 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 11 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: О борьбе со страстями Добавлено: 04 июн 2010, 20:12 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
Уважаемые форумчане. Предлагаю Вашему вниманию текст с описанием одной личности. Какие в этом человеке господствуют страсти, на Ваш взгляд? "Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным ("жаждущие повышенной оценки"). Все остальные качества его питаются этой чертой. Внушаемость, которая ему присуща, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направленны на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Эти черты нередко намечаются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим... Свойственное ему "бегство в болезнь", изображение необычных таинственных заболеваний принимают иногда в среде некоторых подростковых компаний, в частности подражающих западным "хиппи", новую форму, выражаясь стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для достижения этой цели используется разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы, почерпнутые из учебников психиатрии, причем разного рода деперсонализационно-дереализационные симптомы и циклические колебания настроения пользуются особой популярностью. Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер...
В подростковом возрасте сохраняются черты детских реакций оппозиции, имитации и др. Чаще всего приходится видеть реакцию оппозиции на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира. Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве, – уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом), но чаще эта детская реакция оппозиции выявляется подростковыми нарушениями поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы просигнализировать: "Верните мне прежнее внимание, иначе я собьюсь с пути!" Реакция имитации может многое определять в поведении такого подростка. Однако модель, избранная для подражания, не должна заслонять саму подражающую персону. Поэтому для имитации избирается образ абстрактный или лицо, пользующееся популярностью среди подростков, но Не имеющее непосредственного контакта с данной группой ("кумир моды"). Иногда же подражание зиждется на собирательном образе: в погоне за оригинальностью воспроизводятся сногсшибательные высказывания одних, необычная одежда других, вызывающая манера вести себя третьих и т. п.
Их фантазии изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам...
Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Эмансипационные устремления часто сползают на рельсы детской реакции оппозиции.
Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, он рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней порой неосознанных желаний и стремлений, они могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, группа вскоре распознает за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется особенно быстро, когда они добиваются лидерской позиции, "пуская пыль в глаза" историями о своих былых удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что они не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала. Если от него слышишь, что он разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те "раскусили" его...
Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби...
Предпочитаются те виды искусства, которые наиболее модны среди подростков своего круга (в настоящее время чаще всего рок) или поражают своей необычностью (например, театр мимов)...
Подражание йогам и хиппи представляет в этом отношении особенно благодатную почву...
Самооценка его далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление...
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
Уходя, уходи...
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 04 июн 2010, 20:21 |
|
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16 Сообщения: 2294
Вероисповедание: Православный, МП
|
Валерий-2010 писал(а): Какие в этом человеке господствуют страсти, на Ваш взгляд? тут в себе поле не паханное, а Вы за других предлагаете думать...
_________________ Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 04 июн 2010, 20:53 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
Алексей_СПб писал(а): Валерий-2010 писал(а): Какие в этом человеке господствуют страсти, на Ваш взгляд? тут в себе поле не паханное, а Вы за других предлагаете думать... Это как упражнение для ума. Мы же решаем математические задачки чтобы выучить математику. Почему бы не решать задачки, чтобы изучать духовную жизнь.
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 05 июн 2010, 09:44 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я, например, нашел такие страсти: 1) самолюбие; 2) тщеславие; 3) самость - самолюбование, саможаление, самомнение, самоуверенность и т.п.
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
БОлеГ
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 05 июн 2010, 10:12 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49 Сообщения: 3148
Возраст: 57 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его." (Римлянам 14:4). "Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу." (Римлянам 14:12)
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 05 июн 2010, 10:27 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
БОлеГ писал(а): "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его." (Римлянам 14:4). "Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу." (Римлянам 14:12) Вы не правы, осудить - это унизительно судить о ком-либо конкретном. В данном случае у нас просто нет того, кого можно осудить, унизить, поскольку пример без имен. А а в данном случае осуждается не человек, а черты характера. Может быть кто-то, прочитав, захочет что-то изменить в себе. Описана игровая, учебная ситуация. Не умея различать страсти, человек и не будет с ними бороться, будет считать, что он святой, так и останеться неисправленным.
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
БОлеГ
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 05 июн 2010, 13:49 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49 Сообщения: 3148
Возраст: 57 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
Извините, Валерий-2010, если обидел Вас. На мой взгляд, это "упражнение" тренирует не различение страстей, а именно механизм холодного осуждения другого. Вот, он такой, такой и такой, подразумевая "Боже! благодарю Тебя, что я не таков ... как этот мытарь:" (Луки 18:11). Сама постановка вопроса помещает нас выше рассматриваемого. Не важно, что нет имени. Осуждение - не только унижение другого, а, прежде всего, возвышение себя.
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 05 июн 2010, 21:16 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
БОлеГ писал(а): Извините, Валерий-2010, если обидел Вас. На мой взгляд, это "упражнение" тренирует не различение страстей, а именно механизм холодного осуждения другого. Вот, он такой, такой и такой, подразумевая "Боже! благодарю Тебя, что я не таков ... как этот мытарь:" (Луки 18:11). Сама постановка вопроса помещает нас выше рассматриваемого. Не важно, что нет имени. Осуждение - не только унижение другого, а, прежде всего, возвышение себя. Во-первых, Олег, я не обижался, а просто не вижу пользы в спорах: 1. В споре нет смирения (св. Варсонфий Великий) 2. Весьма бы хорошо не только не входить в споры, но и уаляться от тех обществ, которые мудрствуют вольно (преп. Макарий Оптинский) 3. Входить в споры...есть уже признак совращения (св. Ефрем Сирин) 4. Не спорьте друг с другом ни по какому поводу (Авва Исаия Отшельник) Во-вторых, если Апостолы писали да не будет среди вас тех или других грехов, а то , мол, бывает и такое и эдакое, то это не было осуждение, а было лишь обличение грехов. Повторяюсь, что хотя в осуждении и есть унижение другого и возвышение себя, но осуждение всегда направлено на конкретного человека. А описание греховной склонности вообще не есть осуждение.
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 10 июн 2010, 21:18 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
Что-то эту тему никто не пополняет Очень распространенная страсть: Тщеславие - желание человеческой похвалы, славы, всегда возможно только через привлечение к себе внимания людей. Вырождается в желание привлечь к себе внимание чем угодно, даже откровенно неприличным поведением, вульгарностью, крикливостью. Поскольку удовлетворить этой страсти могут человеки, то неразрывно связана с человекоугодием. В зависимости от уровня одаренности и развития, тщеславятся яркой одеждой, украшениями, остроумием, интеллектом. Проявляется в постоянных попытках завладеть вниманием аудитории, в несвоевременных и неуместных высказываниях, в акцентуированной (преувеличенной) мимике и жестах, в интонациях и речи. Все поведение носит характер демонстративности, театральности. Тщеславные пытаются произвести впечатление более значащих и весомых людей (в знаниях, в имущественном положении, связях), чем это есть на самом деле. При этом, в зависимости от аудитории, могут менять свои взгляды и суждения достаточно легко, поскольку не обладают постоянством принципов, а приспосабливаются к окружающей среде. Чувство неудовлетворенности и поисков внимания исчезает, когда тщеславный человек оказывается в положении, при котором внимание к нему обусловлено его должностью или ситуацией (временной ситуацией). При этом не имеет значения, за счет какой должности привлечено внимание людей: актера, священника, "народного избранника", свидетеля или обвиняемого по делу о преступлении, больного и т.д. Будучи зависимым от мнения окружающих, тщеславный человек, по сути дела, при том, что очень высоко ценит себя и любуется собой, не имеет возможности быть самим собой, не имеет своей личности, а колеблется в зависимости от настроения аудитории. Тщеславие является профессиональным обязательным грехом практически любого актера, поэта независимо от степени одаренности. Это относится и к участникам любых зрелищных (по славянски "позорищных") мероприятий: спортивных, театральных, цирковых, музыкальных. Видимо. поэтому Церковь запрещала, согласно канонам, становиться актерами и посещать театры, и это запрещение по сей день не утратило своего значения и силы, хотя пренебрегается как мирянами, так и церковнослужителями. Тщеславному человеку свойственны подчеркнутая демонстрация своего понимания собеседника, своего участия, любых своих эмоций при полном безразличии к окружающим. Оно убивает душу, не давая обрести определенность, целеустремленность, постоянство. Противоположна тщеславию - скромность, потребность не привлекать к себе внимания. Отсутствие тщеславия или уменьшение его автоматически ведет к тому, что больше внимания уделяется не себе, а окружающим людям, и вместо человекоугодия - возникают заботливость, уважительность, человеколюбие."
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
Валерий-2010
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 10 июн 2010, 21:24 |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 21:39 Сообщения: 650
Вероисповедание: Православный, МП
|
И еще одна:
Осуждение - желание осуждать (осудить) кого-либо, то есть принять не подлежащее сомнению решение о безусловной и окончательной виновности осуждаемого. Во внешнем - осуждающий занят выискиванием мнимой или действительной вины человека и последующим безапелляционным высказыванием своего мнения в беседе либо с осуждаемым, либо с другими собеседниками. Не имеет ничего общего с обличением грешащего, которое нам заповедано, ни с негодованием, поскольку и то, и другое направлено на грехи, а не на грешащего человека, на его поведение, а не на его личность. Сама по себе констатация недостойного, безнравственного поведения ни в коей мере не является осуждением, поскольку может произноситься с жалостью, с готовностью помочь и т.д., и в указанных случаях имеет целью помощь человеку, а не поиск и определение наказания ему. Также осуждение не следует смешивать (путать) с оценкой личностного (нравственного) состояния человека, производить которое православные люди обязаны и обязаны также на основании этой оценки не вступать в дружеские отношения. Осуждающий в повседневной жизни охотно выслушивает сообщения о чужих ошибках, заблуждениях, слабостях, неосведомленности и связанных с этим неправильных, с его точки зрения, действиях. А всякие неправильные действия он непременно ставит в вину тому, кто их совершил. Осуждающий постоянно создает в своей жизни ситуации, которые позволяют ему получать материал для осуждения: он принимает клевету, поощряет наушничество, не предостерегает людей о возможных нежелательных последствиях их поступков, а зачастую прямо провоцирует на недолжное поведение. В последующем все это используется для осуждения. Поскольку у большинства людей в их жизни находятся факты, а в характере - качества, за которые их можно осудить, осуждению часто сопутствует высокомерно-пренебрежительное отношение к окружающим, беспощадность. Но оборотной стороной медали можно, без сомнения, считать самооправдание. Зачастую и ищет человек вину других, чтобы снять ее с себя. Внутреннее состояние человека характеризуется безразличием как к радостям, так и к огорчениям других людей, отчужденностью от них, отсутствием жалости и сочувствия при очевидных чужих неприятностях. Сопровождается заметным интересом к ним и мыслью "так вам и надо", приводящей в конечном счете к злорадству. Проистекает от гордости - самолюбия - самооправдания, а само осуждение порождает такие качества, как клевета, злословие, насмешливость, зложелательство (зависть), хула, порицание, мстительность, памятозлобие, злость. Само осуждение принимает участие в формировании таких качеств, как злость и ненависть. Впрочем, святые отцы говорят, что осуждающему за что-либо человека Господь попускает перенести те же беды и болезни, за которые он осуждал других или по поводу которых насмехался над ними. Противостоять осуждению лучше всего самоукорением, прощением и смирением.
_________________ С уважением, Валерий
|
|
|
|
 |
vasil
|
Заголовок сообщения: Re: О борьбе со страстями Добавлено: 12 июн 2010, 10:12 |
|
Зарегистрирован: 20 окт 2006, 18:50 Сообщения: 15505
Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
|
Валерий-2010 писал(а): Вы не правы, осудить - это унизительно судить о ком-либо конкретном. В данном случае у нас просто нет того, кого можно осудить, унизить, поскольку пример без имен. А а в данном случае осуждается не человек, а черты характера. Не поддерживаю и осуждение черт характера. Косвенно это приводит к осуждению и их носителей. По славянски страсть это страдание, поэтому осуждать страсти это мне кажется то же что осуждать болезнь. Мне было бы интереснее узнать происхождение описанного в теме состояния и пути избавления человека от него. Думаю что тут скорее всего дело в воспитании. Валерий-2010 писал(а): Может быть кто-то, прочитав, захочет что-то изменить в себе. Так вот в том и дело что диагнозы ставить полно желающих и умеющих, куда уж еще тренироватся, , пишут статьи по многу страниц с описанием их проявлений, симптомов и свойств. а вот о "профилактике и лечении" разве что святые отцы утруждали себя давать подробные рекомендации, собратья по вере обычно поставив обширный диагноз посылают всякого болящего лечится своими силами. "Ты давай-ка напрягись, меняй себя..." 
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 11 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |