушалась очень тяжело. Поставили в тупик, прижали к стенке.
Мы итак раздавлены, итак еле-еле ползем, а от нас требуют, что мы побежали…
Мне кажется, что в проповедях лучше делать акцент на то, что Церковь – это сокровищница, что Церковь нам дает, и это нужно брать, хватать (на лету, так как маленькие дети схватывают знания и умения), пользоваться, а не равнодушно и скучающим взором смотреть и проходить мимо.
Да, хорошо прощать обиды! Но это уже Небо, это уже на уровне полета бабочки! А мы ж червяки пока, да еще и с отдавленными хвостами, ну что вы от нас хотите?
И надо говорить о том, что если мы будем не пренебрегать и пользоваться тем, что дает нам Церковь, мы сможем постепенно вырасти до уровня бабочки.
Может быть, я не права?
ПРОСТИТЕ, БАТЮШКИ, ЕСЛИ КОГО ОБИДЕЛА. Я пишу здесь не с целью кого-то обидеть, а целью разобраться в жизни.
_________________ Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и \...\ сказали Ему: \...\ Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? \…\ Он сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень… (Ин. 8;3-7)
|