Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Новоначальных


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Целомудрие
 Сообщение Добавлено: 09 ноя 2004, 12:35 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:01
Сообщения: 263

Возраст: 49
Что такое целомудрие ?
Хотелось бы четкий ответ ("примерно" я и так знаю).

И можно ли его вернуть, если потерял ?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 ноя 2004, 04:01 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
В апостольских писаниях и писаниях святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. В их писаниях целомудрие обозначается греческим словом, первоначальное значение которого было: благоразумие (2 Мак 4,37; Деян. 26,25; 1 Пет. 4,7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове. Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная».
« По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».
По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое.
Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности души. Целина личности разворочена, наружу вывернуты низменные потребности и похоть плоти, а душа завалена, подавлена плотским, страстным, греховным.
Ветхий (греховный) человек истлевает в обольстительных похотях (Еф. 4,22), т.е. страстях, которыми обычно живет самоугодливый человек. «Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое». Особенно это касается грехов плотских. «Прочие грехи, - говорит святой Афанасий Великий, - одной душе причиняет вред, а любодей и тело растлевает и разрушает, истощая душевную и жизненную силу»… Душа человека растлевается не только плотскими грехами, но и сребролюбием, словолюбием (тщеславием), завистью и ненавистью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом, ненавистным Богу.
Христиане, будучи освящены в животворной купели крещения, очищенные от всякой нечистоты древней заразы, суть храмы Божии (1 Кор. 3,16-17), которые никем и ничем не должны быть растлеваемы и окверняемы. «Мы, - говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, - искуплены дорогою ценою – кровию пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа и призваны повиноваться воле своего Искупителя во всех действиях своего служения Ему, прославляя и нося Господа в чистой душе и неоскверненном теле».
Под целомудрием подразумевается не одна только нравственная чистота души и тела. «Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою».
Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. У апостола Павла это названо чистотою (1 Тим. 5,2) – когда «при телесном целомудрии сохраняют и душевное и не причиняют себе никакого нравственного вреда посредством зрения и слуха», а также осязания и проч. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, глаза, язык) соблюдает целомудрие, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Поэтому, чтобы быть целомудренным, надо заботиться о преуспеянии во всякой добродетели, чтобы Дух Святой, почив на добрых плодах, присоединил нас к Царству Небесному. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что собственно целомудрие обнимает все добродетели: «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» и есть не что иное как непорочность.
В связи с приведенными определениями целомудрия (в узком и широком смысле) у святых Отцов находим указания на некоторые внутренние и внешние признаки целомудрия.
Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам. Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе».
По словам преподобного Иоанна Кассиана, признак истинной чистоты внутреннего целомудрия состоит в том, чтобы в бодрственном состоянии не допускать греховного услаждения плотскими чувствами, даже и во сне, в сонных мечтаниях пребывать без страстного движения чувств.
Внешнее целомудрие, по словам святого Киприана Карфагенского, состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху и не возбуждать его в других, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами и не рассеивать их по сторонам, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над страстями или недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем.
К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)… Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты».
«Целомудрие, - говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, - состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния», в скромном убранстве волос и др.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что «когда (христианин) видит всех людей хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем».
Чистое целомудрие является источником внутренней духовной радости и мира. Это неизменные спутники чистой непомраченной совести; вовне оно проявляется в некоторой скромной веселости. Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях.
Целомудрие – особенный дар Божий. Человек не может своими только силами и старанием приобрести чистоту только по милости и благодати Божией подается подвизающемуся освобождение «от брани плоти и господства преобладающих страстей».

Г. И. Шиманский «Христианская добродетель целомудрия и чистоты».


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Целомудрие
 Сообщение Добавлено: 12 ноя 2004, 18:02 
пока присматриваюсь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 13:10
Сообщения: 28

Откуда: Санкт-Петербург
Дмитрий_AL писал(а):
Что такое целомудрие ?
Хотелось бы четкий ответ ("примерно" я и так знаю).

И можно ли его вернуть, если потерял ?



Рекомендую почитать "Таинство Любви" мтрп. Антоний Сурожский. Там всё сказано, лучше не сказать.

_________________
Бог в помощь. Христос Воскресе!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 ноя 2004, 19:10 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Целомудрие можно преобрести снова. Кто может сомневаться, что св.Мария Египетская не была целомудренна? Ведь ныне ей мы молимся об этом, просим помочь в сохранении или в обретении целомудрия.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Целомудрие
 Сообщение Добавлено: 15 ноя 2004, 10:30 
пока присматриваюсь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 13:10
Сообщения: 28

Откуда: Санкт-Петербург
Александр писал(а):
Дмитрий_AL писал(а):
Что такое целомудрие ?
Хотелось бы четкий ответ ("примерно" я и так знаю).

И можно ли его вернуть, если потерял ?



Рекомендую почитать "Таинство Любви" мтрп. Антоний Сурожский. Там всё сказано, лучше не сказать/

От себя кратко добавлю, что целомудрие один из величайших даров Божьих. Именно Бог даёт нам возможность не грешить, быть целомудренными. Многие наивно думают, что целомудрие связано только с "постельными" отношениями ничуть. Целомудрие это целостность, гармония в нашей природе между духом, душой и телом, а также с Богом (в Боге) и с миром. Целомудрие противостоит похоти. Похоть же тоже связана не только с "постельными" отношениями, а по сути есть любое хотение чего-либо или кого-либо с присвоением, будто это наше по праву, а не есть дар Божий. Акцент делаю не на предмете, а на отношении к нему. Будь то вещь или человек. Целомудрие рождается в сердце через Церковные таинства и из него(сердца) происходит во вне. Восстановить целомудрие несомненно можно ибо Богу возможно всё. В таинстве Святого Крещения и покаяния(которое является реализацией Крещения) человек соделывается девственно чистым. Телесные отношения между мужчиной и женщиной не противостоят целомудрию, но как раз могут быть и должны быть целомудренными(Христианский брак). Целомудрие актуально не только для женщины, но и для мужчины в неменьшей мере. Вот так.

_________________
Бог в помощь. Христос Воскресе!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 16 ноя 2004, 00:34 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2004, 21:55
Сообщения: 985

Возраст: 47
Откуда: Орехово
Вероисповедание: Православный, МП
Целомудрие - это когда человеку его внутренний мир дороже внешнего


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: