Духовная брань. Понятие и определение.
Духовная брань – это брань, происходящая с человеком на путях спасения души при борьбе человека с собственными страстями и духами злобы.
При влечении в грех стоит перед человеком выбор: совершить грех, т.е. принять грех к исполнению, или не совершать греха, т.е. отказаться от греха и не делать его. Здесь полная свобода воли для человека. Здесь выбор избрания: делать или не делать, соглашаться или не соглашаться. Насильно увлечь в грех человека никто не может без согласия самого человека. В этом и суть духовной брани с грехом и страстями, чтобы не дать согласия на грех и оказать противодействие насилию страсти, призывая на помощь Спасителя. Не дать душе погибнуть, исправив её, в этом суть браней.
Трудности жизни, неурядицы, невезения, умственные и психические болезни, столкновение интересов людей в обществе и т.п. не являются проявлением духовной брани, но есть последствия от неправильной жизни (либо в прошлом, либо сейчас) и страстей и суть нападки духов злобы на человека, либо проявление демонической зависимости от страстей.
Пути прохождения духовной брани – это пути несения креста спасения души, пути, подаваемые только Богом и определяемые только Им. Человек сам себе пути браней и сами брани определить не может. Не дано. Начинаются они с момента принятия на себя человеком жизни ради Бога и жизни ради спасения души через постоянную молитву к Богу о помиловании и спасении души.
Брани с духами злобы могут происходить у человека и не при жизни ради Бога. Когда брань происходит у человека, не живущего верою в Бога, то это говорит об очень высокой греховности человека и его демонической зависимости от страстей, а также указывает на попытку духов злобы убить этого человека посредством его же страстей. Это очень опасное и безвыходное для человека состояние и есть результат отказа человека от Бога, неправильной жизни и греховности его. Эта брань ведёт человека в конечном итоге к утрате разума, к потере контроля над собой и своими поступками, к зависимости от страстей и приводит к гибели.
Брани сами по себе не возникают просто так беспричинно, но все они имеют причину для возникновения, ибо духам злобы не дано самовольно открывать брани с человеком и губить его. У всякой брани есть своя причина.
Брани, которые подаёт Бог, не приводят к утрате разума, не дают демонической зависимости, не приводят к смерти, не нарушают волю человека, не ведут человека к отказу от Бога, не приводят к непоправимым болезням, не разрушают психику и не убивают душу. Но приводят душу к исцелению от греха и страстей, исправляют человека, приводят к покаянию, к духовной и жизненной мудрости, к богомыслию и богопознанию, к глубокой вере в Бога, делают разум светлым, дают понимание жизни и смысла её, исцеляют от болезней благодатью Божией и спасают душу от смерти. Брань духовная – это труд спасения человеком своей души: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, всё преодолевши, устоять»(Еф.6.12,13).
Без Божиего попущения брани не бывает и без Его благодатной помощи брань не пройти и не остановить: «Никто из святых не мог бы выдержать злость демонов или устоять против их наветов и свирепой ярости, если бы при нашем ратоборстве не был всегда присущ нам милостивейший заступник и подвигоположник Христос, не уравнивал силы борющихся, не отражал и не обуздывал беспорядочные набеги врагов». (Прп. Иоанн Кассиан)
Есть брань внутренняя, а есть внешняя.
Внутренняя брань – это брань со страстями сердца, с нечистотой души, брань с помыслами и похотями души. Внешняя брань – это брань с телесными страстями и миром сим, брань с чувствами и ощущениями телесными. Все брани подробно описаны у святых Отцов Православной Церкви и желающий изучить брани обязан исследовать творения св. Отцов. Демоническая зависимость, одержимость, брани, душевные болезни, грех, страсти, беснование и тому подобное, по наследству не передаются, а приобретаются через неправильный образ жизни, плохое воспитание и нравственную распущенность. Отступление от Истины жизни причина их. Брани, возникающие у человека не живущего ради Бога, говорят о богооставленности этого человека.
|