Защита от браней и прекращение их.
Как защититься от браней? Как облегчить свое существование при нападении духов злобы и спастись от них? Вопрос весьма сложный в разрешении. Человек не может сам избавиться от нападок духов злобы, чтобы прекратить брань. Человек сам не может прекратить брань, не может своими силами защититься от духов злобы. Не дано. Защитить и отогнать от человека духов злобы может только Бог. Они – духи, духовные существа, не имеющие твердой плоти, а мы – материальное вещество, что трава. Трава от ветра защититься не может. Духи невидимы для нас и потому не знаешь, от кого и как защищаться. Да и как победить воздух, кто знает? От них не укроешься, и ни одна преграда или броня для них не помеха, ибо они способны мгновенно (скорость мысли) перемещаться в пространстве и появляться в любой точке (правда, сами же они проникающей способности не имеют). Природа духов злобы (и естество) такая же, что и у души человека (они хоть и сильно очень развратились, но природа их, а тем более естество, остались прежними). Поэтому наш разум и мысль по природе такие же, что у них. Из-за этой одинаковости и невозможно нам отличать наши помыслы от их помыслов, которые они вкладывают в наш ум и сердце. Богом попущено, что духи злобы имеют свободный доступ в наш ум. Это не даёт нам возможности защищаться от них на все сто процентов и пребывать в покое и безопасности. Но зато это даёт им возможность нас легко через помыслы обманывать и сеять ложь, т.к. по действию их помыслы абсолютно одинаковы с нашими и потому мы, не имея опыта различения своих помыслов от чужих, не имея соответствующих знаний, чтобы уметь отличить ложь от истины, и по развращённости ума страстями принимаем их помыслы за свои, верим им безрассудно и впадаем в заблуждение. Так появляется прелесть ума, вера в ИНН, паспорта, пророчества, откровения, «прозорливость» старцев, младостарчество, «сионские мудрецы», разного рода «старцы» и «концы света». Возможность различать помыслы даёт только знание истины (Иоан.8,24) и правильная религиозная грамотность. Различать помыслы по естеству человек не имеет возможности. Но может различать их по содержанию. Однако для этого необходима человеку духовная (религиозная) христианская грамотность и опытность.
Различать брани, прилоги помыслов, грехов и страстей человек становится способным лишь при условии, когда он:
принесёт покаяние за грех жизни; проходит путь очищения сердца от страстей; научен Христианской истине; обрёл опыт христианской жизни и обучен ей; опытно познал брани (испытал их на себе).
Главная причина, почему не может человек сам защититься от воздействия духов злобы и избавиться от браней – это действие Закона духовного в бытии. Этот Закон положен Богом человеку как основа спасения души при свободе воли и сердечного произволения человека (хочешь – живи ради Бога, как то и постановлено Им (т.е. спасай себя), чтобы получить будущую вечную жизнь, а хочешь – живи ради себя, по своим желаниям, но эта жизнь есть жизнь ради будущей вечной адской смерти). По Закону духовному при отказе от Бога человек автоматически попадает под влияние духов злобы и им даётся полное право искушать человека, влечь его в разврат и убивать через страсти душу, т.к. при отказе от Бога наступает богооставленность, а сам человек отдаётся во власть смерти. Закон духовный даёт человеку возможность выбора жизни и смерти. Другого выхода здесь у человека нет, чтобы избежать действие Закона духовного, ибо бытие принадлежит Богу: за отказ от Бога автоматически наступает расплата. Избравший Бога, избирает жизнь. Отказавшийся от Бога, избирает смерть. Избравший Бога, освобождается от демонической зависимости, от браней и исцеляется от страстей и болезней Богом. Других путей спасение души от браней, демонических зависимостей и душевных болезней нет.
Первое и главное условие защиты от браней и исцеления от страстной зависимости – это обращение к Богу и покаяние перед Ним. Второе главное условие – это искренность в обращении к Богу (а не потребительское отношение к Нему), нелицемерие, добросовестность в избираемой жизни верою в Бога и отсутствие какого-либо нерадения, небрежности, кичения и тому подобное. Если человек не избирает жизнь верою в Бога, то никакого освобождения от браней и страстной (демонической) зависимости не будет. Нет смысла спасать Богу человека, если он попадёт в ад, а всякий человек, не живущий верою в Бога, попадает в ад и предаётся вечной смерти. Зачем такого человека лечить? Третье главное условие, при котором Господь Бог приходит на помощь и помогает избавиться от браней и зависимостей – это молитва. Молитва о помиловании и спасении души, об оказании помощи в бранях, исцелении от душевных недугов и зависимостей и т.д. по потребности. Молитва может и не быть непрестанной, этого не требуется, но она должна быть регулярной и постоянной, т.е. представляется в виде ежедневного молитвенного правила. Молитва должна быть точной, конкретной. Если тебе необходимо исцеление, то попроси Бога об исцелении. Если тебе необходимо избавление, то попроси Бога об избавлении, и т.д. ведь сказано в Евангелии: «Просите и дано будет вам»(Мф.7,7). Бог свои обещания исполняет в точности. Молитва должна быть доброй, теплой, сердечной, покаянной, но это не должен быть текст из молитвослова. Это личная молитва человека, его крик души, его обращение с мольбой о помощи к Богу, а не церковный текст общего содержания из канонника или молитвослова. Без личной молитвы о помощи и освобождении от браней помощь Божия не приходит (Мф.7,7-11). Последнее главное условие – это труды самого человека в прекращении браней через освобождение от страстной зависимости. Без личных трудов человека Бог не спасает его (кроме исключительных обстоятельств) и не помогает ни в чём. Труды эти заключаются в постоянной молитве, в принесении покаяния на исповеди, оказание сопротивления греху и страстям своим, решимость, терпение (Мф.24,13), смирение и принесение Богу постоянного сердечного раскаяния. Для получения помощи человек должен применять благодатные средства Божии, а не ждать, когда Бог Сам придёт и исцелит, и освободит от греховной зависимости. Он не придёт и не исцелит Сам. Это весьма и весьма редкие случаи такой помощи. Есть Церковь Христова, в которой Он оставил нам благодатные средства для нашего спасения. Мы их и должны использовать, прилагая свои труды. Вне Церкви Христовой и без личных трудов брани не победить и не спасти душу свою. Надо помнить всегда, что причиной духовной брани и зависимости является наша греховность и развращенность души страстями. Поэтому, чтобы избавиться от браней необходимо не только покаяние на исповеди, но исправление себя, т.е. необходимо исцелить душу от страстей. Это могут сделать только Святые Дары Тела и Крови Христовых. И наша брань с нашими страстями. Святая вода, святые источники, иконы и другие освящённые предметы от страстей душу не лечат и от браней не освобождают (не путать с беснованием и одержимостью, когда по милости Божией и особому усмотрению Его помогает и святая вода, и отчитка, и иконы чудотворные), но облегчают состояние человека в бранях, на время задерживая брань, отгоняя духов злобы, помогают в исцелении болезней телесных (но всё это опять же только по усмотрению Божиему). Не помогают они в лечении душевных болезней, т.е. в тех болезнях, которые нарушают разум человека и приводят к отклонениям в поведении. Только покаяние, изменение образа жизни на жизнь верою в Бога по заповедям Его, исправление человеком себя и частое причащение Святых Даров Тела и Крови Христовых исцеляют человека от душевных болезней, греховной зависимости и избавляют от браней и нападок духов злобы. (От лекарств отказываться при этом нельзя).
В отдельных бранях, как средство спасающее человека от нападок духов злобы, можно применять отчитывание, т.е. прочтение священником молитв на изгнание бесов. Не каждый священник это сделать может, а лишь тот, которому за праведность жизни во Христе Бог даровал дар изгнания бесов через молитву. Применяя отчитывание, нужно всегда помнить, что если брани и демоническая зависимость, одержимость и нападки духов злобы возникли из-за отказа человека от Бога, распущенности его и развращенности души страстями, то никакая отчитка не поможет этому человеку и бес не будет отогнан Богом, т.к. по духовному закону там, где грех и страсти, где нечистота сердца от страстей, там духи злобы имеют право на такого человека. И даже после первого греха сделанного после отчитки бес снова получит право нападать на человека. Зачем человека освобождать от брани, когда он сам её создаёт через свои грехи и страсти?! Здесь даже исповеди недостаточно, а нужно покаяние жизнью, чтобы Бог пришёл на помощь.
Наилучшую помощь в духовной брани, как средство, защищающее от неё, помогающее и облегчающее путь прохождения её, является исповедь покаяния. Исповедь должна быть обо всем, что происходит с человеком: откровение сердца, откровение помыслов, ощущений и настроений, которые возникают под влиянием прилогов, влечения в грех, видения, слышания, советы в помыслах, телесные чувства, брани и т.д., что возникло само собой, а не по нашей воле. Исповедь останавливает действие греха и отгоняет духов злобы, прекращает на некоторое время действие страстей в душе и теле (но не исцеляет. Исцеляет душу только Причастие.).
Сильно помогает в прохождении брани глубокое чувство сердечного раскаяния человека перед своей совестью. Когда накатывается покаянная слеза, тогда брань останавливается и долго потом не возвращается, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Сердечное раскаяние со слезами покаяния моментально призывает помощь Божию и благодать, которые утешают в бранях и помогают преодолеть их. Слёзы покаяния и раскаяния надо отличать от слезливости из-за эмоционального и нервного перевозбуждения на исповеди, когда плач идёт навзрыд. Когда мы стоим на исповеди все в слезах, якобы покаяния, и каемся за свои грехи, а затем продолжаем их делать. Такое покаяние не даёт помощи. Слезливость на исповеди говорит об эмоциональной перевозбуждённости, т.е. о страстности души.
Помогает также и молитва. Она сдерживает брани. Чтобы молитва помогла, она должна быть продолжительной, нескончаемой, безостановочной (непрестанной), а особенно покаянной. Пока молитва звучит (можно вслух, шёпотом, в уме) брань замирает, но начинается тут же, как ослабевает молитва. В этом случае действует только воля Божия.
Нужно быть осторожным в применении поста и воздержания. При постоянном недоедании у человека сильно обостряется умственная деятельность и усиливается действие страстей. Это природно для человека. Поэтому, если имеешь в себе страсть зла, то зло в тебе выйдет на первый план и станешь незаметно для себя злым, гневливым, гордым и т.д. в зависимости от страстей души. Под влиянием страстной души ум может выйти из-под контроля и может начаться душевная болезнь (исходя из вида присутствующих страстей). В посте и воздержании необходимо рассуждение и ни в коем случае не принимать на себя подвижничества и «подвигов». Только при сильной брани с грехом и страстями с Божией помощью пост не наносит вреда, но помогает в исцелении души.
Сильным помощником в спасении души при бранях является послушание духовнику. Но это самый больной вопрос современного христианства. Ибо «нет праведного ни одного; нет разумевшего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны»(Рим.3,10-12). Нет сегодня священника и монаха, имеющих духовный опыт и хотя бы христианскую духовную грамотность, чтобы смочь рассудить правильно брани. Браням по книгам не научиться, чтобы правильно распознавать или обрести опыт, их познать можно только через проживание ими, через личное прохождение бранного пути спасения души, ибо только при жизни ради спасения души по Евангелию открывает Бог человеку духовную мудрость. Духовный опыт и духовная мудрость обретаются только при жизни ради спасения души. Другим сильным препятствием для получения помощи Божией при послушании является греховность самого человека, который хоть и обращается за помощью к духовнику, а сам не научен верить и слушаться правильно, заражён самоволием, самомнением, самолюбием. Здесь опять помощи Божией не будет. Ибо помогать нет смысла. Человек всё равно сделает всё по-своему, либо побежит переузнавать у другого духовника, а это уже игнорирование помощи и непослушание. Здесь всё очень сложно и надо быть осторожным в выборе духовника. В бранях мы в первую очередь должны полагать упование и надежду на Бога. Ибо только Он – Спаситель. Все в Его руках. И жизнь наша, и смерть. От нас лишь требуется смирение, терпение, покаяние, а особенно молитва. Всё остальное Он Сам сделает, а нам лишь надо быть благоразумными и стойкими в бранях, верить Ему, что Он не даст погибнуть. Ведь духовные брани - это крестный путь жизни ради Бога для человека. Но спасается тот, кто спасается с Божией помощью.
Освобождение от духовной брани – это процесс исцеления души от греха и обучения Христианской истине, а потому это не быстрый процесс. Это процесс перевоспитания души в Истине. Не путать с избавлением от одержимости, беснований, эпилепсии, где освобождение может произойти одномоментно. Чем чаще приносим покаяние и причащаемся (при условии противостояния и борьбе с грехом и страстями), тем быстрее идет освобождение. Чем реже причащаемся, тем дольше процесс освобождения. Если причащаемся раз в несколько месяцев, то освобождения от браней (из-за греха и страстей) не будет, ибо редкое причащение показывает наше легкомысленное отношение к Богу и нерадивость к себе. Если каемся и причащаемся раз в месяц, освобождение от браней затянется на долгие годы и прекращение их может не наступить, если нет борьбы с ними. Если каемся и причащаемся раз в две недели, то освобождение приходит быстро и зависит только от силы нашего сопротивления греху. Если причащаемся раз в неделю при сильном покаянии и молитве, то освобождение от греховной зависимости, а особенно при одержимости и душевных болезнях, наступает очень быстро.
Для монахов и тех людей (мирских), кто принял на себя жизнь ради спасения души, брани становятся крестом спасения души, а исцеление души от греха идёт с Божией помощью естественным путем, а не ускоренным. Ибо здесь брани – это условие жизни, в которое ставится человек Богом, чтобы прожить жизнь ради спасения души. Здесь очень нужен духовный руководитель.
Сила брани, которую подаёт Бог человеку, измеряется не необходимостью, а силой души и терпимости телесной. Если брань превысит силы души, то произойдёт отказ от Бога. Если превысит величину телесной терпимости, то может либо повредить рассудок, либо приведёт к смерти. Поэтому сила и продолжительность брани и искушений никогда не подаётся выше сил человека, чтобы не навредить ему и не погубить. Бог не убивает.
|