 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Должны ли непричащающиеся покидать литургию верных? Добавлено: 21 фев 2008, 23:02 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): Хотя, конечно, после возгласа "Двери, двери" должны уходить все непричащающиеся Насколько я знаю, это спорная точка зрения. Цитата: Сразу скажем, что все изложенное в этой статье имеет целью показать нездоровые последствия возникшего за последние десятилетия в среде либерально-обновленческого духовенства своеобразного нового "догмата" – требования к мирянам причащаться за каждой литургией. ... Как совершенно крайнее, радикальное мнение, исходящее чаще всего от современных обновленцев, утверждается, что нельзя присутствовать на литургии не причащаясь Святых Таин (при этом ссылаются на совершенно неправильно толкуемое ими 9-е Апостольское правило). http://www.rusk.ru/st.php?idar=104910
Кто что думает по этому поводу?
|
|
|
|
 |
Антон К.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 12 мар 2005, 18:24 Сообщения: 17162
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
а что тут думать - всё просто и ясно и лежит на поверхности
обновленцы не правы
как часто надо причащаться - решается индивидуально,
причём нормальным духовником
а не обновленцем
что касается непричащающихся - покидать литургию они не должны
_________________ Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях. © Омар Хайям
|
|
|
|
 |
Дмитрий-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:15 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 мар 2006, 07:55 Сообщения: 2368
Возраст: 38 Откуда: Russia
Вероисповедание: Православный, МП
|
Покидать литургию должны лица оглашенные, т.е. готовящиеся к таинству Крещения. Откуда такая инфа, что непричащающиеся должны удалиться?
_________________ Адвего — биржа статей, которая дает возможность заработать написанием своих или пересказом чужих статей.
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:16 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Антон К. писал(а): а что тут думать - всё просто и ясно и лежит на поверхности
Я с этим согласилась бы, если бы не слова "конечно, непричащающиеся должны уходить " , которые были нашей сестрой-форумчанкой сказаны.
И, поскольку в теме никто этих слов не опроверг - я и вынесла этот вопрос на обсуждение. Чтобы не офтопить в теме про католиков.
|
|
|
|
 |
Антон К.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:21 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 12 мар 2005, 18:24 Сообщения: 17162
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
а
это Анни жгёт как всегда
да не слушайте вы её
мало ли сарафанного радио
и не такое услышишь 
_________________ Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях. © Омар Хайям
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:36 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17813
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Знаете ли Вы, что непричащающимся после Отче наш преподается мир и читается молитва отпуста:
Цитата: Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости твоея от небытия в бытие вся привел еси: сам Владыко, с небесе призри на подклоншыя Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегоже своей потребе: плавающымъ сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.
после которой непричащающиеся могут уходить.
Это что касается истории.
Личное мое отношение такое:
Так получилось, что когда я воцерковлялся,я чётко знал, что на литургию надо приходить натощак. А уж если я решился с утра не покурить, то три дня попоститься и прочитать положенное правило - пара пустяков. Или наоборот - уж если и идти с утра в храм непокуривши, то только ради причащения. ;)
В результате первые несколько лет я на литургии всегда причащался. (Это было не очень часто)
И когда случилось так, что я не мог причащаться, и на литургии хотел быть, чувство непричастности Божеству меня очень сильно терзало. И это мне пошло на пользу.
Ещё такой момент: когда я стал много общаться с попами и прочими церковниками, появилось искушение приходить на литургию, что бы потусоваться, решить какие-то вопросы... Считаю нужным для себя всегда знать - для чего я иду на литургию? Не кощунственной ли будет моя невинная, на первый взгляд, цель? Не будет ли это пренебрежением к Богу?
К сожалению, нет возможности причащаться на каждой литургии/приходить на литургию только, что бы причаститься из-за моего пономарского служения. Увы.
|
|
|
|
 |
Антон К.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:43 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 12 мар 2005, 18:24 Сообщения: 17162
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
могут
но не обязаны
Филипп!!!
Ты классный парень!!!
Мне нравицца твой слог, я проста умиляюсь!!!
_________________ Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях. © Омар Хайям
|
|
|
|
 |
Дмитрий-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:44 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 01 мар 2006, 07:55 Сообщения: 2368
Возраст: 38 Откуда: Russia
Вероисповедание: Православный, МП
|
Антон К. писал(а): могут но не обязаны
Вы меня опередили. Только что хотел тоже самое написать. 
_________________ Адвего — биржа статей, которая дает возможность заработать написанием своих или пересказом чужих статей.
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 фев 2008, 23:48 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17813
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Что-то меня немного в сторону увело.
Выходить с оглашенными - не было такой традиции.
Задуматься о цели присутствия - весьма полезно.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 00:27 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Михаил Арранц (много лет преподавал литургику в духовных академиях)
"но раньше недостойных (грешников в покаянии) не допускали даже на эктении: они выходили из храма вместе с оглашенными".
"Длинная ектения и молитва главопреклонения о кающихся: отпуст. Диакон: "Да никто от немогущих не приближается. Елицы вернии преклоним колена". Отпуст оглашенных и других недостойных"
"Диакон: "Изыдите немогущие молиться. Узнавайте друг друга. Прости, станем добре"
"После этого да бывает жертва. Народ стоит и в молчании молится. Все причащаются в порядке. Двери в это время стерегут, чтобы не вошел неверующий или непросвещенный".
"Причащение всей церковной полноты" "Все пьют из Чаши"
http://www.krotov.info/libr_min/01_a/ara/nz_01.htm
Сохранился еще вариант литургии Григория Двоеслова (не смогла и инетрнете найти, кстати. Если нужно - через 2 месяца буду в библиотеке и тогда дам точную ссылку): "Пусть никто из оглашаемых, ........Кто не причащается, да покинет собрание"
|
|
|
|
 |
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 00:40 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
-Татьяна- писал(а): Антон К. писал(а): а что тут думать - всё просто и ясно и лежит на поверхности
Я с этим согласилась бы, если бы не слова "конечно, непричащающиеся должны уходить " , которые были нашей сестрой-форумчанкой сказаны. И, поскольку в теме никто этих слов не опроверг - я и вынесла этот вопрос на обсуждение. Чтобы не офтопить в теме про католиков. Тему я прежде не видела, но православные(верные) могут покинуть Храм лишь после возгласа "С Миром изыдем".
|
|
|
|
 |
Drozd
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 00:40 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17813
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
грешники в покоянии, т.е. отлученные от церковного общения и простр не причащающиеся сегодня - не одно и тоже. Про литургию Григория Двоеслова интересно узнать, в какой момент изгонялись непричащающиеся.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 00:47 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Drozd писал(а): грешники в покоянии, т.е. отлученные от церковного общения и простр не причащающиеся сегодня - не одно и тоже. Про литургию Григория Двоеслова интересно узнать, в какой момент изгонялись непричащающиеся.
Церковное общение в данном контексте - это и есть общение в таинствах. А если человек в таинстве не участвует, то либо его не допустили к нему, т.е. отлучили, либо он сам не стал, т.е. отлучил себя сам.
Насколько я помню (полного текста у меня нет перед глазами, если очень нужно - в библиотеке уточню) сначала уходили оглашаемые, потом просвещаемые (т.е. те, которые должны непосредственно на Пасху причащаться), потом кающиеся и это финальный возглас перед "Верные миром Господу помолимся".
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 02:07 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Drozd писал(а): грешники в покаянии, т.е. отлученные от церковного общения и просто не причащающиеся сегодня - не одно и тоже.
А вот это очень верно подмечено. Вопрос - насколько это оправданная практика. Сейчас реально выясняют, какое отношение человек к Церкви имеет, только на исповеди перед причастием. Т.е. верный или нет - обнаруживается только перед Чашей. Т.е. это последний рубеж, последняя охраняемая от недостойных святыня. А чин литургии - сохранил другие рубежи: оглашаемые, просвящаемые. Были еще разряды кающихся, в частности, купностоящие - кающиеся, которым позволяли присутствовать до конца, но не причащаться (11 правило 1 Всел. Собора).
Из Иоанна Златоуста (беседа на Ефес.)
"А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы".
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Re: Должны ли непричащающиеся покидать литургию верных? Добавлено: 22 фев 2008, 02:20 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Annie писал(а): Хотя, конечно, после возгласа "Двери, двери" должны уходить все непричащающиеся Насколько я знаю, это спорная точка зрения. Цитата: Сразу скажем, что все изложенное в этой статье имеет целью показать нездоровые последствия возникшего за последние десятилетия в среде либерально-обновленческого духовенства своеобразного нового "догмата" – требования к мирянам причащаться за каждой литургией. ... Как совершенно крайнее, радикальное мнение, исходящее чаще всего от современных обновленцев, утверждается, что нельзя присутствовать на литургии не причащаясь Святых Таин (при этом ссылаются на совершенно неправильно толкуемое ими 9-е Апостольское правило). http://www.rusk.ru/st.php?idar=104910Кто что думает по этому поводу?
Вот канон и толкования - http://community.livejournal.com/ustav/116911.html
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 02:29 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Annie писал(а): Михаил Арранц (много лет преподавал литургику в духовных академиях) "но раньше недостойных (грешников в покаянии) не допускали даже на эктении: они выходили из храма вместе с оглашенными". "Длинная ектения и молитва главопреклонения о кающихся: отпуст. Диакон: "Да никто от немогущих не приближается. Елицы вернии преклоним колена". Отпуст оглашенных и других недостойных" "Диакон: "Изыдите немогущие молиться. Узнавайте друг друга. Прости, станем добре" "После этого да бывает жертва. Народ стоит и в молчании молится. Все причащаются в порядке. Двери в это время стерегут, чтобы не вошел неверующий или непросвещенный". "Причащение всей церковной полноты" "Все пьют из Чаши" http://www.krotov.info/libr_min/01_a/ara/nz_01.htmСохранился еще вариант литургии Григория Двоеслова (не смогла и инетрнете найти, кстати. Если нужно - через 2 месяца буду в библиотеке и тогда дам точную ссылку): "Пусть никто из оглашаемых, ........Кто не причащается, да покинет собрание"
Нахожу в этом скорее практический смысл. Вроде, чтобы не отвлекать Причащающихся и тем не нарушать Таинства. ИМХО!
_________________ Христос Воскресе!
http://www.fotopalomnik.ru - для паломников и путешественников
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 02:34 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
AnnaOl писал(а): Нахожу в этом скорее практический смысл. Вроде, чтобы не отвлекать Причащающихся и тем не нарушать Таинства. ИМХО!
В чём именно - в этом?
|
|
|
|
 |
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 11:47 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Аня, ты не права
Извини, но все от мудровствования излишнего.
_________________ Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство. Святитель Игнатий Брянчанинов.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 12:04 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Виринея писал(а): Аня, ты не права Извини, но все от мудровствования излишнего.
Православие всё-таки не даром там ценит Предание. Нельзя от своих истоков так просто отмахиваться, мол, это всё мудрствование. А то получится, что практика, сложившаяся не в самые лучшие для Церкви времена, важнее Писания, канонов и святых отцов.
Последнее время в Даниловом монастыре регулярно собираются круглые столы, которые все эти вопросы обсуждают. Вот тут материалы: http://www.cdrm.ru/project/
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 12:19 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): Из Иоанна Златоуста (беседа на Ефес.) "А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы". В контексте смысл этой фразы понимается иначе. Цитата: Замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с разсуждением и сознательно, приобщаются тела Христова. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы и день св. Пасхи, всем, - каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), - должно приобщиться таин. Праздник можно и не праздновать, между тем совесть надо очистить и только тогда причаститься. Ибо кто не чист и не достоин, не вправе и в праздник причащаться святаго и страшнейшаго тела. Помысли, что участвовавшие в древнем жертвоприношении употребляли большую предосторожность. Они наперед очищались и являлись во всем очищенными; ты же, приступая к жертве, которой ангелы трепещут, определяешь совершение этого дела известным временем и осмеливаешься нечистыми устами и руками принимать тело Христово? Ты и царя не осмелишься облобызать, когда изо рта у тебя дурной запах: как же ты с зловонной душею дерзаешь лобызать Царя небеснаго? Такой поступок оскорбление для Него. А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы. Послушай же Господа, который говорит: Елицы в покаянии (те и приступают), а которые не причащаются, те не в покаянии [50].
Настоящее каноническое предписание о том, как надлежит приступать к святому причастию, взято из беседы св. Иоанна Златоуста на послание ап. Павла к Ефесянам.
6.Многие причащаются этой (святой) жертвы однажды в год, другие дважды, а иные несколько раз. Слово наше относится ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, ибо они причащаются раз в год. Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие - ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в разстроенный желудок, производит вред и разстройство во всем теле и делается причиною болезни, так бывает и с страшными (святыми) тайнами. Ты сподобляешься трапезы духовной, и потом опять оскверняешь уста нечистотою. Ты намащаешься миром и потом опять наполняешься зловонием, а чрез год приступаешь к причащению. Думаешь ли ты, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время, а потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне, если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то этим не погубил ли ты и предшествовавший труд и себя еще больше не погубил ли? Если же таким образом извращается естественный порядок, то тем более нравственный, который зависит от воли. Сорок дней ты употребляешь на возстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, - и думаешь умилостивить Бога? Скажи мне, ты смеешься? Для того и диакон возглашает, говоря: святая святым, т.е. кто не свят, пусть не приступает. Не говорит только: кто чист от греха, а кто свят [51].
И это каноническое предписание принадлежит св. Иоанну Златоусту: взято оно из беседы его на послание ап. Павла к Евреям.
http://www.pagez.ru/olb/258.php?id=822
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 12:32 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Annie писал(а): Из Иоанна Златоуста (беседа на Ефес.) "А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы". В контексте смысл этой фразы понимается иначе. Цитата: Замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с разсуждением и сознательно, приобщаются тела Христова. ... Праздник можно и не праздновать, между тем совесть надо очистить и только тогда причаститься. .....А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы. [50].
В контексте смысл фразы только усиливается. Свт. Иоанн говорит, что нельзя автоматически приступать, просто потому что так принято. И что важнее не просто придти на праздник, а совесть очистить, и только тогда причаститься. А если причастия недостоин, то и церковной службы тоже. Что праздновать, если к причастие не можешь подойти - каяться надо тогда. Покаявшиеся приступают, а елицы не каются - кыш 
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Re: Должны ли непричащающиеся покидать литургию верных? Добавлено: 22 фев 2008, 12:37 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся. Из толкований: Цитата: еп. Никодим Далматский (Милаш): Общение христиан в первые времена церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1Кор.10:16,17) и в единодушном пребывании всех в храме (Деян.2:46; 20:7). Это общение, выражавшееся таким образом, положено, между прочим, в основание и при составлении чина литургии, так что оглашенные, могущие оставаться в церкви с верными лишь до определенных молитв, как только начинался самый чин евхаристии, приглашались диаконом удалиться из церкви, так что оставались в храме одни верные, и были участниками трапезы Господней. Этим выражалась общая мысль церкви о духовном единении между верными, а также и то, что, ради этого духовного единения, каждый верный может и имеет право участвовать в церкви при всех молитвах и при святой евхаристии и в совокупной молитве, после св. причащения, благодарить Господа за Его Великий дар. Так было при начале церкви Христовой, и все верные приходили всегда в церковь, и не только слушали в церкви чтение Св. Писания, но оставались там до тех пор, пока священник, окончив божественную литургию, не давал им благословения для выхода из церкви. Такая ревность стала однако у некоторых охладевать, и многие, прослушав только чтение Св. Писания, выходили из церкви. Ради этого, без сомнения, и был внесен, как читаем в Апостольских постановлениях (VIII, 9), в чин литургии, после напоминания оглашенным выйти из церкви, диаконский возглас о том, что ни один из имеющих право оставаться до конца службы, не должен ее оставлять. По всей вероятности, это не помогало, многие и после диаконского возгласа все же выходили из церкви до окончания службы, оскорбляя этим благоговейное чувство истинно верных и производя беспорядок в самой церкви. Вследствие этого издано было настоящеестрогое правило, требующее отлучения от церкви каждого, приходящего в церковь и не остающегося в ней до окончания службы [1].
Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания божественной литургии, но и обязаны были все причащаться св. тайн [2]. Возможно, что такое толкование правильно, так как подтверждением этого могут служить места из Св. Писания, приведенные выше при изъяснении этого правила. Однако, не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того, чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим правилом с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания божественной литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения [3].
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 12:40 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): В контексте смысл фразы только усиливается. Свт. Иоанн говорит, что нельзя автоматически приступать, просто потому что так принято. И что важнее не просто придти на праздник, а совесть очистить, и только тогда причаститься. А если причастия недостоин, то и церковной службы тоже. Что праздновать, если к причастие не можешь подойти - каяться надо тогда. Покаявшиеся приступают, а елицы не каются - кыш 
В контексте он просто - иной.
Идет речь о Празднике - и не просто о Празднике - о Пасхе! То есть - если уж к Пасхе не подготовился к причастию, то и Церковной Пасхальной службы не достоин.
Это же не означает, что нельзя присутствовать на литургии, если не причащашься - в любой другой день.
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 13:09 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): Виринея писал(а): Аня, ты не права Извини, но все от мудровствования излишнего. Православие всё-таки не даром там ценит Предание. Нельзя от своих истоков так просто отмахиваться, мол, это всё мудрствование. А то получится, что практика, сложившаяся не в самые лучшие для Церкви времена, важнее Писания, канонов и святых отцов. Цитата: Причащение Святых Христовых Таин для христианина является одним из самых главных, ответственных, страшных и в то же время празднично-торжественных моментов в духовной жизни. Господь оставил нам на земле Свою Плоть и Свою Кровь – для человека это самая дорогая Святыня. Поэтому вопрос, как часто следует причащаться, для христианина не является праздным. На протяжении веков своего существования Святая Церковь выработала определенные правила подготовки к этому великому Таинству, а также установила некоторую регулярность причащения для мирян. В частности, Православный Катехизис свт. Филарета Московского предписывает причащаться Святых Христовых Таин от четырех раз в год до одного раза в месяц.
В Русской Церкви Промыслом Божиим за период времени более 900 лет установились определенные церковные традиции по этому вопросу. На этих многовековых традициях было воспитано множество святых, вплоть до новомучеников и исповедников ХХ века. В связи этим возникает вопрос: почему в последнее время (примерно с начала 60-х годов и особенно с начала так называемой перестройки) многовековое церковное предание стало меняться? Неужели Русская Церковь 900 лет ошибалась? Вот и у меня тоже возникает вопрос - почему мы считаем себя умнее святых отцев, которые "возрастали в святости" на том понимании канонов, которое ни в коем случае не запрещает пребывание на литургии, не причащаясь? Почему для св. Серафима Саровского, св. Феофана Затвориника, св. Игнатия Брянчанинова,Святых Оптинских старцев - не страшно было такое понимание канонов? Цитата: Оптинский старец преп. Варсонофий (†1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости.
Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год.
У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…
- Что это о. Иероним сегодня причащается? - Ему разрешил старец. - Но отчего? - Ему явился диавол чувственным образом, и он совсем расслабел. - А… Ну тогда понятно. Впрочем, исповедоваться можно всегда, даже каждый день, и у нас исповедываются очень часто» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).
В общем, мне тоже думается, что не стоит быть мудрее святых-то...
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Re: Должны ли непричащающиеся покидать литургию верных? Добавлено: 22 фев 2008, 13:11 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Annie писал(а): Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся. Из толкований: Цитата: еп. Никодим Далматский (Милаш):
Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания божественной литургии, но и обязаны были все причащаться св. тайн [2]. Возможно, что такое толкование правильно, так как подтверждением этого могут служить места из Св. Писания, приведенные выше при изъяснении этого правила. Однако, не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению
Это говорит только о том, что во времена еп. Никодима Милоша - охлаждение в церковной жизни было уже так же велико, как и сейчас, что он не может понять, как это кто-то может причащаться за каждой службой. А более ранние толкователи еще застали времена или свидетелей времен, когда не надо было ПРИНУЖДАТЬ причащаться. Еп. Никодим в такое просто не верит, похоже.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 13:17 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Annie писал(а): В контексте смысл фразы только усиливается. Свт. Иоанн говорит, что нельзя автоматически приступать, просто потому что так принято. И что важнее не просто придти на праздник, а совесть очистить, и только тогда причаститься. А если причастия недостоин, то и церковной службы тоже. Что праздновать, если к причастие не можешь подойти - каяться надо тогда. Покаявшиеся приступают, а елицы не каются - кыш  В контексте он просто - иной. Идет речь о Празднике - и не просто о Празднике - о Пасхе! То есть - если уж к Пасхе не подготовился к причастию, то и Церковной Пасхальной службы не достоин. Это же не означает, что нельзя присутствовать на литургии, если не причащашься - в любой другой день.
Литургия на Пасху принципиально не отличается от другой литургии. Наоборот, ради великой радости можно было бы ожидать большего снисхождения (см. слово Огласительное Златоуста, читаемое на Пасху). Ан нет.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 13:36 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Цитата: На протяжении веков своего существования Святая Церковь выработала определенные правила подготовки к этому великому Таинству, а также установила некоторую регулярность причащения для мирян. Неужели Русская Церковь 900 лет ошибалась? Вот и у меня тоже возникает вопрос - почему мы считаем себя умнее святых отцев, которые "возрастали в святости" на том понимании канонов, которое ни в коем случае не запрещает пребывание на литургии, не причащаясь? Почему для св. Серафима Саровского, св. Феофана Затвориника, св. Игнатия Брянчанинова,Святых Оптинских старцев - не страшно было такое понимание канонов? ... В общем, мне тоже думается, что не стоит быть мудрее святых-то...
Святители 19 века прекрасно всё понимали и знали. И смотрели на реальные духовные силы Церкви. Нельзя же налагать на людей бремена неудобоносимые! Каноны фиксируют минимум благочестия, нижний предел для своего времени.
Явно к 19 веку не всё в порядке было, раз Бог в 1917 году произвел суд Божий на своей Церковью в России. И кровь мучеников 20 века дает РПЦ новые силы для более вдохновенной и горячей жизни. Слава Богу!
Применять всё эти каноны с бухты-барахты - невозможно. Надо смотреть по конкретным обстоятельствам. Но знать о канонах, как о минимальном правиле тех времен - важно. Чтобы знать, куда идем и где находимся.
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 14:23 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Annie писал(а): Применять всё эти каноны с бухты-барахты - невозможно. Надо смотреть по конкретным обстоятельствам. Но знать о канонах, как о минимальном правиле тех времен - важно. Чтобы знать, куда идем и где находимся.
Аня, да как ни крути и с какой стороны ни смотри - все равно получается, что литургию покидать нельзя.
О том , что нужно ее покидать вместе с оглашеннымии непричащающимся верным - ни одно правило ведь не говорит.
Из апостольских правил:
9. Всех верных, входящих в церковь , и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
По-моему,это правило однозначно говорит, что покидать литургию верным нельзя. Если уж пришли - так извольте до конца пребывать , во избежание отлучения.
|
|
|
|
 |
Карлсоня Барабасная
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 14:38 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 15:06 Сообщения: 1248
Откуда: Москва
|
Drozd писал(а): Знаете ли Вы, что непричащающимся после Отче наш преподается мир и читается молитва отпуста: Цитата: Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости твоея от небытия в бытие вся привел еси: сам Владыко, с небесе призри на подклоншыя Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегоже своей потребе: плавающымъ сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.
после которой непричащающиеся могут уходить. А из чего следует, что после главопреклоненной молитвы непричащающиеся могут уходить? Цитата: Богослужебные действия В это время священник тайно читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он милостиво призрел на преклонших пред Ним главы и преподал им все потребные блага. На литургии св. Иоанна Златоуста: Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшыя Тебе главы своя: не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, страшному Богу. Ты, убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй по коегождо своей потребе: плавающым сплавай, путешествующым спутешествуй, недугующыя исцели, Врачу душ и телес. На литургии св. Василия Великого: Владыко Господи, Отче щедрот и Боже всякаго утешения! Приклоньшыя Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякаго дела лукава отстави, всякому же делу благому сочетай и сподоби неосужденно причаститися пречистых Сих и животворящих Твоих Тайн, во оставление грехов, в Духа Святаго причастие. http://www.liturgy.ru/nav/liturg/lit7.php?k=108Цитата: Считаю нужным для себя всегда знать - для чего я иду на литургию? Не кощунственной ли будет моя невинная, на первый взгляд, цель? Не будет ли это пренебрежением к Богу?
Да, это очень важно.
|
|
|
|
 |
Annie
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 22 фев 2008, 15:18 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:16 Сообщения: 6224
Возраст: 46 Откуда: Электросталь
Вероисповедание: Православный, МП
|
-Татьяна- писал(а): Annie писал(а): Применять всё эти каноны с бухты-барахты - невозможно. Надо смотреть по конкретным обстоятельствам. Но знать о канонах, как о минимальном правиле тех времен - важно. Чтобы знать, куда идем и где находимся. Аня, да как ни крути и с какой стороны ни смотри - все равно получается, что литургию покидать нельзя. О том , что нужно ее покидать вместе с оглашеннымии непричащающимся верным - ни одно правило ведь не говорит. Из апостольских правил: 9. Всех верных, входящих в церковь , и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного. По-моему,это правило однозначно говорит, что покидать литургию верным нельзя. Если уж пришли - так извольте до конца пребывать , во избежание отлучения. Правило, когда оно было написано однозначно говорило о причастии. А применение и понимание правила менялось с соответствии с охлаждением христианской жизни. Изначально - и это зафиксировано в литургических памятниках (см. сообщения выше) - причащалась все верные, а остальные - выходили по очереди (оглашенные, просвещаемые, кающиеся, все непричащающиеся). Римская церковь - очень консервативна и поэтому у Григория Двоеслова, папы Римского эта практика была даже в 6 веке. Да, времена изменились. Хотя бы пусть люди будут в храме на службе - и то хорошо! Там же целый комплекс правил и канонов относительно причастия. И Златоуст настаивает (из Вашей цитаты), чтобы люди к этим правила не формально подходили (раз положено причаститься - то будь добр), а по совести свою жизни соизмеряли с правилами. Кстати, самый важный вопрос: какой смысл именно на литургии стоять до конца?
Еще раз толкование на это правило: [quote = "Толкование Зонары (11-12 века)"]: Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающая, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутсятвуя при богослужении в три воскресеые дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не прибывающих на молитве и святом причащении, как нарушающих порядок. И второе правило антиохийскаго собора говорит об этом.[/quote]
|
|
|
|
 |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |