Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Чужое имя
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 18:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Чужое имя
Злоключения болгар в России


В записках, которые подаются в наших храмах на помин живых и усопших, время от времени встречаются имена, которые приводят в замешательство не только работников свечного ящика, но и некоторых клириков. В еще большем смущении бывают Вуки, Мерабы и Веселины, когда в России у них отказываются принимать поминальные записки, а то и не допускают до таинств. В запутанной истории с именами разбирался диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

«Здравствуйте! Хочу рассказать о вопиющем случае, произошедшем с нашей родственницей в Москве. Оказывается, в России отказываются исповедовать и причащать болгар, носящих болгарские имена, не принятые в Русской Церкви! Причем такая ситуация наблюдается во многих городах России, но особенно в Москве. Как же так?! Русские отказываются признавать нас православными, хотя мы приняли православие еще в I тысячелетии, когда уважаемый Старший Брат только приходил к мысли о христианстве! В Болгарии есть огромная русская диаспора, но никто не заставляет русских перекрещиваться в Цветаны и Цветанки!

Так почему же в одном известном московском монастыре приемщицы записок указывают нашей 82-летней родственнице, что ее имя Виктория должно звучать как Ника?! А уж за Веселину, Розу и Бойко молиться вообще не пожелали -- якобы это все имена неправославные, поскольку их нет в русских святцах! Еще и осмеяли нас при всем честном народе! В результате пожилой человек, заслуженная оперная певица, староста православного храма Виктория покинула Россию в самых расстроенных чувствах. Еще бы: если русские считают болгар дикарями и язычниками! А ведь имя Виктория было дано нашей родственнице священником при крещении еще в 1927 году -- задолго до Второй мировой войны и всеобщего коммунистического безбожия! Простите нас, дикарей, но я отказываюсь понимать, зачем Русская Церковь воспитывает враждебное отношение к иноземным православным? А иначе чем можно объяснить возмутительное поведение сварливых бабенок, торгующих сорокоустами? Поверьте, написать это письмо меня заставили любовь и сострадание, а не ненависть к русским братьям. Любовь, которая еще живет в глубине наших болгарских душ. С уважением, Гергана. Февраль 2008 года».

При всей эмоциональности этого письма его никак нельзя назвать безосновательным. Недоразумения, похожие на описанное Герганой, нередко происходят в наших храмах. Об этом корреспонденту «НС» рассказывали и представители Поместных Церквей в России, и клирики Русской Церкви. Так, настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Игнатий (Карагьозов) говорит: «Многие болгарские знакомые жаловались мне, что их не хотели признавать православными в России. Помню, у одной девушки по имени Красимира в Дивеевском монастыре не приняли записки, и она очень была огорчена». О подобном затруднении рассказал и настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов: «Часто замешательство вызывают грузинские имена: помню, мы не могли решить, можно ли допускать до таинств женщину по имени Дали. Но потом оказалось, что в грузинских святцах такое имя есть».


Грузины

Но если в последнем из приведенных случаев имя нашлось в списке святых, то как быть людям, приезжающим в Россию из православных зарубежных стран, но крещенным с именем, которого нет ни в русских святцах, ни в святцах соответствующих Поместных Церквей? А таких людей очень много! Дело в том, что традиции наречения имени в разных Поместных Церквях разные. Взять, например, Грузинскую Церковь. Вот что рассказал нам настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца -- Патриаршего подворья в Грузинах -- прот. Федор Кречетов: «В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых, но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились, и это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове».

Сербы

За разъяснениями традиций наречения имени у сербов мы обратились к редактору отдела «Поместные Церкви» сайта Pravoslavie.ru, специалисту по сербской культуре иеромонаху Игнатию (Шестакову). «Сербские имена можно разделить на несколько категорий, -- говорит отец Игнатий. -- Во-первых, сербы любят называть друг друга сокращенными именами: например, Георгия -- Джорджо, Александра -- Сашей, Павле -- Пайо, Афанасия -- Танасом. И это, в отличие от русской традиции, не звучит фамильярно: даже архиереи могут так друг друга называть. Мало того, сокращенное имя может быть и крестильным, и паспортным именем человека: например, Саша Драгович… Далее, очень многие сербы носят народные имена, зачастую происходящие из природных реалий: Вук – “волк”, Беляна, Белянка -- название цветка, Весна (с ударением на первый слог), Дубравка. Такие имена очень популярны, и они не имеют связи с конкретным святым. Вообще, сербы относятся к имени собственному гораздо более свободно, чем русские: например, в качестве имени могут дать фамилию. Так было с Эмиром Кустурицей, которому при крещении было дано имя Неманя, а это на самом деле фамилия, родовое имя целой княжеской династии, самым известным представителем которой был святой Стефан Неманя. Наконец, среди традиционных сербских имен стоит отметить имена в форме прилагательных или причастий: Милан (от “милый”), Радован, Рада, Радка (от “обрадованный”, “радостный”), Дана, Даница (от “данная”). И далеко не всегда эти имена соответствуют определенным святым. Например, святая княгиня Милица была, а вот Данки не было. Но в Сербии к этому относятся спокойно. И вот почему. Если в России принято праздновать именины -- день небесного покровителя каждого человека, то в Сербии, хотя у кого-то персональный “имендан” (то есть именины) и бывает, но гораздо чаще празднуется “слава” -- память святого покровителя всей семьи, и более того -- всего рода. Обычно таким покровителем выбирался святой, в честь которого крестили первого христианина в роду. Думаю, больше половины сербских семей празднуют славу в день святителя. Николая Мирликийского. Очень многие чтят святого великомученика Георгия Победоносца. Но я знаю и случаи, когда славу празднуют на память Александра Невского. Трудно сказать, когда почитание этого русского святого дошло до Сербии, но, скорее всего, оно пришло поздно -- с русскими солдатами во время одной из балканских кампаний. Спрашивается тогда, неужели первый в роду христианин жил в XIX или начале XX века? Ответ такой: сербы всегда очень много воевали. Соответственно, было много сирот, и человек просто мог не знать свою славу. А если, предположим, ребенка спасли русские солдаты, то он, став главой семьи, мог в благодарность взять ее покровителем русского святого».

Болгары

Похожая традиция наречения имени распространена у болгар. О ней нам рассказал архимандрит Игнатий (Карагьозов): «Раньше в Болгарии тоже имена обычно соответствовали определенным святым. Но и в Болгарии были безбожные времена, и это не могло не отразиться на традиции наречения имени. Сегодня ребенка могут назвать в честь киноактера или рок-певца. А вот в старые времена было не так. Например, у моей прабабушки все дети умирали в раннем младенчестве. Они с мужем очень просили у Бога детей и дали обет назвать дитя в честь того святого, в день которого оно родится. Этим ребенком стала моя бабушка, которая родилась в день священномученика Игнатия Богоносца. А это имя и у мужчин-то в Болгарии редко встречается, а уж женщин так никто и никогда не называет. И все-таки они выполнили обет, и бабушка была Игнатией.

Сейчас вообще не в моде старые имена. Например, раньше было распространенным женское имя Радка, а теперь оно звучит как деревенское. Также и мужское имя Стоян -- сейчас его дают реже. А вообще, в Болгарии считается приемлемым любое имя, с которым человека крестят: даже если кто-то назван в честь зарубежного спортсмена, он с этим именем подходит ко Святой Чаше, и это имя указывается в поминальных записках. И эта практика имеет основание в самой христианской древности! Вот возьмем святого мученика Меркурия: он вообще носил имя языческого божества, бесовское имя! Но это же не помешало ему стать мучеником за Христа! Жалко, конечно, что человек с каким-нибудь причудливым, «нехристианским» именем не имеет небесного покровителя. Но у нас в Болгарии небесный покровитель может быть не только персональным у каждого человека, а еще и у семьи, а также любой может выбрать себе покровителем нескольких “любимых” святых. У моей семьи, например, покровитель святитель Николай Мирликийский, а я считаю своими покровителями кроме Игнатия Богоносца, еще 40 мучеников и святителя Игнатия Брянчанинова. Но важно понять: при крещении необязательно давать ребенку имя конкретного святого».

Вопрос сложный

С мыслью отца Игнатия о древних мучениках за Христа, носивших языческие имена, согласен и протоиерей Сергий Правдолюбов. «Загляните в православные святцы: сколько там имен языческих по происхождению: и Аполлон, и Афиноген, и Гермоген -- это же имена в честь языческих богов! Но мученики за Христа сделали эти имена святыми», -- говорит он. Вообще же отец Сергий считает, что вопрос о разнице в традициях наречения имени и почитания небесных покровителей сложен: ведь традиции весьма различны, а совсем игнорировать традиции -- неправильно. «Необходимость наречения имени обязательно в честь определенного святого нигде документально не отмечена, -- говорит он. -- Это традиция, причем она есть не во всех православных странах. Да и вопрос именин, почитания небесного покровителя решается по-разному. Например, когда крестили Александра Васильевича Суворова, священник почему-то не указал, кто будет его небесным покровителем, и Суворов жил до юношеских лет, не решив этого вопроса. И только когда ему предложили выбрать между одним из преподобных Александров и Александром Невским, он выбрал последнего».

В таинствах отказывать нельзя!

Как же вести себя служителям и прихожанам наших храмов, когда они встречают «необычные» имена? «Понять опасения некоторых церковнослужителей при виде незнакомых имен можно, -- считает протоиерей Федор Кречетов. -- Ведь приходится все время проверять при приеме записок, крещен человек или нет. Но все-таки не принимать записки только потому, что имя незнакомо и не занесено в наши святцы, неправильно. Было бы неплохо, если бы священноначалие дало какое-нибудь разъяснение по этому вопросу».

Протоиерей Сергий Правдолюбов предлагает в вопросе об именах, не указанных в святцах, различать две ситуации. «Если в храм приносят крестить младенца с несуществующим именем (например, Элина), то мне кажется, священник должен предложить имя из церковного календаря и наречь младенца этим именем. Другой вопрос, когда приезжают православные из стран с другой, чем в России, традицией наречения имени. Тут уж, какое бы ни было имя, но, если человек утверждает, что он крещен, его, конечно, следует допустить до таинств. Молитвенное обращение к святому, чье имя носишь, освящает человека, но ведь и человек может освятить имя, что мы и видим на примере святых».

Иеромонах Игнатий (Шестаков) советует иностранцам, попавшим в ситуацию, описанную в письме, «вежливо, мягко, но настойчиво стоять на своем». Приезжающим в Россию из стран с другой традицией имянаречения необходимо четко писать в поминальных записках и говорить, подходя ко Святой Чаше и называя свое имя: я серб (или: болгарин, грузин и т. д.), я крещеный! «Не думаю, что кто-нибудь откажется причастить такого человека», -- уверен отец Игнатий.

В свою очередь, архимандрит Игнатий (Карагьозов) полагает, что «это очень большая проблема, и ее непременно надо решать. И решать путем просвещения церковного народа».

Редакция журнала «НС», внося свой небольшой вклад в дело просвещения, выступает с предложением к представителям Поместных Церквей в России составить и опубликовать свои святцы, а также списки часто встречающихся национальных имен, не связанных с определенным святым. Нас поддерживает и протоиерей Федор Кречетов: «Грузинские святцы, естественно, существуют, но на русский язык пока не переведены, хотя имена некоторых святых можно встретить и в русском календаре: царевна Шушаник, царица Кетеван, царица Тамара, мученик Або Тбилисский и другие. Мы планируем составить список грузинских имен на русском языке и, может быть, даже издать его», -- сказал он.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=46&s ... rticle=911

_________________
Христос Воскресе!
http://www.fotopalomnik.ru - для паломников и путешественников


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 19:43 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30315

Вероисповедание: Православный, МП
А меня всегда удивляло то , что у нас традиционно можно называть ребенка только именем святого из святец. Мне очень даже нравится болгарская и пр. традиции. Я вообще не понимааю, почему нельзя дать имя Ромашка, к примеру. И при этом молиться за девочку , скажем, св. Матроне, как будто святая помогает только тёзке! :roll:
Зато так можно расширить список имен, например, старорусскими именами, или нерусскими именами предков (если предки были нерусские). Так и пополнится список святых имен.

Я помню, эту тему в свое время очень эмоционально поднимала Зареслава.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 19:58 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
Я не знал, что такие истории случаются... :(

Цитата:
Вообще, сербы относятся к имени собственному гораздо более свободно, чем русские: например, в качестве имени могут дать фамилию. Так было с Эмиром Кустурицей, которому при крещении было дано имя Неманя, а это на самом деле фамилия, родовое имя целой княжеской династии, самым известным представителем которой был святой Стефан Неманя.


Исправление:
Неманя - это не фамилия, а именно имя. Фамилия - Неманич, а Стефан Неманя родоначальник династии Неманичей. :)
У нас не дают фамилию в качестве имени. :wink:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 22:02 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:21
Сообщения: 1582

Вероисповедание: Православный, МП
Я тоже сталкивался с этой проблемой. Наши церковные служащие часто с большим подозрением относятся к любым необычным именам, даже к таким, которые есть в святцах. Помню, в Дивеевском монастыре пришлось рассказывать монахине, кто такая благоверная царица Нана. Хотя уж вроде бы монахини должны знать жития святых лучше нас.

Увы, у современных монашествующих самомнения и презрения к мирянам иногда бывает больше, чем знаний.

Моя крёстная, у которой много родственников грузин в записках после имени всегда пишет в скобках "православный, грузин".

Но обычно больших трудностей не возникает - достаточно бывает объяснить, что люди в записках действительно православные и что в Сербии (Грузии, Болгарии) так крестят.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 22:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
Синий платочек писал(а):
А меня всегда удивляло то , что у нас традиционно можно называть ребенка только именем святого из святец.

Меня тоже.
Или почему все греческие имена стали христианскими (например, имя Дмитрий - происходит от Деметры), а наши народные имена не стали христианскими, когда славяне приняли христианство? И почему можно дать имя Ириней, а нельзя дать имя Мирко (эти имена означают то же самое)? :wink:
Мне при крещении было дано имя Милан; я не выбрал его, но у меня другого имени нет :)

И даже если бы кому-то при крещении дано было имя Магомет, как могут отказываться принимать поминальные записки? Ведь это человек, который принял крещение, христианин! Он не может еще раз креститься.

P.S. Может быть поэтому мне не позволили зарегистрироваться на форуме Кураева - мое имя нехристианское :lol: :D :wink:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 22:46 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Насколько я знаю, в Сербской Церкви можно окрестить под любым именем вообще, а не только под именем прославленного Святого - Милан, вероятно, подтвердит.

Но мне все же больше нравится порядок в Русской Церкви, когда можно называться только в честь Святого.
Вот пусть человек с именем Магомет примет в Сербии Христианство и прославит это имя перед Господом - тогда это имя не будет ассоциироваться с тем человеком, с которым оно сегодня ассоциируется у христиан.

А знает ли Милан, что в первые годы советской власти буйная пролетарская фантазия рождала такие имена, как "Даздраперма" (да здравствует первое мая)?
Тогда же появились имена "Владлен" (Владимир Ленин) и "Марлен" (марксист-ленинец).

Да и приятно ли будеь видеть в записках такие имена, как, например, Ирод или Иезавель, которыми родители могли в веселом настроении захотеть назвать своих детей?
А если кто-то вдруг захочет окреститься под именем "Антихрист"?
Сегодня это невозможно. А если отменить существующее положение?..

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 23:09 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 10 мар 2005, 17:00
Сообщения: 961
Я всегда пишу рядом с необычными именами разъяснение в скобочках. А устно - даже если удастся убедить барышню принимающую записку, читать имена всё равно будет не она, а в алтаре вопрос может возникнуть опять и там уже некому будет давать объяснения.


Последний раз редактировалось Павел (****) 31 янв 2009, 23:09, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 23:09 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
Holder,

У нас тоже были коммунисты (после 1945 года) и у нас тоже давали "интересные" имена. Например, я знаю случай три брата, которых назвали Ленин, Сталин и Тимошенко :lol:

Но мы не говорим об этом! Мы не говорим об именах Антихрист и Гитлер. Сербские имена не такие. Вот они:
http://www.spcportal.org/index.php?pg=1603&lang=sr
:wink:

Holder писал(а):
Насколько я знаю, в Сербской Церкви можно окрестить под любым именем вообще, а не только под именем прославленного Святого - Милан, вероятно, подтвердит.

Антихристов и Гитлеров в нашей Церкви нет ;)
В Сербской Церкви все имена христианские, но для нас имена Видоје, Драгољуб, Смиљана, Весна, Милорад, Ковиљка, Миливоје, Десанка - христианские! :) Народные имена такие благородные, такие поэтичные и так много говорят об этом народе!
Я так думаю: наш народ принял Православие, в Церкви много святителей из нашего народа, значит: наши имена - христианские. Вот так. :P


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2009, 23:49 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:21
Сообщения: 1582

Вероисповедание: Православный, МП
Я думаю, что здравый смысл никто не отменял и, даст Бог, не отменит.

Поэтому вряд ли вменяемый священник в какой бы то ни было стране согласиться крестить человека с именем Антихрист, Гитлер или Даздраперма. И вряд ли человек, желающий принять Христову веру, захочет называться Антихристом.

Но я лично всегда за хорошие традиции. Поэтому, если в России принято давать имена по святцам, давайте будем так и дальше делать. Но при этом будем с уважением относиться к традициям других православных народов.

Кстати, князя Владимира крестили с именем Василий, но имя Владимир всё же вошло в святцы и осталось одним из наиболее употребительных русских имён. То же самое относится к именам Борис и Глеб. В русские святцы попали также имена чешских князя Вячеслава и княгини Людмилы.

Так что у нас тоже есть примеры включения в святцы старинных славянских имён.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 00:09 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 23:47
Сообщения: 803

Откуда: Россия
Проскинитис писал(а):
Кстати, князя Владимира крестили с именем Василий, но имя Владимир всё же вошло в святцы и осталось одним из наиболее употребительных русских имён. То же самое относится к именам Борис и Глеб. В русские святцы попали также имена чешских князя Вячеслава и княгини Людмилы.
Так что у нас тоже есть примеры включения в святцы старинных славянских имён.

Как-то общался с иеромонахом Довмонтом. Ещё тогда стало любопытно - необычное имя, в честь кого? :) Оказалось в честь литовского князя, принявшего православие. По этому поводу на http://www.wco.ru/biblio/books/angday/Main.htm
ДОВМОНТ. Возможно, многоумный (лит.).
2 июня (20 мая) - благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (ус.).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 00:39 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
Проскинитис писал(а):
Но я лично всегда за хорошие традиции. Поэтому, если в России принято давать имена по святцам, давайте будем так и дальше делать. Но при этом будем с уважением относиться к традициям других православных народов.

Аминь!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 01:36 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17
Сообщения: 39992

Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
Практически, православным именем в русской церкви считается имя любого святого из дораскольного периода. У моих друзей(поляков) дочку зовут Оливия. При принятии Православия ей не нужно было менять имя т.к. ее покровительница, св.мученица Оливия пострадала за Христа в VIII веке.
Очень большую работу по восстановлению имен святых дораскольного периода проделал вл.Иоанн Шанхайский, живя в Париже.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 05:24 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 13 июл 2006, 21:21
Сообщения: 1735
Тут ещё проблема в том, что есть святые общеправославные (и даже общие с католиками)

есть святые только данной поместной церкви

и, для полноты картины,
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 09:18 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17
Сообщения: 39992

Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
Александр К. писал(а):
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии
Это, простите, как это??? :shock:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 10:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 12:57
Сообщения: 8378

Откуда: Московия
IRUS писал(а):
Александр К. писал(а):
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии
Это, простите, как это??? :shock:

:) Может имеются в виду местночтимые святые?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 16:23 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Насчет имени "Антихрист" - мой пример, конечно, чисто умозрительный. На практике, очевидно, никто не пойдет креститься с таким именем.

А вот "Гитлер" - вполне реально при сущесвтующем в народе спектре политических убедждений, если отменить существующее правило давать имя только по святцам. Не окрестит один священник - окрестит другой, ведь спектр политических убеждений священников сегодня тоже достаточно широк. Молились же за победу Гитлера священники РПЦЗ во время войны.

Я не хотел ни в чем упрекнуть Сербскую Церковь, ее порядки - это ее порядки. Я только сказал, что порядки Русской Церкви мне нравятся больше. Зря Милан обиделся.

Вспомнилось, как один священник в нашем храме на проповеди обратил наше внимание на интересный штрих в евангельском повествовании. Он сказал: "Заметьте, что Христос ни разу не называет по имени ни Ирода, ни Иуду, ни Пилата. Это значит, что эти люди вычеркнуты из Книги Жизни".

Хотя Иуда - конечно, святое имя (ветхозаветный патриарх Иуда и Иуда - брат Господень), не думаю, что есть много желающих креститься под этим именем или называть так своих детей.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 17:02 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 13 июл 2006, 21:21
Сообщения: 1735
IRUS писал(а):
Александр К. писал(а):
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии
Это, простите, как это??? :shock:

А вот так, что в пределах РПЦ, во Владимирской епархии может быть какой-то месточтимый святой, в честь него будет совершаться полиелей, а в соседней Рязанской епархии ни сном ни духом про него не знают, и в этот день идёт обычная служба.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 17:27 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
Holder писал(а):
Зря Милан обиделся.

Я, конечно, не обиделся!
Но мне кажется, что вы неправильно поняли порядок в СПЦ. В СПЦ нельзя дать имя Гитлер, Даздраперма или Ленин. Мы просто по разному поминаем, что такое христианское имя и для нас славянские, ветхозаветные и греческие имена совсем равноправные и христианские. Как может имя Божидар (дар от Бога) быть нехристианским? :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 18:24 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:21
Сообщения: 1582

Вероисповедание: Православный, МП
Милан писал(а):
Holder писал(а):
Зря Милан обиделся.

Я, конечно, не обиделся!
Но мне кажется, что вы неправильно поняли порядок в СПЦ. В СПЦ нельзя дать имя Гитлер, Даздраперма или Ленин. Мы просто по разному поминаем, что такое христианское имя и для нас славянские, ветхозаветные и греческие имена совсем равноправные и христианские. Как может имя Божидар (дар от Бога) быть нехристианским? :)


Тем более, что есть русское имя Богдан (видимо, перевод греческого "Феодор" - дар Божий).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 19:48 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 07 фев 2008, 15:41
Сообщения: 516

Вероисповедание: Православный, МП
У нас тоже есть имя Богдан. А есть и Тодор (от Феодор) :)

Еще одно народное имя, которое очень христианское - Крстивоје (воюет за Крест). :wink:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 20:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Милан писал(а):
Я, конечно, не обиделся!
Но мне кажется, что вы неправильно поняли порядок в СПЦ. В СПЦ нельзя дать имя Гитлер, Даздраперма или Ленин. Мы просто по разному поминаем, что такое христианское имя и для нас славянские, ветхозаветные и греческие имена совсем равноправные и христианские. Как может имя Божидар (дар от Бога) быть нехристианским? :)

У вас в Сербии церковное сознание все же сохранилось в большей целостности, чем у нас. Даже во времена Тито у вас не было такого поголовного оголтелого безбожия, как у нас. Поэтому в Сербии у православных людей, конечно, хватит ума не давать при Крещении богопротивные имена своим детям и не брать их самим.

У наших верующих людей вследствии воинствующего безбожия советского государства в голове бОльшая каша, чем у ваших. Поэтому, повторю, вполне возможно желание некоторых людей окреститься "Гитлером" или "Лениным" - по крайней мере, в России широко известен один политический деятель, считающий себя православным и одновременно являющийся сторонником Гитлера. До недавнего времени он имел определенное число последователей.
Также имеется тенденция и у современных коммунистов причислять себя к "православным" безо всякого разрыва с ленинизмом.

Так что у нас пусть остается, как есть.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 20:36 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17
Сообщения: 39992

Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
Александр К. писал(а):
IRUS писал(а):
Александр К. писал(а):
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии
Это, простите, как это??? :shock:

А вот так, что в пределах РПЦ, во Владимирской епархии может быть какой-то месточтимый святой, в честь него будет совершаться полиелей, а в соседней Рязанской епархии ни сном ни духом про него не знают, и в этот день идёт обычная служба.
Речь шла об именах. И если некий святой чтится в поместной церкви, значит имя его может нарекаться во всей Церкви.
Насчет "ни сном ни духом" я надеюсь Вы нарочито преувеличиваете или забываете, что Церковь - это единый организм.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2009, 22:49 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 13 июл 2006, 21:21
Сообщения: 1735
IRUS писал(а):
Речь шла об именах. И если некий святой чтится в поместной церкви, значит имя его может нарекаться во всей Церкви.
Насчет "ни сном ни духом" я надеюсь Вы нарочито преувеличиваете или забываете, что Церковь - это единый организм.

Да нет, не преувеличиваю.
Могу согласиться с тем, что имена будут общеупотребительные. Но, насчет "ни сном ни духом" - именно так. В одной епархии идёт полиелей, а в другой - рядовая служба. Разница - 8 ступений.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 03:07 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Александр К. писал(а):
Тут ещё проблема в том, что есть святые общеправославные (и даже общие с католиками)

есть святые только данной поместной церкви

и, для полноты картины,
в данной поместной церкви могут быть святые какой-то ее епархии


Если Епархия - часть Церкви, а на канонизацию, пусть и в местночтимые, дано благословение Патриарха, то вся Церковь чтит. Просто если в наши святцы включить все поместные, то знаете что будет? :) Хотя не мешало бы хотя бы одну такую книжеку издать. Для наглядности :)

Многие святые сначала были местночтимыми. Но разве в их честь нельзя называть?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 08:05 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 13 июл 2006, 21:21
Сообщения: 1735
Называть конечно можно. Да и имена будут вполне обычные.

Но такое действительно есть.
Через неделю после Троицы День всех святых, ещё через неделю День святых данной Поместной Церкви, а ещё через неделю День святых каждой епархии.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 09:30 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:21
Сообщения: 1582

Вероисповедание: Православный, МП
Тем не менее, если человек святой, то он святой, независимо от того, где его чтят - в одной епархии или во всём мире. Соответственно, почему нельзя в его честь кого-то назвать?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 10:58 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 18 фев 2005, 23:12
Сообщения: 527

Возраст: 39
Откуда: русичи мы:)
по поводу святых имён... почему из ветхозаветных имён не все вошли в, так сказать, назывательную практику? Царица Эсфирь была очень даже положительной во всех отношениях, однако ни одной знакомой русской Эсфири у меня нет, есть одна еврейка и та уже в годах. Соломон - мудрец из мудрецов, круче Сократа, и с ним та же история. А вот Илия - вполне себе употребительное имя. Так звали моего прадеда, погибшего за Отечество. чем одни имена так приглянулись, а другие так и остались в календарях незамеченными?

_________________
На синем на дубе, на золотой цепи
Висит колыбель, ее ветер качает,
А в той колыбели лежит мое счастье,
А волки да чайки его охраняют.
(c) Башня Rowan


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 11:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35
Сообщения: 1419
Tatiana Steorra писал(а):
по поводу святых имён... почему из ветхозаветных имён не все вошли в, так сказать, назывательную практику? Царица Эсфирь была очень даже положительной во всех отношениях, однако ни одной знакомой русской Эсфири у меня нет, есть одна еврейка и та уже в годах. Соломон - мудрец из мудрецов, круче Сократа, и с ним та же история. А вот Илия - вполне себе употребительное имя. Так звали моего прадеда, погибшего за Отечество. чем одни имена так приглянулись, а другие так и остались в календарях незамеченными?

Не всегда так. Например, в Белоруссии и западных областях среди православных были шире распространены ветхозаветные имена, чем в восточных - в белорусских деревнях среди крестьян встречались и Абрам, и Иосиф, и Моисей. Вероятно, епархиальные архиереи там были более строги и наказывали крестить точно по календарю.

Также на Украине имя Моисей (Мусий) имело более широкое распространение, чем в Великороссии.

Раньше в России было много Яковов, сейчас практически никто так не называет. Вышел из употребления и Осип (Иосиф), а до революции было много с таким именем.

Тенденция, аднака.

_________________
"Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чужое имя
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 12:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:31
Сообщения: 18344

Возраст: 47
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Болгары
Похожая традиция наречения имени распространена у болгар. О ней нам рассказал архимандрит Игнатий (Карагьозов): «Раньше в Болгарии тоже имена обычно соответствовали определенным святым. Но и в Болгарии были безбожные времена, и это не могло не отразиться на традиции наречения имени.
У родителей мужа в селе (Болгария) есть старенькая бабушка, которую зовут Подушка. Ее дед назвал таким именем, так как когда в их селе останавливались русские войны, во время русско-турецкой, они просили подушку, на болгаром возглавница, и это слово ему понравилось, назвал так свою внучку. Уж не знаю как ее поминают в церкви. :roll: :)

В России у нас никогда не было проблем с моими болгарскими родствениками - всегда пишу рядом с именем, что это мужское или женское имя, православные болгары. Еще никогда не отказывали.

Так же у мужа в роду сербы были и отца мамы зовут Вутё. Это полное имя, тоже не было проблем с ним, когда записки подаем.

А в Греции, батюшка наш рассказывал, что очень часто встречается имя Христос. У нас же частое имя Ангел для мужчины :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 14:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
Tatiana Steorra писал(а):
по поводу святых имён... почему из ветхозаветных имён не все вошли в, так сказать, назывательную практику? Царица Эсфирь была очень даже положительной во всех отношениях, однако ни одной знакомой русской Эсфири у меня нет, есть одна еврейка и та уже в годах. Соломон - мудрец из мудрецов, круче Сократа, и с ним та же история. А вот Илия - вполне себе употребительное имя. Так звали моего прадеда, погибшего за Отечество. чем одни имена так приглянулись, а другие так и остались в календарях незамеченными?


Я встречала в книге "Пасха красная". Там упоминается студентка Есфирь, которая после убийства монахов в Оптиной пустыни ушла в монастырь и стала инокиней.

Что касается ветхозаветных имен, то моего прапрадедушку крестьянина звали Иосиф (Осип). Брата прапрабабушки - казака -звали Яков.

Знаю священника, у него маленький сынок Яша.

_________________
Чувствую настоятельную потребность вступить в Добровольный оркестр хемулей...


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: