| "Труд" № 220 за 28.11.2006  
 ОБМЕН ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ
 
 СЕГОДНЯ У ПРАВОСЛАВНЫХ НАЧИНАЕТСЯ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
 
 - По каким именно дням теперь можно есть рыбу, а по каким - масло? - А еще говорят, что в какие-то дни во время поста разрешается выпить вина, правда ли? - Если в состав пирога входят яйца и сливочное масло, грешно его есть? - Как быть с соей - она считается постной или скоромной пищей, если по вкусу как мясо? Такими вопросами донимают священников перед началом очередного поста. Таким проблемам посвящают в эти дни многие публикации. Кому-то кажется, что так можно приблизиться к Церкви, к Богу.
 
 Но это, увы, совсем другое направление. Дотошное изучение рецептуры постного стола, как правило, отвлекает от смысла самого поста.
 
 А ведь у каждого из четырех многодневных постов года свой и очень важный для верующего человека смысл.
 
 И своя тайна.
 
 Может быть, Рождественский пост, как никакой другой, способен нас подвести к одной из величайших тайн. К самому удивительному чуду. Помочь стать участником этого чуда.
 
 Богословы объясняют, что этот пост нам дается для того, чтобы правильно подготовиться к Рождеству Христову, к Боговоплощению. Речь, конечно, не о правилах питания.
 
 А о том, что в этом событии есть место для каждого из нас лично. И о том, что Рождество Христа может стать фактом нашей индивидуальной биографии, нашим вторым, духовным рождением. Даже более важным, чем первое.
 
 По выражению святого Ефрема Сирина, в Боговоплощении происходит "обмен" между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое божество. Происходит обожение человека.
 
 Какого человека имеет в виду Ефрем Сирин? Да любого из нас, кто приходит к вере.
 
 Другой святой - Ириней Лионский сказал: "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими".
 
 И опять же речь не только о евангельских событиях, но и о буквально сегодняшних днях. О возможности, которую в очередной раз открывает Рождественский пост.
 
 Недавно мы беседовали об этом с епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым).
 
 - Именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества, - сказал он. - Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Величайшее чудо Боговоплощения - в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле - лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему. Так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. Именно так - внезапно и неожиданно - вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.
 __________________________________
 Коновалов Валерий обозреватель "Труда"
 _________________
 "Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)
 
 
 |