 |
 |
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 19 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 13 дек 2007, 20:06 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
Ну вот в этом, собственно, и вопрос...Что вы, братья и сёстры, под этим словом разумеете? Во избежании недоразумений скажу я не против послушания 
_________________ глвглг
|
|
|
|
 |
Юлия А.Л.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 дек 2007, 20:18 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 19:41 Сообщения: 645
Возраст: 54
|
В данный момент моей жизни различаю 2 вида послушания:
1) послушание живущих в монастыре, сознательно отказавшихся от исполнения своей воли и вручивших себя руководству опытного старца (игумена, игумении);
2) послушание живущих в миру - это послушание Богу путем исполнения Его заповедей, послушание духовному отцу, родителям (но только в том, что не противоречит заповедям Божиим и преданию Церкви). Для мирянина полное послушание, наподобие того какое есть у послушников в монастырях, невозможно. Мирянин пользуется во многих вопросах своей волей.
|
|
|
|
 |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 дек 2007, 21:00 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
Прошу прощения, я не совсем правильно сформулировал вопрос  Я имел в виду послушание, как послушание "духовному отцу", или духовнику, можно по разному назвать...понимаете?
_________________ глвглг
|
|
|
|
 |
@Helen@
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 дек 2007, 21:01 |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48 Сообщения: 18598
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Назвался груздем или назвали - соответствуй.
_________________ "Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)
|
|
|
|
 |
Inna_n
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 дек 2007, 21:20 |
|
Зарегистрирован: 25 ноя 2007, 16:25 Сообщения: 165
|
В постановлении Священного Синода от 28 декабря 1998г. есть такое обращение к пастве: «Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святыхъ Отцовъ и каноническимъ установлениямъ Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этимъ обратить внимание на слова преп. Симеона Нового Богослова о том, какъ должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе безстрастного и святого руководителя. Также и сам изследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».
|
|
|
|
 |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 07:42 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
Уважаемая Инна, я не о том спрашиваю как относится к советам духовника  ...Допустим у вас есть "духовный отец", которому вы доверяете, и считаете что он может вам помочь продвигаться в духовной жизни. Вот что вы понимаете под словом послушание, по отношению к такому человеку?
А слова преп. Симеона, на мой взгляд, сюда не подходят. Ведь если человек "...согласное с Божественными Писаниями принимает внутрь и удерживает в мысли, а ложное и чуждое выявляет и отбрасывает" , значит он не доверяет такому наставнику. Какой же он "духовный отец", если у него есть ложное и чуждое?
_________________ глвглг
|
|
|
|
 |
Марина Шин
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 08:46 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 20:55 Сообщения: 1763
Возраст: 52 Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лаик, мне показалось очень забавным то, что вы уже дважды вновь уточняете свой вопрос, тогда как отвечающие вам отвечают именно в том русле, о чем вы и вопрошаете. Почитайте, подумайте, может они раскрывают грани послушания, не столь новые, но столь нужные.
По отношению послушания духовнику мирян. Я плохая "послушница". Никогда не пойду к духовнику с вопросом, если не готова услышать на этот вопрос любой ответ, мб противоположный моим домыслам. Так я, по кр. мере, за свои глюки отвечаю перед Богом сама, не перекладывая ответственности на батюшку...
|
|
|
|
 |
IRUS
|
Заголовок сообщения: Re: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 14 дек 2007, 09:30 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Лаик писал(а): Ну вот в этом, собственно, и вопрос...Что вы, братья и сёстры, под этим словом разумеете? Во избежании недоразумений скажу я не против послушания  Подскажите мне, непонятливой, почему Вас, человека иного вероисповедания, интересует наше отношение к послушанию? 
|
|
|
|
 |
Ксения
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 10:07 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18 Сообщения: 25551
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Отвечу просто: послушание в моем понимании означает - полностью доверять своему духовнику и в любой жизненной ситуации следовать его советам, не мудрствуя лукаво.
Цитата: советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святыхъ Отцовъ и каноническимъ установлениямъ Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним.
...Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей
К сожалению, это так... Поэтому прежде чем полностью довериться батюшке, православным нужно проявлять осмотрительность и долгое время просто ходить к нему на исповедь - это своего рода длительное взаимное знакомство... Послушание возможно только при условии безграничного доверия духовнику.
_________________ О, Россия! С нелегкой судьбою страна... У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, прожить не смогу... (Ю. Друнина)
|
|
|
|
 |
Inna_n
|
Заголовок сообщения: Re: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 14 дек 2007, 11:34 |
|
Зарегистрирован: 25 ноя 2007, 16:25 Сообщения: 165
|
IRUS писал(а): Лаик писал(а): Ну вот в этом, собственно, и вопрос...Что вы, братья и сёстры, под этим словом разумеете? Во избежании недоразумений скажу я не против послушания  Подскажите мне, непонятливой, почему Вас, человека иного вероисповедания, интересует наше отношение к послушанию?  См. окончание темы "О Патриархе и Синоде" Цитата: Допустим у вас есть "духовный отец", которому вы доверяете, и считаете что он может вам помочь продвигаться в духовной жизни. Вот что вы понимаете под словом послушание, по отношению к такому человеку?
Здесь можно найти подробный ответ:
http://www.pagez.ru/olb/089.php
|
|
|
|
 |
Репка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 12:53 |
|
мне тут понравилось |
 |
Зарегистрирован: 13 апр 2006, 15:03 Сообщения: 174
|
Я однажды много лет назад попыталась задать конкретный вопрос своему батюшке:
- Как мне поступить в житейской ситуации?
- Я не гадалка, - ответил он мне.
С первого раза до меня не дошло, и я еще раз попыталась обратиться с подобным вопросом.
- Спроси у мужа, - ответил он мне.
С тех пор я таких вопросов не задаю. А вот вопросы о духовной жизни - это всегда пожалуйста. Их даже не нужно бывает задавать, батюшка говорит сам, при чем порой болезенно врачует вскрывающиеся гнойники души. Вот так я и понимаю послушание - учиться у духовника правильному пониманию духовной жизни и в соответствии с этим самостоятельно принимать решения
|
|
|
|
 |
Юлия А.Л.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 16:13 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 19:41 Сообщения: 645
Возраст: 54
|
Лаик писал(а): Допустим у вас есть "духовный отец", которому вы доверяете, и считаете что он может вам помочь продвигаться в духовной жизни. Вот что вы понимаете под словом послушание, по отношению к такому человеку?
В таком случае послушанием духовному отцу будет следующее.
Когда духовный сын идет за советом к духовному отцу, он должен молиться Богу о том, чтобы Бог вразумил дать ответ по воле Божией. Также духовный сын должен быть готов принять любой совет духовного отца как волю Божию, не иметь желания получить совет, соответствующий своим хотениям. Вопрос задавать кратко, ёмко, не дополняя ненужными деталями, по которым может быть видно, какой вариант ответа человек ожидает получить. Как волю Божию принять первый совет, данный духовным отцом и следовать только ему.
|
|
|
|
 |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Re: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 14 дек 2007, 18:04 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
IRUS писал(а):
Да я не "иного", а такого, какого надо  , прочтите в моей подписи. Просто нет варианта - православный (ая), без МП, не МП. А тему создал потому, что, прочёл интересные вещи по этому поводу. Давно это чувствовал, а тут так хорошо всё сказано. А если бы просто процитировал всё, что прочитал - не будет разговора, народ будет просто читать, и не станет отвечать. Ну да деватся некуда, просто даю текст...А то заподозрят ещё...Да, тут не всё, просто конспект. В интернете можно найти - там есть.
Слово “послушание”, может быть, следует немножко уяснить. Обыкновенно мы говорим о послушании как о подчиненности, подвластности, а подчас и порабощении духовнику или тому, кого мы назвали – совсем напрасно и во вред не только себе, но и священнику – духовным отцом или своим старцем. Послушание же заключается именно в том, что я сказал выше: в слушании всеми силами души.
Послушание не в том, чтобы делать слепо то, что говорит некто, имеющий над вами или материально-физическую, или душевно-духовную власть; послушание заключается в том, что послушник, выбрав себе наставника, которому он верит безусловно, в котором он видит то, что он сам ищет, вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все проявления личности наставника и все проявления его духовного опыта перерасти самого себя, приобщиться к этому его опыту и стать человеком, который уже вырос за предел той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями. Послушание – это раньше всего стремление слушать, и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем, благоговейным созерцанием духовной тайны другого человека.
Речь не о том, чтобы человека воспитывать по каким-то принципам и научить его развиваться в молитве или аскетически по каким-то трафаретам. Духовничество тогда будет состоять в том, чтобы духовник, на какой бы степени духовности он сам ни находился, зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, возгревал бы Его действие, защищал против соблазнов или падений, против колебаний неверия.
Взращивать — это значит относиться к ним и поступать с ними так, как садовник относится к цветам или к растениям: надо знать природу почвы, надо знать природу растения, надо знать условия, в которые они поставлены, климатические или другие, и только тогда можно помочь – и это всё, что можно сделать – помочь этому растению развиться так, как ему свойственно по его собственной природе. Ломать человека для того, чтобы его сделать подобным себе – нельзя. Один духовный писатель Запада сказал: духовное чадо можно привести только к нему самому, и дорога внутрь его жизни бывает иногда очень долгая...
Прозреть в другом человеке его исключительное, неповторимое свойство, и дать этому человеку, и другому, и третьему возможность быть тоже самими собой, а не репликами этого старца или, еще хуже, его трафаретным повторением.
надо очень зряче различать между нашим желанием сделать человека подобным себе и желанием сделать его подобным Христу.
Человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру собственного его призвания. Одна из задач духовника в том, чтобы воспитать человека в духовной свободе, в царственной свободе чад Божиих, и не держать его в состоянии инфантильности всю жизнь: чтобы он не прибегал всегда по пустякам, пусто, напрасно к своему духовному отцу, а вырос в такую меру, когда он сам научится слышать то, что Дух Святой глаголет неизреченными глаголами в его сердце.
Митр. Сурожский Антоний. «Духовность и духовничество»
В общине Паисия Величковского послушание переживалось как подчинение себя братьям, как послушание в смирении. В своих поучениях Паисий более всего настаивает на послушании между равными (по горизонтали), чем на послушании вышестоящему (по вертикали). Я думаю, что привлекательность общины Паисия происходит в значительной мере из атмосферы такого послу-
шания, которая дает возможность жить единым сердцем и единой душой в едином собирающем всех стремлении исполнять до последней глубины заповеди Евангелия. «Словом Писания я наставлял братьев, что какое бы ни было возложено на них послушание, пусть стараются исполнять его со смирением, в послушании друг другу, склоняя главы друг перед другом» Послушание создает общение, построенное на уважении к каждому: личность ценится выше организации. Вот почему так важно, что община руководствуется не человеческими суждениями и планами — будь то мнения и планы кого-то из начальствующих или самих же братьев: ведь в таком случае пришлось бы пожертвовать личностью. Евангельская община —это всегда прежде всего община личностей, которая возрастает с ростом каждого.
О монастырском "отсечении воли" скажу, что это надо понимать не как убийство воли, а как ее исправление, исцеление. Если молодое тонкое деревце привязывают к палке, то это не для того, чтобы помешать его росту, но чтобы помочь. Так и воля родителей, воспитателей, пастырей призвана воспитать, родить добрую волю в людях, руководить волей их до какого-то срока. Так же и в настоящем монастыре, воля старца хочет "выпрямить" кривую волю послушника, укоренить ее в небесных ценностях, отрешить от суеты, эгоизма, самости. Это - глубоко воспитательное дело, если ведется разумно и опытным руководителем. В послушании монашеском (как и вообще, христианском) надежда бывает не на человека, а на Господа; это - акт веры; и, по мере веры, дается светлая воля послушнику. "Отсечение своей воли" аскетически не означает "убийства своей воли", но - отказ от самоволия и эгоистических мотивов.
Иером. Илия (Читтерио). «Учение преп. Паисия Величковского по письменным свидетельствам»
_________________ глвглг
|
|
|
|
 |
Inna_n
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 18:53 |
|
Зарегистрирован: 25 ноя 2007, 16:25 Сообщения: 165
|
Спаси Господи за учение преп. Паисия Величковского.Находка.
|
|
|
|
 |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 21:07 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
Inna_n писал(а): Спаси Господи за учение преп. Паисия Величковского.Находка.
Я не понял, вы нашли целую статью? Или вам дать ссылку?
_________________ глвглг
|
|
|
|
 |
Inna_n
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 14 дек 2007, 21:53 |
|
Зарегистрирован: 25 ноя 2007, 16:25 Сообщения: 165
|
Статью не нашла. Буду благодарна за ссылку.
|
|
|
|
 |
АнечкаОл
|
Заголовок сообщения: Re: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 15 дек 2007, 03:01 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44 Сообщения: 3232
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лаик писал(а): Ну вот в этом, собственно, и вопрос...Что вы, братья и сёстры, под этим словом разумеете? Во избежании недоразумений скажу я не против послушания 
 Бывает "подчинение". Это от слова "чин". К примеру, в армии солдат подчиняется офицеру. Это внешнее, - как будто послушание. В нашем языке сегодня смешалось подчинение и послушание. И есть "послушание". От слова "слушать". К примеру, сын слушается отца и мать.
Церковь - не армия. Хотя в любой организации есть иерархия и подчинение. Церковь - семья. Послушание духовное здесь, в Церкви, - сыновнее. Оно не может и не должно быть навязанным. Оно рождается естественно от взаимного чувства любви между духовным отцом и чадом. И умирает так же естествено при нарушении этой взаимности.
_________________ Христос Воскресе!
http://www.fotopalomnik.ru - для паломников и путешественников
|
|
|
|
 |
IRUS
|
Заголовок сообщения: Re: Как вы понимаете послушание? Добавлено: 15 дек 2007, 13:02 |
|
я просто здесь живу :) |
 |
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
AnnaOl писал(а):  Бывает "подчинение". Это от слова "чин". К примеру, в армии солдат подчиняется офицеру. Это внешнее, - как будто послушание. В нашем языке сегодня смешалось подчинение и послушание. И есть "послушание". От слова "слушать". К примеру, сын слушается отца и мать. Церковь - не армия. Хотя в любой организации есть иерархия и подчинение. Церковь - семья. Послушание духовное здесь, в Церкви, - сыновнее. Оно не может и не должно быть навязанным. Оно рождается естественно от взаимного чувства любви между духовным отцом и чадом. И умирает так же естествено при нарушении этой взаимности.  Очень хорошо сказано.
Полное послушание может быть только в монастыре, но и здесь духовный руководитель должен быть очень осторожным. А уж в миру - только совет. И рассудительность принимающего его.
Мне довелось столкнуться со священником, на право и лево раздающим благословения. Половина паствы у него словно зомбирована, а другая - клубная...
Любой же совет мы должны сравнивать со словами св.Евангелия и святоотеческими и на том основании поступать.
Кстати, и повседневное исповедание помыслов старцу теперь осталось только, кажется, в редких монастырях Афона. А без этого, какое может быть полное послушание?
|
|
|
|
 |
Лаик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 15 дек 2007, 13:33 |
|
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 19:08 Сообщения: 212
Возраст: 17 Откуда: ямимсп
|
|
|
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 19 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
 |