Отче, благословите.
Читаю Псалтырь. После каждой кафизмы положены молитвы, некоторые из которых приводят в замешательство, смущение и вызывают крайне неприятные чувства и ассоциации.
Например, из молитвы после 18 кафизмы:
Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя, грешнаго, нищаго, обнаженнаго, лениваго, нерадиваго, прекословнаго, окаяннаго, блудника, прелюбодея, малакия, мужеложника, сквернаго, блуднаго, неблагодарнаго, немилостиваго, жестокаго, пияницу, сожженнаго совестию, безличнаго, бездерзновеннаго, безответнаго, недостойнаго Твоего человеколюбия, и достойна всякаго мучения, и геенны, и муки.
Подчеркнутые слова не только не отражают внутреннего душевного состояния и настроя, но называют грехи, к которым я совсем не причастна. Например, я могу согласиться с прелюбодеянием, потому что часто действую прежде любви. Но не могу согласиться с блудником и пьяницей, потому что всячески стараюсь и того, и другого избегать, что получается Божьей милостью.
Выделенные слова по внутренним ощущениям являются скорее добродетелями, чем греховными поступками. Сожжение совестью - ни туда, ни сюда, не пойму что такое - грех, или добродетель.
Вопрос первый: кем составлены молитвы после кафизм (иногда житие святого проливает свет на содержание его обращений к Богу).
Вопрос второй: обязательно ли читать молитвы во вроде бы "положенных" случаях, если они наполовину непонятны или совсем не отражают истинного положения души? Как быть - пропустить совсем? Пересилить себя, и произнести слова механически, потому что "так надо"?
Спасибо.
_________________ Понимающий мир
|