 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
о.Александр Белослюдов
|
Заголовок сообщения: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 07:26 |
|
священнослужитель |
 |
Зарегистрирован: 04 мар 2011, 12:09 Сообщения: 935
Возраст: 59 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
|
Начался Великий Пост и, снова возникла тема ставшая уже бородатой, о прощении забытых грехов в Таинстве соборования (Елеосвящения).
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему." (Иак.5.14-15)
В чинопоследовании всех Таинств есть слова, которые прямо или косвенно указывают на прощение, оставление или исцеление грехов. Однако это не значит, что все Таинства суть одно и тоже, иначе зачем их так много. Ведь их не семь даже, а гораздо больше. Деление на обряды и таинства не просто условно, оно глубоко формально. В Церкви нет ни одного священнодействия в котором бы не подавалась благодать Божия. Оставить одно универсальное Таинство и всё. Вон у протестантов так и есть. И до чего дошли? Ежегодно появляются и исчезают тысячи протестантских обществ не согласных друг с другом. Но речь не о том.
Само понятие "прощение грехов" - юридическое. Совершил поступок нарушающий закон - виновен, повинился, попросил прощения - тебя простили и ты больше не виновен. Чистый лист. Этот юридизм, правовые отношения с Богом, есть фундаментальные основы западных исповеданий, всех - и католического и протестантских. И мы видим, даже на нашем конкретном примере, с какой мощью это религиозное сутяжничество наступает на Восток, который всегда был чужд юридизма, ни у кого из святых отцов мы не найдем рассуждений о правовых отношениях с Богом. Запад весь на этом стоит. Великие святые католицизма постоянно об этом твердили. Франциск Ассизский: "Я не сознаю за собой никакого согрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием". Вот квинтэссенция юридизма - главное вспомнить и произнести на исповеди. А если не вспоминается? А если возможности не подвернулось? Всё - чистилище на десять тысяч лет для искупления своей оплошности. Не случайно католики совершают соборование только умирающих, не больных! - умирающих. Болен - лечись. А если уже всё, умирает человек, даже может быть без сознания, его соборуют. Для чего? Чтобы святостью и заслугами церкви восполнить недостаток умирающего. В данном случае принести умилостивление за забытые, не исповеданные грехи. Да и сам грех понимается исключительно как поступок. Никакого понятия о поврежденности человеческой природы там нет, и не ищите даже. Только ВИНА.
Итак, учение о "прощении забытых грехов" чуждо Православию. И нигде, ни у кого из святых отцов не найдем мы слов о прощении, этих самых, забытых грехов посредством какого-то внешнего, не зависящего от самого человека воздействия. Однако, именно в Православии издревле повелось совершать соборование над физически и душевно больными людьми, а иногда и над здоровыми, да еще по несколько раз в жизни. Вы не думайте, что соборование в Великом Посту это нововведение РПЦ. Такая практика существовала и в Византии, о чем есть масса свидетельств. Когда священников приглашали в дом к больному, они 7 раз помазывали его самого, а потом и самих себя и всех присутствующих домочадцев. Ежегодно на Страстной Седмице Патриарх Константинопольский освящал елей, помазывал им духовенство, а те в свою очередь, с сосудами в руках шли в народ и помазывали всех. И это было не простое елеопомазание, а именно Елеосвящение, с теми самыми молитвами, которые употребляются в соборовании и по сей день. А в этих молитвах неоднократно можно встретить такие формулировки как: "ведомые и неведомые", "вольные и невольные" - о чем речь?
Все дело в том, что Восточная Церковь всегда стояла (и пока еще стоит) на святоотеческом опыте осмысления Откровения, а не на рационализме, как западная. Рационализм требует объяснения, а если что-то не объясняется логически, то это надо расчленить и деформировать для удобства объяснения по-частям. Так вот, Восточная Церковь рассматривает грех не как вину, а как болезнь возникшую в следствие неверного отношения человека к истинной реальности. Грех это не вина за нарушение закона внешнего, а это последствие нарушения закона внутреннего, фундаментального закона бытия. Закон Божий не конституция, он основа всего сущего. В Таинстве соборования не осуществляется прощения греха как поступка, о котором человек забыл, для этого есть исповедь, в которой тоже говорится об оставлении "ведомых и неведомых", "вольных и невольных", Соборование направлено на исцеление последствий этих грехов. Ведь если человек треснет себя молотком по пальцу мы не станем на него кричать и наказывать его, а наоборот, окажем помощь - зеленкой помажем, забинтуем. Грех производит искажение в природе человека, и это искажение приводит к болезненному состоянию, проявляющемуся и в разуме, и в психике, и в здоровье телесном. И это болезненное состояние останется и после того, как человек начал каяться вспоминая свои грехи-поступки. А их все безнадежно вспоминать, не знаю как это Франциску удалось, впрочем, в прелести был человек. И крещение не смывает их, и соборование...
Еще раз обращаю внимание на то, что одним словом "грех" обозначаются совершенно порой разные понятия. И очень важно не путать их.
В итоге: в Таинстве Соборования не прощаются забытые грехи, а подается благодать исцеляющая болезнь возникшую вследствие этих грехов. Главное назначение этого таинства - помощь больному, а не лукавому.
_________________ протоиерей Александр Белослюдов
|
|
|
|
 |
Vita-Viktoria
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 09:17 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 21 фев 2011, 19:56 Сообщения: 17003
Вероисповедание: Православный, МП
|
о.Александр Белослюдов писал(а): В итоге: в Таинстве Соборования не прощаются забытые грехи, а подается благодать исцеляющая болезнь возникшую вследствие этих грехов. Главное назначение этого таинства - помощь больному, а не лукавому.
Мне вот тоже так как то казалось  Вообще от юридизма отчень трудно отказаться, по крайней мере мне как бывшей лютеранке. Как не крути, а мыслю я все же именно этими категориями и постоянно ищу в православии конкретности 
_________________ Официальная форумская виртуально-реальная злодейка
|
|
|
|
 |
рррррррррр
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 10:28 |
|
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 15:53 Сообщения: 83
Вероисповедание: Православный, МП
|
о.Александр Белослюдов писал(а): Начался Великий Пост и, снова возникла тема ставшая уже бородатой, о прощении забытых грехов в Таинстве соборования (Елеосвящения). Итак, учение о "прощении забытых грехов" чуждо Православию. И нигде, ни у кого из святых отцов не найдем мы слов о прощении, этих самых, забытых грехов посредством какого-то внешнего, не зависящего от самого человека воздействия. В итоге: в Таинстве Соборования не прощаются забытые грехи, а подается благодать исцеляющая болезнь возникшую вследствие этих грехов. Главное назначение этого таинства - помощь больному, а не лукавому. «Настольная книга священно-церковнослужителя.» По благословению Свят. Патр. Моск. Алексия II. Репр. изд. Т.2, стр.1273-1280. «Елеосвящение имеет величайшее значение в от ношении церковно-общественном... Елеосвящение не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет, не отменяет... Удостоившемуся елеосвящения отпускаются: 1. грехи тайные, т.е. происшедшие в нём вследствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности; 2. те грехи, которые были причиною болезни, но болящий не знал о сем или не почитал их грехами; 3. такие грехи, которых недужный, по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными и т.п., не исповедал пресвитеру, хотя искренне раскаялся бы в них и исповедал, если бы вспомнил и осознал их виновность; 4. такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий, по своим тяжким немощам, не мог раскрыть пресвитеру, или не может теперь загладить добрыми делами, постом, молитвою, милостынею, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирением и т.п.; 5. такие грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах, и тяготить его душу; 6. наконец, и исповеданные грехи, особо тяжкие, могут беспокоить совесть болящего, колебать веру его в отпущении их, ослаблять надежду на милосердие Божие, приводить в уныние.
Все вышеозначенные и другие подобные, не исповеданные, по немощам больного, грехи, при покаянном состоянии души его, благодатию Божией отпускаются ему через св. помазание с молитвами и очищаются в наследие Царствия Небесного, и он по учению блаж. Симеона Солунского, получает окончательное отпущение грехов, или по выражению второй молитвы освящения елея «совершенное избавление грехов»... Отпущение грехов чрез Таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущеня грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности (Догм. Богосл. Высокопреосв. Макария).»
Последний раз редактировалось рррррррррр 28 фев 2012, 10:30, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
 |
Andrei-B
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 10:28 |
|
Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44 Сообщения: 1460
Возраст: 42 Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
|
С понятием прощения грехов необходимо обращаться очень осторожно. В наши дни (особенно с подачи профессора Осипова со товарищи) на почве критики "юридизма" встречаются перегибы в противоположную сторону, в сторону обезличивания, так сказать - "стихиизации" Божества. Бог, дескать, есть Любовь и потому не может быть Судьёй, а из этой предпосылки вытекают то реабилитация апокатастасиса, то всевозможные теории о возможности спасения вне канонических границ Церкви, то ещё что-нибудь.
"Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие." (1 Ин. 3:4) Из понятия греха невозможно выбросить ни аспект личностного противления Богу (который паписты в конце концов превратили в пресловутый юридизм), ни аспект поражения человеческой природы, так что в ней, помимо страданий, тления и распада, появляется инерция противления Богу, которая усиливается, если человек присовокупляет к ней личную волю, или замедляется, если человек ей противится. Иными словами, грех - не просто болезнь, но болезнь, основным симптомом которой является противление Богу человеческой природной волей, направленностью естества, которая также известна под термином "фелима", и отличается от личностной воли человека ("гноме"). Форм греха много, но общий корень один - самолюбие, которое являет себя "прошитым" в человеческой природе, хотя и не имеет природы собственной.
Покаяние - это суд человека над собственной греховностью, осуждение собственной греховной воли, противящейся Богу. Покаяние немыслимо без осознания личной вины. Грех - это прежде всего вина, а не беда; кающийся грешник видит себя в первую виноватым и недостойным, а не болящим и бедненьким; вся бедственность собственного положения воспринимается кающимся грешником через призму вины - "достойное по делам моим приемлю". Соответственно, и избавление от страданий принимается не как нечто причитающееся по достоинству, но с благодарностью, как милость, оказанная недостойному, тому, кто не имел на неё абсолютно никаких прав.
Упорствующего во грехе грешника можно уподобить человеку, который постоянно себя бьёт и режет. Пока он не оставит стремление к подобным занятиям, все попытки зашить, забинтовать, обработать и исцелить его раны окажутся тщетными. А как обратить ко Господу волю, которая находится в состоянии противления? Только через осуждение её текущего состояния, через покаяние, через призыв ко Господу за помощью. Что немыслимо без осознания личной неправоты, т.е. - вины. Не перед "внешним" законом, но перед Божиим Промыслом; кающийся грешник больше не хочет быть грешником, ему нужно обновление самой растлившейся грехом природы. А не возможность грешить не просто безнаказанно, но ещё и с автоматическим исцелением всех последствий греха. Ведь и страдания как последствия греха Господом попускаются также промыслительно, чтобы человек задумался о необходимости покаяния.
К сожалению, в народе сильно представление о Соборовании как о Таинстве, в котором каким-то неведомым образом, автоматически, исправляется греховная направленность человеческой воли; т.е. имеет место попытка устранить необходимость личного покаянного человеческого усилия участием в Таинстве. Многие даже прямо говорят: а зачем мне бороться против страстей? Бог милостив, перед смертью пособоруюсь - и прямиком в Рай. Подаётся ведь исцеление, грехи прощаются - так зачем пост? Зачем молитва? Зачем вообще вся аскетика? Итак, здесь имеет место противоположный перегиб - от юридизма к биологизму, к возможности исцеления от греха помимо покаяния, помимо участия личной человеческой воли.
В Соборовании же, как и во всяком ином Таинстве, имеет место соработничество Бога с человеком; Господь подаёт исцеляющую благодать в ответ на покаянный призыв человека, который может и не быть выражен в исповедании конкретных грехов.
_________________ Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).
|
|
|
|
 |
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 10:33 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 49 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
о.Александр Белослюдов писал(а): В итоге: в Таинстве Соборования не прощаются забытые грехи, а подается благодать исцеляющая болезнь возникшую вследствие этих грехов. Главное назначение этого таинства - помощь больному, а не лукавому.
Благодарю вас, батюшка! Именно так нам с православными друзьями на встрече с одним священником из Петербурга объясняли смысл соборования.
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
 |
Лучик
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 28 фев 2012, 11:44 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22898
Возраст: 51 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
о.Александр Белослюдов писал(а): Итак, учение о "прощении забытых грехов" чуждо Православию. И нигде, ни у кого из святых отцов не найдем мы слов о прощении, этих самых, забытых грехов посредством какого-то внешнего, не зависящего от самого человека воздействия. Т.е. слова преподобного Макария Египетского: «(В таинстве Елеосвящения) огонь благодати прогоняет бесов, истребляет (забытые) грехи, этот огонь есть сила Воскресения, действенность бессмертия» (33, 190)., неверно переведены? ( http://serafimov.narod.ru/temmat/eleosv.html).
_________________ Христианское имя - Елена
|
|
|
|
 |
Кубанец
|
Заголовок сообщения: Re: Соборование и забытые грехи Добавлено: 21 мар 2012, 11:56 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 10:40 Сообщения: 2659
Откуда: Краснодарский край....Евгений.
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ответ Святейшего Патриарха Кирилла...О Соборовании.(Слово Пастыря 1998год).Во время таинства Соборования происходит во первых,то что и в Таинстве Покаяния,прощаются грехи человека,но предполагается что это таинство может совершаться надь теми людьми,которые уже сознательно раскаяться пред Богом и Церковью не могут,и по этому в основе таинства лежит,не диалог между Священником и кающимся человеком,а молитва Церкви,над болящим,Церковь от своего имени,прощает грехи,тому кто Соборуется,она свидетельствует пред Богом,что нету греха у этого человека,который бы не был бы Церковью прощён,и предаёт душу человека в руки Божьи,испрашивая у Бога,прощение грехов этому человеку.Ну и само помазание освящённым маслом,свидетельствует,о том что Церковь,совершая это действие,испрашивает у Бога исцеление,болящему человеку.Хорошо известно что многие после Соборования,поправляются,чувствуют себя лучше,хотя иногда Соборование над умирающими людьми,радикально неизменяют к лучшему их физическое состояние,но несомненно укрепляют духовно,помогает достойно встретить смерть...Итак таинство Соборования,это таинство над болящими людьми.Но к сожалению в нашей такой Церковной практике,мы сталкиваемся с неправильным пониманием Соборования,что Соборование это как бы предсмертное Таинство,что совершать его можно и нужно только над умирающимиболящими людьми,это неправильно.Собороваться могут люди и имеющие сравнительно нетяжкие недуги,те кто могут даже прийти в Храм,хотя совершенно здоровый человек Собороваться не должен,потому что, весь чин Соборования связан, как бы орентирован на человеческий недуг,на человеческую болезнь и если у человека такой болезни нет,то совершение таинство Соборования не правомерно.Если человек здоров,то он должен прийти на Исповедь.
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |