hlukhi писал(а):
Есть ли у животных душа? Можно ли или нужно ли за них молиться?
Душа у них есть -животная и умирает вместе с телом, но главное у них нет личности. Именно личность, дарованная Богом человку, является в нем уникальным началом, она формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Личность понимается как активное начало, несводимое к природе и владеющая природой тела-души-духа, как инаковость (по отношению к природе) самосознания, проявляющаяся в форме “Я”. После смерти человеческая душа сохраняет индивидуальные качества данного человека, его личность, самосознание; тело это не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество.
«В душе и после разлучения с телом остаются некие знаки... соединения, ведь узнали богатый и Лазарь (друг друга) в раю. На душе остается как бы отпечаток (тела), и во время обновления она опять примет на себя это (тело)» свт. Григорий Нисский, цитата по игумену Илариону (Алфеев)
http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/a ... -all.shtmlЦитата:
Сегодня большинство людей понимают слово "душа" скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле. Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент-нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа-нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом "в мир иной". Но это не библейское понимание души. Переводчики Ветхого Завета на греческий язык передали словом psyche (душа) стоящее в оригинале еврейское nephesch, имеющее несколько значений. "Душой" по-еврейски называлось любое живое существо, любое животное, хотя в основном Священное Писание употребляет это слово применительно к человеку. Здесь понятие души выражает способ проявления жизни в человеке; оно не относится к одной лишь духовной части человеческого существа в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась. Душа не просто обитает в теле, но выражает себя через тело, ибо оно-его плоть, сердце, другие органы-также соотнесено с нашим "я", с нашим образом бытия. "Душа" означает то же, что и "человек", "некто", поскольку она есть печать жизни как во внешних, так и внутренних ее проявлениях. Однако если душа является признаком жизни, из этого вовсе не следует, что она представляет собой исток или причину жизни, как верили древние греки, Она скорее носитель жизни. … Отцы Церкви, комментировавшие Священное Писание, отнеслись с полным уважением к многозначности слова "душа" и не пытались свести его лишь к одному из множества значений. Они рассматривали душу и тело как два различных, но взаимосвязанных способа проявления образа Божия в человеке...
Христос Янарас. ВЕРА ЦЕРКВИ