Кажется мы уже затрагивали тему о взаимоотношении ума и сердца. Заменить содержание мыслей, рассуждений не сложно. Ум гибок и легко переменяется вслед с принятием здравых рассуждений. Т.е. мы как бы спорим сами с собой и признаем разумность доводов. Принимаем то, что осознаем как правильное и разумное. Но одно дело принять здравую мысль рассудком, и совсем другое заменить навык. Первый инструмент, это внимание. Внимание к себе, к своим мыслям и желаниям. При навязчивых состояниях ума, следует прилагать большие усилия, понуждать свой ум к занятиям, которые потребуют серьезной отдачи, займут его целиком. Предмет для таких занятий надо выбирать с расчетом, чтобы он был либо совсем далек от привычного предмета размышлений и помыслов, либо был прямо противоположен ему. Обычно, серьезное сопротивление встречается только на первых порах. Рецидивы будут частыми. Потом периоды, когда навязчивые мысли будут отступать, забываться, выпадать из сферы внимания, станут увеличиваться, а рецидивы будут не так злы. Тогда уже можно будет не прибегая к какой-то серьезной нагрузке ума переключать его на другой предмет. На этой стадии борьбы важно не пропустить момент, когда привычный предмет размышлений начнет пробиваться к сознанию. Постепенно сам предмет перестанет быть значительным. Вы даже будете удивляться, как это он занимал мое внимание и воображение столько времени и с такой силой. В зависимости от тяжести ситуации процесс гигиенической очистки ума может занять неделю, месяц или даже больше. Все зависит от решимости и настойчивости.
Но, вот что важно знать. Все наши помыслы, стремления, желания, составляют неотъемлемую часть нашей природы. А природа больна. Больны и повреждены все силы души. А страсти, с которыми в последнее время идет "борьба" на форуме, это ни что иное, как искаженные грехом силы души. Их нужно не искоренять, а исцелять, т.е. возвращать к их верному назначению, к добродетели. Страсть это антипод добродетели. Она результат действия той же силы души, только поврежденной. Поэтому мало просто остановить движение помыслов. Надо понуждать себя (именно ПОНУЖДАТЬ, а не от восторга души действовать) к действиям противоположным привычной страсти. Именно так обретается навык добродетели, а вернее, заменяется навык навыком.
Это и есть духовная работа.
И на всех этапах этой работы должна быть молитва.
В первую очередь, в молитве главное не количество и продолжительность молитвословий, а внутренний настрой, внимание, сосредоточенность и благоговение. А это может быть достигнуто следующими средствами: постоянное упражнение в молитве (а не только утром и вечером), очень и очень неспешное и вдумчивое произнесение слов молитвы (это возможно только по отношению к тем молитвам, которые выучены наизусть а не читаются по молитвослову), постоянное и неустанное внимание к своему уму (отделение всех посторонних мыслей и образов). Лучше всего упражняться в Молитве Иисусовой. (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго). Она не случайно употребляется в духовной практике Православной Церкви на протяжении многих веков. К ней можно прибегать в любое время, для этого не обязательно полное уединение, хотя и желательно в первое время, можно обойтись и без иконы, более того, ее можно произносить мысленно а не вслух. Важно помнить следующие правила:
1) неспешность - примерно 8-10 секунд на произнесение одной молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"; несколько секунд пауза и снова повторение молитвы Иисусовой.
2) Внимание - тщательно следует произносить каждое слово следя за тем, чтобы не возникало посторонних мыслей, даже рассуждений о самой молитве, даже образов и чувств. Такого внимания можно добиться таким способом - буквально впечатывать свой ум в каждое слово молитвы, сам ум (логос, логическое мышление) должен молиться, а не язык только.
3) В первое время необходимо употреблять икону для лучшего сосредоточения и удаления тех помыслов и мечтаний, которые не облечены в слова (образное мышление). Икону рассматривать не надо, перед ней надо предстоять. Выбор Образа произвольный, остановитесь на той иконе, которая обретает отклик в вашем сердце.
Не следует гнаться за количеством молитв, для "начинающего молитвенника", а мы все таковы, следует ограничить свои упражнения десятью молитвами Иисусовыми - НЕ БОЛЕЕ! Какое бы то ни было правило - полусотницы, сотницы и т.д., на мой взгляд, возможно только для монашествующих, для некоторых духовных и, в исключительных случаях, для опытных мирян под руководством духовника. Однако упражнения в молитве жизненно необходимы каждому христианину и начать их нужно прямо сегодня.
Иногда бывает необходимо, при сильном развлечении сознания, сократить и эту краткую молитву, а произносить так: "Господи, помилуй меня грешного (грешную)", или даже просто "Господи, помилуй". А когда внимание будет восстановлено снова вернуться к полной молитве Иисусовой.
Навыки обретенные в упражнениях молитвой Иисусовой могут потом быть использованы и в других молитвах. Тогда ваши молитвы не будут простым сотрясением воздуха, а живой связью с Богом, в которой опытно переживается ВСТРЕЧА со Христом.
_________________ протоиерей Александр Белослюдов
|