- Борьба с греховным в воспитании, не приводит ли иной раз к гордости?
В этом вопросе есть два момента. Первое - в том, что в ребенке, может быть, действует Бог, и мы порой оцениваем это через призму Евангелия – добро это или зло. С ребенком нужно вместе рассуждать, объяснять, нельзя авторитарно осуждать или одобрять.
Второе: да, есть такая мысль, что если человек что-то начнет делать правильно и поступать по-христиански, то у него может возрасти тщеславие и гордость.
Так вот, замечу, что это может возникнуть, только когда человек выполняет церковные предписания, а не заповеди Евангелия. Какое между ними различие?
Церковные предписания – это посты, молитвенные правила, посещение богослужений, исповедь и причащение, другие формы участия в церковной жизни. Все они являются вспомоществующими средствами к исполнению заповедей Евангелия. Если человек абсолютизирует церковные предписания и начнет думать, что, исполняя их, он исполняет заповеди Божьи, тогда он легко впадет в тщеславие.
Если же он все свое внимание будет концентрировать на исполнении заповедей Евангелия, тогда в гордость он никак не впадет. Потому что появившееся тщеславие он заметит и будет бороться с ним: «Да, вот я помог ближнему и хвалю себя за это: что за вывод я сделаю? Какой же я больной человек! Даже когда делаю добро, во мне возникает зло».
То есть церковные предписания дают возможность лучше увидеть себя в свете Евангелия и каяться в нарушении заповедей.
Поэтому важно различать между собой церковную дисциплину и заповеди Евангелия. Святые Отцы делят их на делание телесное и делание духовное. Телесное – это коленопреклонения, молитвы, посты, воздержание в разных формах, доброделание, а духовное делание сопряжено с исполнением самих заповедей, то есть не позволять в своей душе возникать зависти, тщеславию, лицемерию, лукавству; это то, что внутри меня происходит.
Остальное здесь:
http://www.russned.ru/stats/1360