В принципе, ответ был отправлен в личном сообщении, но на тот случай, если кто-то еще заинтересуется этим вопросом продублирую его здесь еще раз.
Говорить о том будет ли ребенок "отвечать" за грехи родителей не совсем корректно, да и не верно. В отношениях Бога и человека нет никакого юридизма. Но если уж говорить об ответственности, то каждый отвечает только за свои собственные грехи. Однако, само понятие грех не однозначно. Есть первородный грех, который не является виной каждого из нас, а только тем состоянием извращения естества, которое возникло в Адаме в результате его личного греха, а нам передается по наследству, генетически. Есть наследный грех, который тоже не является личным грехом, в котором мы виновны, но он, будучи совершен родителями передается по наследству их детям. Не вина и ответственность, а склонность к тому или иному виду греха. Однако, ему можно противостоять. Иметь наклонность это одно, а совершать грех, другое. За наследные грехи никто не несет ответственности, как и за первородный грех. Но от этого не легче. Ведь само повреждение уже болезненно. Поэтому можно сказать, что дети страдают за грехи родителей. Страдание по-славянски "страсть". Если из поколения в поколение передаются навыки страстной, греховной жизни, то они усиливаются. Если же, напротив, передаются навыки противостояния страстям, то они постепенно изглаживаются и через два-три поколения исчезают. Ответственность мы несем только за личный грех, совершенный сознательно. Вопреки своей совести, своим убеждениям, своей вере. А вот он, личный грех, способен оказать влияние на личность наших будущих детей. Страдания детей могут иметь значение искупительное в отношение их родителей, близких, но, только тогда, когда этот ребенок в состоянии понести эти страдания без вреда для себя. Без вреда для своей собственной души.
_________________ протоиерей Александр Белослюдов
|