 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
hlukhi
|
Заголовок сообщения: Статуи и/или иконы? Добавлено: 25 июн 2012, 21:19 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 00:02 Сообщения: 1936
Возраст: 48 Откуда: Германия
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мир вам, дорогие братья и сестры!
Подскажите мне пожалуйста, есть ли какая то подоплека под тем, что в православии иконы, а в католичестве статуи? И могут ли быть в православном храме статуи? Что в католических иконы есть/бывают, это я знаю. Но я и в православном храме КП во Львове видел статуи. Меня это несколько смутило. Есть ли причины для смущения?
Спасибо! С уважением, Р. Б. Евгений
_________________ ...утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны... Рим. 12:12 Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли
|
|
|
|
 |
СергийC
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 26 июн 2012, 04:30 |
|
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 09 июн 2012, 01:10 Сообщения: 221
Вероисповедание: Православный, МП
|
Встречаются статуи в Православных Храмах, очень редко. Это такие же образы как иконы, правила теже. Два херувима на крышке ковчега тоже статуи. Вот статуя Георгия Победоносца в Вифлиеме в Храме Рождества Христова. 
|
|
|
|
 |
Vesna
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 26 июн 2012, 05:25 |
|
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 19:52 Сообщения: 1213
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Вообще в христианском мире отношение к скульптуре неоднозначно. Отцы Седьмого Вселенского собора ничего не говорили о различиях между живописными и скульптурными священными изображениями, не говорили и о технике выполнения этих изображений. Вот что свидетельствует выдержка из определения Седьмого Вселенского собора: "...со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображения честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом..."
Если же вспомнить Священную историю Ветхого Завета, то можно выяснить, что некоторые священные изображения в Скинии Моисеевой, а именно: херувимы над Ковчегом Завета, были скульптурными.
Тем не менее, существует огромная разница в понимании возможности использовать скульптуру в качестве изображения священного среди православных христиан и католиков.
Интерьер католической церкви украшают многочисленные скульптурные изображения и, наряду с витражом, статуи святых - характернейшая черта западно-европейского церковного искусства.
Для православных статуя - явление чужеродное. Если обозреть историю становления священных изображений и Византии, и Древней Руси, то практически невозможно найти периода, когда в православных храмах какое-либо значимое место занимала скульптура. Исключение составляют изображения преподобного Нила Столбенского, Николы Можайского, Параскевы Пятницы и некоторые другие.
Барельефы на фасадах древнерусских церквей, мелкая пластика церковной утвари носят сугубо утилитарный, декоративный характер и не имеют такого значения в литургической практике Церкви, как образы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, к тому ж эти декоративные изображения не являются круглой скульптурой. Надо сказать, что пространственное мышление православных христиан в области художественной во всей полноте выразилось в церковной архитектуре - в храмостроительстве.
В чем же причины такого различного отношения к скульптуре у православных и католиков? Полностью здесь http://iconpainting.narod.ru/obolshenie_formoy.htmlЦитата: Существует довольно распространенное мнение, что Православная Церковь запрещает скульптурные изображения. Так думают не только рядовые прихожане, но и искусствоведы, и даже некоторые богословы: например, архимандрит Рафаил (Карелин.). Он строит свои теоретические возражения, ссылаясь на VII Вселенский Собор, который «не благословил употреблять в Церкви трехмерные изображения (изваяния)»[1]. В свою очередь М. В. Алпатов был глубоко убежден, что в Перми «наперекор строгому запрету православной церкви возник обычай изображать в деревянных статуях страдающего Христа»[2] (табл. 114). В. М. Полевой отсылает нас к решениям I Вселенского Собора, которыми якобы уже в IV веке осуждена круглая скульптура[3]. Тем не менее, и среди искусствоведов, и среди православных богословов все-таки нет единодушия по поводу запрета. «Стало чуть ли не ходячей истиной, что Русская Православная Церковь относилась к искусству ваяния крайне враждебно. Но тогда почему пластика пользовалась большим признанием во Владимиро-Суздальской Руси? Да и в киево-черниговском искусстве XI – XII веков она занимала далеко не последнее место», - говорит известный исследователь древнерусской культуры Г. К. Вагнер[4]. А авторитетнейший теоретик церковного искусства Л. А. Успенский замечает: «Православная Церковь не только никогда не запрещала скульптурных изображений, но... такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы быть ничем обоснован»[5]. Кто же в данном случае прав? Далее здесь http://www.pravoslavie.ru/jurnal/99.htm
_________________ Марина
О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. Преп.Ефрем Сирин
|
|
|
|
 |
вашими молитвами
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 19:01 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2010, 18:39 Сообщения: 4291
Вероисповедание: Православный, МП
|
Можно бы попробовать сказать что на Руси скульптура была не очень развита, камня приличного нет. Тогда не очень понятно почему их нет в Греции.
|
|
|
|
 |
как все
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 19:25 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 10 сен 2011, 08:07 Сообщения: 6276
Откуда: Новосибирск, Светлана
Вероисповедание: Православный, МП
|
вашими молитвами писал(а): Можно бы попробовать сказать что на Руси скульптура была не очень развита, камня приличного нет. Тогда не очень понятно почему их нет в Греции. Попробовать-то, конечно, можно, но не стоит, т.к. с камнем на Руси проблем не возникало. Известняка или, как его еще называют, белого камня, было вполне достаточно. И в архитектуре он использовался весьма интенсивно. Видимо, дело в сложившихся традициях.
_________________ Капля молитвы значит больше, чем море беспокойства. (Св.Николай Сербский) Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом. /Прп.Иоанн Лествичник/
|
|
|
|
 |
вашими молитвами
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 20:12 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2010, 18:39 Сообщения: 4291
Вероисповедание: Православный, МП
|
как все писал(а): вашими молитвами писал(а): Можно бы попробовать сказать что на Руси скульптура была не очень развита, камня приличного нет. Тогда не очень понятно почему их нет в Греции. Попробовать-то, конечно, можно, но не стоит, т.к. с камнем на Руси проблем не возникало. Известняка или, как его еще называют, белого камня, было вполне достаточно. И в архитектуре он использовался весьма интенсивно. Видимо, дело в сложившихся традициях. А что из известняка можно получить приличную скульптуру?
|
|
|
|
 |
как все
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 21:14 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 10 сен 2011, 08:07 Сообщения: 6276
Откуда: Новосибирск, Светлана
Вероисповедание: Православный, МП
|
вашими молитвами писал(а): А что из известняка можно получить приличную скульптуру? Самый яркий пример - Нефертити.
_________________ Капля молитвы значит больше, чем море беспокойства. (Св.Николай Сербский) Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом. /Прп.Иоанн Лествичник/
|
|
|
|
 |
Vesna
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 21:16 |
|
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 19:52 Сообщения: 1213
Вероисповедание: Православный, МП
|
вашими молитвами писал(а): А что из известняка можно получить приличную скульптуру? Судите сами.В храме Знамения Богородицы в Дубровицах скульптура и рельефные украшения выполнены из местного белого камня, который добывался в каменоломнях на берегах Пахры. Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии. Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.  
_________________ Марина
О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. Преп.Ефрем Сирин
|
|
|
|
 |
вашими молитвами
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 22:03 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2010, 18:39 Сообщения: 4291
Вероисповедание: Православный, МП
|
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Описание.
Первое упоминание о селе Дубровицы относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны».
После смерти Морозова, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к его дочери — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.
В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования.
В 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине…
Существует две версии о причинах строительства храма. По одной версии именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви в Дубровицах. По другой — храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Церемония награждения состоялась в Москве.
На закладке церкви 22 июля (вторник) 1690 года присутствовал 18-летний Петр I. Он сказал Борису Алексеевичу Голицыну: «Хоть человек ты и богатый, а казной и я помогу». Известно, что Петр денег не жалел и нередко бывал в Дубровицах, давая свои наставления по поводу убранства этой церкви.
Борис Голицын, как и многие вельможи того времени, часто бывал за границей и восхищался расцветшим там архитектурным стилем барокко. Он пригласил к себе около сотни иноземных мастеров, которые хорошо знали свое дело. Храм получился необыкновенно красивый — истинный архитектурный шедевр, выстроенный целиком из блоков белого мячковского известняка.
Сооружалась церковь 14 лет в основном летними днями, зимой же и в непогоду мастера обрабатывали камень, вырезая различные затейливые узоры на нем, толкли алебастр и стекло, которые шли в известку для крепления клади.
Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами, из которых каждый разделан на три грани. Ребра граней отмечены колонками изящного рисунка с вольно стилизованными коринфскими капителями. Четыре главных внутренних угла также обозначены колонками, но насколько крупнее и выше, с более широкими растительными капителями.
Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами.
Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а справой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.
Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Первоначально храм украшали и другие подобные скульптуры, в восточной нише и у несохранившейся колокольни.
Не менее интересно и внутреннее украшение церкви. Всякий, входящий в храм видит над иконостасом рельефную сцену «Распятия». Прямо над хорами — «Возложение тернового венца».
Над северной аркой поражает воображение сцена «Несение креста», где, сгибаясь под неимоверной тяжестью креста, Иисус Христос идет на Голгофу. Верхнюю часть восьмигранного столпа занимает фигура Бога Саваофа, поддерживаемая двумя ангелами. Вокруг восьмилепестковых окошек пущены пышные лепные гирлянды экзотических плодов и цветов. Здесь же присутствуют и обычные лимоны, бутоны роз и подсолнухи. В самом верху, в куполе вылеплены четыре пухлых херувима, похожих на резвящихся ангелов с полотен итальянского барокко.
Высказывались предложения, что и внутренние рельефы церкви выполнены на несколько лет позже, чем наружные скульптуры и среди них, возможно, были мастера, приехавшие в Россию вместе с архитектором Доменико Трезини в августе 1703 года.
Как отмечает историк прошлого века А. Ф. Малиновский, мастера резного дела итальянцы Петр Джеми, Галенс Квадро, Карп Филари, Доменико Руско и Иван Марио Фонтана, приняли участие в украшении храма Знамения в Дубровицах.
Открытие церкви Знамения проходило пышно. На открытие прибыл император Петр I с сыном Алексеем. 24 февраля 1704 года при огромном скоплении народа, собранного с окрестных деревень «на 50 верст расстоянием от Дубровиц», начались торжества по освящению храма, длившиеся целую наделю. Храм был освящен местоблюстителем Московского Патриаршего престола митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским). Торжества завершились всеобщей трапезой за огромным праздничным столом, на убранство которого было затрачено 5000 рублей серебром, деньги по тем временам весьма большие. Прямо из Дубровиц Петр I отбыл в Петербург и больше никогда в этих местах не появлялся. Его старый «дядька» уже не принимал участие в государственных делах, «люто запил» и больше никого не интересовал.
В 1930 году храм закрыли, но не разрушили, потому что во все времена независимо от политики, он считался жемчужиной архитектуры Подмосковья.
В 1990 году храм возвращен Церкви.
Так строили его не наши, и не факт что скульптуры из известняка.
|
|
|
|
 |
Vesna
|
Заголовок сообщения: Re: Статуи и/или иконы? Добавлено: 28 июн 2012, 22:58 |
|
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 19:52 Сообщения: 1213
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Так строили его не наши, и не факт что скульптуры из известняка Зодчии конечно были не наши.Но зачем изобретать велосипед,если вокруг полно замечательного известняка,который можно использовать как угодно. Цитата: Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E7%E2% ... 2%ED%FF%EAЦитата: Как свидетельствуют исторические постройки, испытанные временем, высшими кондициями обладает белый камень мячковского и подольского геологических горизонтов, сформированные в земной коре примерно 320-350 млн. лет назад. При разработке извеcтняков в XIV-XVIII веках в Подмосковье по берегам рек Москвы и Пахры по данным А.А. Ануфриева выделялось 18 слоев мячковского и подольского ярусов, из которых материал лишь одиннадцати слоев шел на выделку штучного камня.
В настоящее время извеcтняки подобного типа разрабатываются на Приокском, Добрятинском, Белоручейском, Акатьевском, Домодедовском, Орлецовском и Храповицком месторождениях. Мячковские месторождения
В работах А.М. Викторова и Л.И. Звягинцева мячковские известняки по их качественным признакам разделяют на четыре класса. Такое разделение выполнено на базе исследований физико-механических свойств образцов извеcтняка, отобранных из памятников XV-XIX веков в г. Москве и Подмосковном регионе ...Дополнительным важным критерием, введенным А.М. Викторовым для характеристики качественных свойств мячковских известняков, явился их химический состав. Наиболее качественными являются мячковские извеcтняки слоя «Красненький» с прочностью на одноосное сжатие в пределах 240-260 кг/см2, с водопоглощением 5-7%, объемной массой 2,1-2,2г/см3 (т/м3) и содержанием CaO более 55%.
Именно такой материал наиболее эффективно использовать для белокаменной резьбы. Из него выполнены декоративные белокаменные барельефы и узоры Георгиевского собора в г. Юрьев-Польском Владимирской области – последнего из белокаменных сооружений древней Руси, построенных до татаро-монгольского нашествия. Стены этого собора, возведенного в 1230-1234 гг., снизу доверху покрыты белокаменной резьбой. Белый камень подобного вида использован и для более позднего шедевра белокаменного зодчества Руси – церкви Знамения в селе Дубровицы, расположенном неподалеку от г. Подольска (рис. 2). Церковь построена в 1690-1704 гг. Она уникальна своим архитектурным решением с непревзойденным в России использованием резных белокаменных деталей. http://www.lab-stone.ru/catalog/limestone
_________________ Марина
О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. Преп.Ефрем Сирин
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |