 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 14:06 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
Максим Исаев писал(а): Это как раз аргумент, потому что речь идёт не о регалиях, а о дате выхода спорной книги "Посмертная жизнь души" и о датах после её издания, которые говорят, что Проф Осипова не изгнали за ересь, а оставили преподавать в МДА. Это первое. Да с какой стати его нужно изгонять или предавать анафеме??? У нас общество очень нынче толерантно, отсюда выводы- ваш аргумент не о чем не говрит. Не увольнение с работы - не есть перемена ума г-на Осипова в сторону истины. Цитата: Второй аргумент. ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ Издание пятое, исправленное и дополненное.
А.И. Осипов. ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ. М.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Старый баян, под этим грифом проходит очень много книг с разным содержанием, порой ого- го каким. Главное не одобрение , главное содержание - вот это аргумент! Цитата: Если и это для Вас не аргументы, то... здесь уже вопрос (который мы часто игнорируем из-за нашей любви к себе, своему мнению, самости) - церковной дисциплины. Если её не прививать вместе с уровнем знаний, то будет то, что написала Маринушка (обратите внимание какую опасность она обозначила). О как  , ради малопонятной "дисциплины" мы должны соглашаться с откровенной ересью?? Щаз три раза... 
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 14:08 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22888
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Ответ председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия:
Вопрос — Ваше Высокопреосвященство, владыка. На огласительных беседах перед Крещением, когда заходит речь о Страшном Суде и вечных муках, некоторые из тех, кто пришли послушать, задают вопрос, на который я затрудняюсь ответить. Вопрос следующий: «Вы говорите о вечных муках для грешников, а профессор Осипов по телеканалу "Союз" говорит, что это не так, что Господь всех помилует». Православный катехизис говорит одно, Осипов — противоположное. И авторитет Осипова оказывается больше в глазах людей, которые хотят покреститься. Владыка, что отвечать, как быть? По моему мнению, все учение Осипова противоречит догматам веры. Он же настраивает против крещения младенцев. И случаются разногласия с людьми, которые смотрят Осипова по телевизору. Вот такая проблема. Как быть? (Даниил, Украина)
Ответ — А.И. Осипов развивает не еретическое, а частное богословское мнение о всеобщем спасении святителя Григория Нисского. Его учение не было анафематствовано, хотя и не было принято и Восточными, и Западной Православными Церквями. Именно поэтому святитель Григорий не был включен в чин «Вселенских великих учителей». Присутствовало сходное учение и у Оригена. И в его изложении было анафематствовано V Вселенским Собором. Советую придерживаться и излагать традиционное церковное учение по этому вопросу. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк. 9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис. 58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. … Итак, Христос учил, что геенский огонь не имеет конца…» (Беседа 9 на 1-е Послание Коринфянам).
_________________ Христианское имя - Елена
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 14:11 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22888
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Gold-life писал(а): О как  , ради малопонятной "дисциплины" мы должны соглашаться с откровенной ересью?? Щаз три раза...  Пока нет официальной анафемы, никакая не ересь, а частное богословское мнение. Так что, Gold-life, пишите письмо в Синодальную комиссию. Нет у Вас права называть Осипова еретиком.
_________________ Христианское имя - Елена
|
|
|
|
 |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 14:14 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Gold-life писал(а): О как  , ради малопонятной "дисциплины" мы должны соглашаться с откровенной ересью?? Щаз три раза...  Пока нет официальной анафемы, никакая не ересь, а частное богословское мнение. Так что, Gold-life, пишите письмо в Синодальную комиссию. Нет у Вас права называть Осипова еретиком. Осипова еритиком никто и не называет!!! А то что его книги пропитаны ересью факт! Любое расхождение с официальной доктриной - суть ересь, могем, конеч. назвать это по типу - "частного богословского мнения" - однако хрен редьки не слаще!
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 14:35 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22888
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Gold-life писал(а): А то что его книги пропитаны ересью факт! Любое расхождение с официальной доктриной - суть ересь, могем, конеч. назвать это по типу - "частного богословского мнения" - однако хрен редьки не слаще! Фактом ереси будет, когда будет решение Собора епископов, а пока частное богословское мнение, нравится нам это или нет. Gold-life, Вы вон как возмущались, когда Вам в одной из тем выбора спутника жизни указали, что Вы искажаете учение Церкви. Нет бы смиренно попросить прощения, что не хотели никого ввести в искушение. Ан, нет, спорить дальше стали, свою точку зрения не поменяли, хотя она явно была неправильная.
_________________ Христианское имя - Елена
|
|
|
|
 |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 15:16 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Gold-life писал(а): А то что его книги пропитаны ересью факт! Любое расхождение с официальной доктриной - суть ересь, могем, конеч. назвать это по типу - "частного богословского мнения" - однако хрен редьки не слаще! Фактом ереси будет, когда будет решение Собора епископов, а пока частное богословское мнение, нравится нам это или нет. Gold-life, Вы вон как возмущались, когда Вам в одной из тем выбора спутника жизни указали, что Вы искажаете учение Церкви. Нет бы смиренно попросить прощения, что не хотели никого ввести в искушение. Ан, нет, спорить дальше стали, свою точку зрения не поменяли, хотя она явно была неправильная. Какая еще точка зрения вы о чем? Это я у вас должен смиренно прощение просить, не много ли чести, Лучик? Называете ересь - частным богословским мнением?, - да хоть чайником ее назовите, она ересью и останется, нравится она вам или нет.
|
|
|
|
 |
мария.ps
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:05 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 16:51 Сообщения: 5915
Возраст: 52 Откуда: Мариуполь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Gold-life писал(а): Да с какой стати его нужно изгонять или предавать анафеме??? У нас общество очень нынче толерантно, отсюда выводы- ваш аргумент не о чем не говрит. Не увольнение с работы - не есть перемена ума г-на Осипова в сторону истины.
Это Вы о каком толерантном обществе пишете, о Синоде??? О священноначалии или о Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси Алексия II  , которые не взыскивали а награждали, назначали и давали свое благословление??? Кто толерантен? Вот и договорились!  , комментарии излишни. Это просто пост дня. 
_________________ Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения. Преп. Макарий Оптинский
|
|
|
|
 |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:20 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
мария.ps писал(а): Gold-life писал(а): Да с какой стати его нужно изгонять или предавать анафеме??? У нас общество очень нынче толерантно, отсюда выводы- ваш аргумент не о чем не говрит. Не увольнение с работы - не есть перемена ума г-на Осипова в сторону истины.
Это Вы о каком толерантном обществе пишете, о Синоде??? О священноначалии или о Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси Алексия II  , которые не взыскивали а награждали, назначали и давали свое благословление??? Кто толерантен? Вот и договорились!  , комментарии излишни. Это просто пост дня.  И чо? Совершенно не наш вопрос... по поводу анафематствования Осипова.. есть у него свое начальство оно и решает. Наша задача оградить себя от еретических высказываний. Ваше удивление непонятно...
Последний раз редактировалось Gold-life 12 дек 2012, 16:21, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:21 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22888
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Gold-life писал(а): Называете ересь - частным богословским мнением?, - да хоть чайником ее назовите, она ересью и останется, нравится она вам или нет. Это не я называю, а председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Вот Осипова мы не обязаны слушать, а вот прислушиваться к мнению архиерев всё-таки обязаны. Говорит архиерей пока нет официальной анафемы, значит, частное богословское мнение. А чтобы появилось официальное мнение нужно сделать запрос. А то ярлыки вешать в Инете все горазды, а как сделать официальный запрос, так в кусты сразу. Можно еще понять священников, особо умных могут отправать в тьму-таракань с миссионерскими целями, а мирянам ничего не грозит вообще. Gold-life писал(а): по поводу анафематствования Осипова.. есть у него свое начальство оно и решает. Наша задача оградить себя от еретических высказываний. Не понимаю удивления... Так и скажите честно, что знаний нет, чтобы письмо написать в Синодальную комиссию.
_________________ Христианское имя - Елена
Последний раз редактировалось Лучик 12 дек 2012, 16:23, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:23 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): А чтобы появилось официальное мнение нужно сделать запрос. А то ярлыки вешать в Инете все горазды, а как сделать официальный запрос, так в кусты сразу. Нафиг не нужно! Вот если на костер его то другое дело!!! 
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:25 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22888
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Gold-life писал(а): Лучик писал(а): А чтобы появилось официальное мнение нужно сделать запрос. А то ярлыки вешать в Инете все горазды, а как сделать официальный запрос, так в кусты сразу. Нафиг не нужно! Вот если на костер его то другое дело!!!  Участвовать в дискуссии на нескольких страницах, значит, нужно, а письмо писать, чтобы провелось официальное расследование, не нужно. Кого хотим обмануть?
_________________ Христианское имя - Елена
|
|
|
|
 |
Gold-life
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 16:29 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 25 дек 2011, 12:20 Сообщения: 13423
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Gold-life писал(а): Лучик писал(а): А чтобы появилось официальное мнение нужно сделать запрос. А то ярлыки вешать в Инете все горазды, а как сделать официальный запрос, так в кусты сразу. Нафиг не нужно! Вот если на костер его то другое дело!!!  Участвовать в дискуссии на нескольких страницах, значит, нужно, а письмо писать, чтобы провелось официальное расследование, не нужно. Кого хотим обмануть? Нафига писать письмо? Вот объясните? ИМХО: Мне вполне достаточно поступка монахов всенародно сжигающих его книги, вполне так назидательно и показательно..  Лучик писал(а): Так и скажите честно, что знаний нет, чтобы письмо написать в Синодальную комиссию.
Лучик, я вот чесно вам и говорю: отстань. 
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 17:14 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
Не может вопрос стоять об анафеме. С вики: Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.Это лишение всего. А Осипов, может быть и не богослов, а профессор своего дела. Потому что у нас в Церкви три Богослова: Иоанн Богослов, Симеон Новый Богослов, Григорий Богослов. Четвертого не помню. Но, Осипов точно не пятый.  Если была бы ересь в книгах Осипова, то монахов бы не заставляли нести покаяние за это преступление, и не ссылали бы.
_________________ Православный форум Доброе слово в Telegram: https://t.me/dobroeslovo_ru
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 17:59 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
мария.ps писал(а): Ивона, простите, когда 6 лет назад вы изучали эти документы, то надеялись понять всё лучше, чем образованные богословы? Прошу Вас, не ведите диалог в таком тоне. Меня оскорбить трудно, а Вам это не к лицу. Все перечисленное я читаю, но это действительно очень и очень сложное богословие. Поэтому мне понадобиться время. А пока я не постигла всех богословских тонкостей, обращаю внимание на косвенные признаки. Господь с Вами, Мария! У меня и в мыслях не было ничего оскорбительного, не ожидала, что Вы так прочитаете. Да, я всё читала, но сначала я прочитала все заключения, которые там есть по ссылкам, и лишь потом доклад Осипова, и тогда ещё подумала, читая его, что без этих богословских объяснений я могла бы не понять сути вопроса, смысла и важности отклонений от православия, могла бы заблудиться в аргументах и цитатах. Но Вы ведь не просили ничего, кроме доклада Осипова, поэтому я и удивилась, поэтому и поделилась с Вами своими мыслями о сложности вопроса. А никакого "такого тона" не было, это Вы зря. ( Вы же меня не слышали.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 18:17 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Gold-life писал(а): О как  , ради малопонятной "дисциплины" мы должны соглашаться с откровенной ересью?? Щаз три раза...  Пока нет официальной анафемы, никакая не ересь, а частное богословское мнение. Так что, Gold-life, пишите письмо в Синодальную комиссию. Нет у Вас права называть Осипова еретиком. Лучик, голубочка! Есть два возражения ) Анафема есть, и не одна. Я уже приводила кое-что в этой теме: Цитата: В православной аскетике противодействие распространению идей Оригена было не менее широко: начиная с преподобного Пахомия Великого (запрещавшего читать своим ученикам произведения Оригена), включая таких знаменитых подвижников-критиков оригенизма, как преподобные Варсонофий Великий и Иоанн, Симеон Юродивый, Нил Синайский, Викентий Лиринский, и кончая преподобным Саввой Освященным, при непосредственном участии которого эти споры были завершены постановлением V Вселенского Собора, который, не внося чего-то нового, подтвердил аналогичные решения прежних Поместных Соборов.
«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года и утвержденный Пятым Вселенским Собором (=12 анафематизм).
Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Пято-Шестого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов. Кроме того, то же осуждение было повторено на Латеранском Соборе 649 года, созванном святым папой Мартином I, и, уже независимо от имени Оригена, Константинопольским Собором 1084 года. VI Вселенский собор (680 г.) в своем догматическом определении (оросе) засвидетельствовал свое согласие с кафолической верой такими словами: "Наш святой и вселенский собор, отвергнув заблуждение нечестия от прежних времен доселе, и неуклонно следуя по прямому пути святых и славных отцов, во всем благочестиво присоединился к голосу пяти славных и вселенских соборов, именно - ...Пятого святого Собора, собранного здесь (в Константинополе) против Феодора Мопсуэстийского, Оригена, Дидима и Евагрия… - возобновив без всяких нововведений определения благочестия и отверг самоизмышленные догматы нечестия".
Проходивший вскоре после этого (в 692 г.) Трулльский собор, вошедший в историю под названием Пято-Шестого Собора, постановил: "Признаем и научаем преемников признавать как-бы произнесенными от Духа благочестивые изречения 160 богоносных отцов, собиравшихся в сем царствующем городе при благочестивой памяти Юстиниане, бывшем нашем императоре, которые соборно анафематствовали и отреклись Феодора Мопсуэстийского, учителя Несториева, Оригена, Дидима и Евагрия, воспроизводивших языческие басни и снова повторявших нам в бреду ума и в сонных видениях переходы и превращения некоторых тел и душ... Отвергаем и анафематствуем всех, кого они отвергали и анафематствовали, как врагов истины, тщетно воздымавшихся против Бога и замышлявших неправду против Всевышнего. Если же кто-нибудь не содержит и принимает упомянутых выше догматов благочестия, и не мыслит и не проповедует так, но старается идти против них, тот да будет анафема, согласно уже прежде изложенному определению упомянутых выше святых и блаженных отцов, и да будет исключен и извержен из списка христиан как чужой".
Седьмой Вселенский Собор, проходивший в Никее в 787 г. также осудил ересь Оригена в своем оросе: "Анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это Пятый (Вселенский) собор, бывший в Константинополе".
http://www.verapravoslavnaya.ru/?ApokatastasisЧто касается св. Григория Нисского, то я приводила здесь ссылку на авторитетный документ о том, что всё сомнительное - это были вставки еретиков, почитайте, это интересно. Далее. Анафеме было предано несторианство, и мы с Вами читали в документе Богословской комиссии, что она увидела эту ересь в обсуждаемом документе. Об этом есть и статья: Протоиерей СЕРГИЙ (Богоявленский). ТОРЖЕСТВО НЕСТОРИАНСКОЙ ЕРЕСИ В СТЕНАХ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Русский Вестник № 37-38, 2000 http://www.vselprav.org/library/eresi.htmНу, и я думаю, дальше мы не пойдём... Сколько надо анафем? Я лишь хочу напомнить Вам, что ересь, осуждённая соборно, - осуждена. И тот, кто начинает её реанимировать, подпадает под анафему автоматически. Новых осуждений ему не требуется. Как и нам, предупреждённым Церковью, что те или иные взгляды - это ересь. И второе ). Мы здесь все в теме говорим о ересях, анафематствованных ересях, о взглядах, которые их выражают, и мы имеем на это право, потому что следуем учению и канонам и анафемам Церкви. У христиан есть долг, прописанный каноном, выявлять ересь, уже оглашённую святыми отцами, где бы они её ни встретили. А людей мы еретиками не называем, и не осуждаем, прошу обратить на это внимание. Эти обвинения не имеют под собой никаких оснований.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 18:22 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Если была бы ересь в книгах Осипова, то монахов бы не заставляли нести покаяние за это преступление, и не ссылали бы. Алексей, а за что св. Иоанна Златоуста сослали, не напомните мне?
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:06 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Пока нет официальной анафемы, никакая не ересь, а частное богословское мнение. Вижу, что есть необходимость остановиться на этом вопросе. Частное мнение святого, если оно было осуждено Церковью, не принимается Церковью как верное. Оно и принимается как ошибочное, и следующие ему сильно рискуют, мягко говоря. Вот я тут нашла статью, где кое-что на эту тему суммируется: Цитата: ОШИБАЛИСЬ ЛИ СВЯТЫЕ?
В современном богословии, к сожалению, все сильнее намечается тенденция возрождать к жизни некоторые аспекты учения тех или иных Св. Отцов, которые не были приняты Церковью. В оправдание этому приводится католическая теория о так называемых теологуменах (частных богословских мнениях), согласно которой имеет право на жизнь любое утверждение, если только оно было высказано Святым Отцом. Раз этого утверждения придерживался человек святой, то оно является лишь его частным взглядом, но никак не ошибкой, и любой христианин имеет право его разделять. Также некоторые считают кощунственной саму мысль о возможности ошибок в святоотеческих творениях. Поэтому нелишне будет узнать отношение Церкви и самих Отцов к этому вопросу. Наиболее четко отношение Церкви к этой проблеме выразил преп. Варсануфий Великий, отвечая на вопрос одного из монахов своей обители, заданный по поводу отдельных аспектов учения свт. Григория Нисского. Сам преподобный при этом открывает и подчеркивает, что говорит по особому откровению, полученному им от Бога. Это заставляет исключить в данном случае возможность ошибки. Итак, давайте обратимся к книге "Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников":
"Вопрос 610. …Св. Григорий Нисский… говорит, что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, Отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу Святому, сподобившемуся беседовать по внушению Духа Святаго. Также и о рае некоторые Отцы и учители несогласны между собою… И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, Владыко, объясни нам сие…
Ответ Варсануфия. …Итак послушайте, что Бог открыл мне, за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос… Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1 Кор., 13,9), и еще: Овому убо дается Духом то и то, но не все дарования одному человеку. Ов убо сице,ов же сице. Вся же действует один и тойжде Дух (1 Кор., 12,8-11). Зная,что действия Божии непостижимы, Апостол воззвал: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытани судове Его, и неизследовани путие Его! Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть (Рим., 11,33-34), и проч. Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и Святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, Святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и через молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии Святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святаго слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же Святый муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие…
Вопрос 611. …Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении; но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? – Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить чрез то вред, в неведении сказанного вами, что и Святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оныя мнения, или нет…
Ответ: Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатью, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих, и многие получат через него вред. В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию. И кто может воспрепятствовать Богу спасти таким образом всякого человека? Что же, разве в Писании не находятся такие изречения, о которые претыкаются неведающие и неразумеющие духовного смысла Писания? Итак, должны ли мы сказать, почему Бог не открыл всем духовного смысла Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил Святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? Для того-то и постановлены учителя и истолкователи, как говорит Апостол (1 Кор., 12,28; 30)… Как Господь явил нам путь жизни через Пророков и Апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно чрез одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со Святыми, после них бывшими: о чем одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся чрез Святых Своих."
Подобное отношение к этому вопросу мы находим и у других Св. Отцов. Так, преп. Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о книгах бл.Августина, замечает:
"Даже у весьма ученых мужей есть то, что можно рассматривать, подвергая сомнению." (цит. по Иером. Серафим (Роуз). Вкус истинного православия. М., 1995, стр.31).
Святой патриарх Фотий также дает православную оценку тех Святых Отцов, которые допускали в своих трудах ошибки в исповедании веры: "Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частью выражаться не точно, частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они? Если иные и говорили не точно, или по неизвестной для нас причине даже уклонились от прямого пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, - мы оставляем их в числе отцов, точно также, как бы они и не говорили того, частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях; но не следуем тем словам их, где погрешили они." (Цит. по Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, т.3, стр.334).
Сам Блаженный Августин, который, несмотря на неприемлемость некоторых аспектов своего учения, тем не менее безусловно принадлежит к лику святых (его память празднуется 15 июня ст. ст.), в заключение своей книги "О Троице" писал: "Господи, Боже Единый, Боже Троице, то, что я сказал в этой книге от Тебя, пусть это будет принято как Твое; если же что-то я сказал от себя, то да простишь меня Ты, и те, кто Твои." (Иером. Серафим (Роуз), цит. соч., стр.39).
Святой Марк Эфесский, говоря во "Втором слове об очистительном огне" по поводу тех ошибок, которые имеются в учении свт. Григория Нисского, отмечает: "Большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви, и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так – первому, как преданному Богом, мы должны веровать…, а второму – мы не должны безусловно веровать или принимать без исследовния. Ибо возможно, что кто-нибудь и учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы Отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины. В этом, в известной мере, поскользнулись Дионисий, епископ Александрийский и Григорий Чудотворец; хотя один из них понес мученический венец, а другого самое наименование довлеет для хвалы." (Архим. Амвросий (Погодин), Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. "Сирин", 1994, стр.128).
Святитель Василий Великий говорит о сщмч. Дионисии Александрийском (память 5 октября ст. ст.) так: "Я не восхищаюсь всем тем, что написано сим мужем; а есть нечто, что и совершенно не одобряю. Ибо, быть может, это был он,… кто первый дал семена … нечестию аномейскому. Причина же сего, думаю, не дурная направленность души, но – горячее желание противостать Савеллию." (Архим. Амвросий (Погодин), указ. соч., стр. 128). http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=28
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:10 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
О действительном церковном отношении к учению св. Григория Нисского очень советую почитать прекрасную статью: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Georgi ... ny#svgrnisПриведу оттуда только слова нескольких святых отцов: О несостоятельности ссылки на учение святого Григория Нисского для оправдания ереси всеобщего спасения говорил и святой Кириак Отшельник (VI в.), который, придя в Сукскую лавру, «пять лет провел в борьбе с последователями Оригена», и, когда святой Кирилл Скитопольский заметил, что оригенисты в качестве оправдания ссылаются на авторитет святителя Григория Нисского, говоря, что «учения о предсуществовании и о восстановлении безопасны», старец в ответ сказал, что учения их, среди которых и апокатастасис, – « не безопасны, но опасны, и вредны, и богохульны… Бог же через откровение указал мне грязь его ереси»[5]. Святитель Герман Константинопольский также высказался отрицательно, но с допущением при этом поврежденности творений святителя Григория оригенистами: «Те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления… приступили к чистым и здравым его творениям и примешали темный и гибельный яд оригеновых бредней»[6]. Святитель Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из святителя Григория, восклицает: « Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова святителя Григория Нисского, считая их или подложными или, если они даже и подлинные, не принимая их как противоречащие Писаниям и общим догматам?»[7]. «Святитель Григорий Нисский, будучи человеком, отступил несколько от правильного учения и то в то время, когда это учение было предметом спора и не было окончательно осуждено и отвергнуто противоположным учением, вынесенным на V Вселенском Соборе; так что нет ничего удивительного, что и сам, будучи человеком, он погрешил в точности (истины)… Но V Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме… Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием… никоим образом не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из учителей писал, выражая как свое личное мнение»[8]. Преподобный Максим Исповедник, отвергая мысль об апокатастасисе, считал, что у святителя Григория этот термин «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя»[9].
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:20 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Connoakca писал(а): Если была бы ересь в книгах Осипова, то монахов бы не заставляли нести покаяние за это преступление, и не ссылали бы. Алексей, а за что св. Иоанна Златоуста сослали, не напомните мне? Я св. Иоанна Златоуста еще не читал.
_________________ Православный форум Доброе слово в Telegram: https://t.me/dobroeslovo_ru
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:21 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Ивона писал(а): Connoakca писал(а): Если была бы ересь в книгах Осипова, то монахов бы не заставляли нести покаяние за это преступление, и не ссылали бы. Алексей, а за что св. Иоанна Златоуста сослали, не напомните мне? Я св. Иоанна Златоуста еще не читал. Ну, тогда очень, очень советую! Это кладезь! http://www.verapravoslavnaya.ru/?Zhitie ... latoustogo
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:24 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:27 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Спасибо, Ивона! Пока я читаю другое. Жаль, не ответили ведь на мой вопрос, а он по теме... Специально для Вас.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:50 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:54 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вот этот: Ивона писал(а): Connoakca писал(а): Если была бы ересь в книгах Осипова, то монахов бы не заставляли нести покаяние за это преступление, и не ссылали бы. Алексей, а за что св. Иоанна Златоуста сослали, не напомните мне?
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 19:57 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона, так я же вам написал, что даже не читал про св. Иоанна Златоуста. Откуда мне знать..
_________________ Православный форум Доброе слово в Telegram: https://t.me/dobroeslovo_ru
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 20:07 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Ивона, так я же вам написал, что даже не читал про св. Иоанна Златоуста. Откуда мне знать.. Вот я и сожалею об этом... (
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 20:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 20:11 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Так вы спросите другого, может кто знает? Зачем спрашивать другого, Алексей, я-то это знаю. Мне важно, чтобы Вы узнали.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
Алексей_
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 20:15 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 21:09 Сообщения: 16944
Вероисповедание: Православный, МП
|
Да куда на меня наваливать?  Мне бы по-тихонечку что-то изучать, по порядку.. Если я сразу много чего читаю, то много смысла теряю, потому мне это мешает сосредоточиться на одном. Вот сейчас я читаю "Несвятые святые", потом думаю Феофана Затворника изучать, дай Бог.
_________________ Православный форум Доброе слово в Telegram: https://t.me/dobroeslovo_ru
|
|
|
|
 |
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Обсуждение проповедей о. Дм.Смирнова и проф. А.И.Осипова Добавлено: 12 дек 2012, 20:17 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Connoakca писал(а): Да куда на меня наваливать?  Мне бы по-тихонечку что-то изучать, по порядку.. Если я сразу много чего читаю, то много смысла теряю, потому мне это мешает сосредоточиться на одном. Вот сейчас я читаю "Несвятые святые", потом думаю Феофана Затворника изучать, дай Бог. В промежутке можно бы и кратенькое житие святителя почитать. Просто к чему Бог привёл, а Он привёл Вашим замечанием, - к тому надо прислушаться.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
 |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |